Неравенство и бедность. Проблема социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить процесс расслоения населения страны на богатых и бедных, увидеть, на конкретных примерах, формирование механизма социальной защиты населения в России.

Для достижения данной цели в рамках работы поставлены и решены следующие задачи:

- выявить сущность и объективные причины возникновения бедности;

- рассмотреть понятие и сущность социальной защиты в РФ;

- исследовать последствия социально неравенства и бедности и методы борьбы с ними, применяемые в России;

- проанализировать уровень и качество жизни в РФ;

- выявить проблемы реализации социальных программ в России и методы их преодоления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА

И БЕДНОСТИ……………………………………………………………………5

1.1. Понятие социальной дифференциации бедности (виды, причины,

показатели). Понятие и сущность социальной защиты………………………5

1.2. Последствия социально неравенства и бедности………………………..13

1.3. Методы борьбы с социальным неравенством и бедностью…………….14

2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РОССИИ

И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ……………………………………………………………...17

2.1. Анализ уровня и качества жизни в России………………………………17

2.2. Основная направленность социальных программ в России…………….24

2.3.Проблемы реализации социальных программ

и методы их преодоления………………………………………………………31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………37

Работа содержит 1 файл

Неравенство и бедность.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

     Необходимо  переломить ситуацию и отказаться от сложившихся у правительства  и бизнеса позиций о том, что любое повышение заработной платы – это основная причина инфляции и потеря конкурентоспособности в связи с увеличением издержек производства российских товаров. Практика показывает, что основные истоки инфляции иные (монопольные цены, ввоз капитала и др.), а доля заработной платы в себестоимости продукции в 1,5-2 раза ниже, чем в развитых странах. [11; с. 296]    
 
 
 

     2.3.Проблемы  реализации социальных программ 

     и методы их преодоления 

     Особенностью  России на нынешнем этапе является то, что у нас одновременно идет восстановление рыночных отношений с (созданием) формированием адекватной (соответствующей) социальной политики. Для эффективного функционирования экономики важно, чтобы каждый человек, прежде всего непосредственный работник чувствовал себя уверенно, как в период его общественно полезной деятельности, так и после прекращения ее по возрасту или состоянию здоровья. Между стабильностью в экономике и в социальной сфере есть органическая взаимообусловленность: чем выше результаты экономического развития, тем полнее могут быть удовлетворены социальные потребности людей, что со своей стороны является важным фактором роста экономики. Одним из благоприятных условий для социальной стабильности является социально-экономическое равновесие членов общества. Поэтому государство должно обеспечить производство тех благ, потребление которых уменьшит дифференциацию граждан страны по уровню потребления, степени неравенства по доходам в расчете на душу населения. Речь идет о так называемых общественных благах, которые все члены общества получают в равной мере независимо от величины их личных доходов (образование, здравоохранение, культурное обслуживание, защита правовых интересов, осуществляемые на бесплатной основе). Понятно, что рынок, как регулятор экономики, безразличен к социальной стороне жизни людей. О ней должно заботиться государство, разрабатывая и реализуя социальную политику в условиях рыночной экономики [13. с. 105-113].

     Содержание  социальной политики:

     1. Обеспечение максимально возможной  занятости - одного из коренных прав человека: на труд и достойную его оплату.

     2. Через развитие частно-коллективных форм организации производства - вовлечение непосредственных работников в управление деятельностью предприятий и учреждений.

     3. Надежная правовая защита всех форм собственности, в т.ч. частной.

     4. Организация рациональной системы  социальной защиты и помощи  нуждающемуся в этом населению.

     В процессе становления рыночных отношений  необходима сильная социальная защита населения, это особенно важно в  современной России, где рыночные отношения пока недостаточно развиты, для нынешних поколений рынок с его безразличием к социальной стороне жизни населения является по сути дела новым явлением, не привычным для большинства, привыкшего к прежней государственной системе социальной защиты. Отсутствие такой защиты в новых условиях, когда резко упал жизненный уровень значительной части населения и соответственно сократился спрос на отечественную продукцию, а состоятельные граждане стали ориентироваться на импортные товары, возможности роста экономики оказались ограниченными. Дифференциация населения по доходам требует, чтобы в условиях ограниченных средств социальная защита прежде всего бедных слоев общества имела адресный характер [3; с. 105-113].  

     Следует привести цену труда российских наемных  работников в соответствие со стандартами ее стоимости в цивилизованном мире. Устранение обесценения рабочей силы требует от государства на нынешнем этапе политики опережающего роста средней заработной платы по сравнению с ростом цен с тем, чтобы восстановить покупательную способность заработной платы соответствующую дореформенному периоду (до января 1992 г.), составляющего 4,9 прожиточных минимума (ПМ). Предполагается, что в результате увеличения заработной платы до уровня, при котором ее покупательная способность будет соответствовать росту расходов на платные услуги здравоохранения, образования, ЖКХ, расширится экономическая свобода населения, снизится его зависимость от дотаций и пособий. При этом, конечно, необходимо ориентироваться на приближение в течение 5-10 лет к уровню заработной платы западных стран. По нашему мнению, для этого есть основания, учитывая перспективы экономического развития страны.  

     Другая  половина бедных – люди с ограниченными  способностями к труду, инвалиды, семьи пенсионеров, то есть, как правило, неработающая часть населения. Этой группе граждан требуется, прежде всего, адресная помощь. Однако, действующая система выявления и социальной поддержки бедных семей и населения, находящегося в зоне риска, в виде пособий, льгот, других видов помощи несовершенна и нуждается в ее адаптации к современным условиям жизни российского общества. В настоящее время средства, выделяемые для социальной поддержки бедных, распределяются неэффективно, часто идут не в те семьи, которые являются действительно бедными. В результате беднейшая часть населения оказывается все в более трудном положении, все большее распространение получает застойная (долговременная) бедность. Это ставит перед государством – на федеральном и региональном уровнях – задачу формирования новой политики в отношении проблемы бедности во взаимосвязи с политикой на рынке труда.   

     Для решения задачи преодоления бедности необходимо обеспечение на всей территории страны государственной  системы социальных стандартов и гарантий, дифференцированных с учетом особенностей регионов. Для этого требуется наряду с дальнейшим увеличением социальных трансфертов, повышение эффективности механизма расходования средств социальной защиты с учетом особенностей и интересов отдельных категорий населения и прежде всего малоимущих.  

     В докладе Всемирного Банка (ВБ) в апреле 2007 г., посвященного исследованию проблемы повышения эффективности программы адресной социальной помощи в России, отмечается, что выделенные государством средства в размере 6% ВВП проходят мимо бедных. Беднейшие российские граждане, составляющие по расчетам ВБ около 23 млн. человек, ежегодно недополучают минимум 45 млн. руб. Деньги в виде различных субсидий и социальной помощи «уходят» в пользу вполне обеспеченных людей. В этих условиях необходимо обеспечить жесткий контроль за поступлением выделенных средств конкретным адресатам, а также определить ответственных  за это. Пока же в стране часто наиболее эффективно и на всех уровнях организованы только коррупция и воровство. Но есть надежда, что в результате последних решений по ужесточению ответственности и усилению системы наказаний, положение исправится.    [12; с. 126]                       

     По  данным Госкомстата России, сегодня  преобладающая часть населения - около 35% - граждане с низкими доходами (ниже прожиточного минимума); доходы еще 30% незначительно превышают прожиточный минимум и только 20% россиян можно отнести к «среднему классу» (к коему принято причислять достаточно обеспеченных и социально защищенных граждан). Согласно оценкам специалистов по социально-экономической стратификации, в нашей стране:

     а) около 50 млн. человек (1/3 населения) находятся  в тяжелом положении, не имея возможности  обеспечить себе даже полноценное питание;

     б) происходит рост бедности как по удельному  весу, так и по категориям населения (помимо инвалидов, многодетных и неполных семей, безработных в группу стали включаться категории работающих граждан);

     в) доля «среднего класса» неоправданно низка и снижает потенциал  реформ;

     г) на долю 20% наиболее обеспеченных граждан  приходится более 50% денежных доходов, а на долю 20% наименее обеспеченных — всего 6% [13; С. 273].

     Исходная  задача национального масштаба в  России - повышение в течение ближайших  полутора-двух лет минимальной заработной платы до прожиточного минимума. Это  связано с тем, что минимальная заработная плата в России даже после ее существенного повышения с 1 мая 2002 г. вчетверо меньше прожиточного минимума работающего и составляет около 10% средней заработной платы по стране (для сравнения: по данным МОТ, минимальная заработная плата в большинстве стран мира составляет 40-60% средней заработной платы и в несколько раз превышает физиологический прожиточный минимум). В настоящее время в Российской Федерации приоритетными стратегическими целями перераспределения доходов выступают: долговременная стратегия - приближение уровня и качества жизни населения к «стандартам постиндустриального общества»; краткосрочные - обеспечение условий для социального и физического выживания людей, предотвращение социального взрыва.

     Для удвоения ВВП и преодоления бедности необходимо:

     1. Использовать все имеющиеся возможности  и средства на местном, региональном  и федеральном уровнях для  ее успешного решения в поставленные  Президентом Российской Федерации  сроки.

     2. Необходимо активно использовать эффективный опыт решения местных экономических и социальных проблем, накопленный в малых и средних городах различных регионов Российской Федерации.

     3. Включение малых, средних городов и поселков городского типа в процесс реализации поставленной Президентом страны задачи.

     4.  Выполнение «Федеральной целевой программы удвоения ВВП и преодоления бедности в малых городах России», принять ее в качестве необходимой основы для разработки программы.

     5. Обеспечить широкую поддержку делу экономического и социального развития небольших городских поселений страны, скоординировать действия федеральных отраслевых и региональных органов государственного управления.

     6. Необходимо разработать программу экономического и социального развития малых и средних городов страны и построение на ее основе стратегии их развития на долгосрочный период в рамках общенациональной стратегии освоения территории страны. 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Мировой опыт показывает, что эффективная  социально-ориентированная рыночная экономика немыслима без демократической системы распределения доходов граждан. Распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе. Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает.

     В России в результате преобразований сформировались резко различающиеся, фактически полярные группы населения по уровню доходов, уровню и характеру потребления благ. Это противоречит общемировым прогрессивным тенденциям к сглаживанию чрезмерного социального неравенства. Социальная сторона жизни людей является вторичной по отношению к экономике, поскольку уровень жизни напрямую зависит от уровня развития экономики.

     Высокую значимость имеет обеспечение комплексного подхода к осуществлению политики доходов граждан: в частности, в сложившихся условиях при сокращении государственного перераспределения через налоговые методы было бы приемлемо усиление социальной защиты населения. Одновременно с совершенствованием используемых методов имеет смысл создание благоприятных условий для реализации политики перераспределения. Речь идет об обеспечении общей экономической и политической стабильности в государстве.

     Главными  целями при перераспределении доходов  граждан можно считать: сокращение дифференциации в оплате труда по отраслям и предприятиям, снижением сезонной безработицы в сельской местности, поиск новых источников финансирования проводимой социальной политики. 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

   
  1. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 231 с.;
  2. Основы экономической теории: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 319 с.;
  3. Средний класс в современном российском обществе. - М.: РОССПЭН, 2004. – 304 с.;
  4. Симкина Л.Г. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2006. – 384 с.;
  5. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: учеб. д/вузов. – М.: ИЦ ВЛАДОС, 2003. – 656 с.
  6. Экономическая теория/под ред. А.И.Добрынина. – СПб.: Питер, 2000. – 544 с.;
  7. Экономическая теория: учебник для вузов/под ред. Н.В.Сумцовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 655 с.;
  8. Экономическая теория: задачи, логические схемы, методические материалы. – СПб.: Питер, 2000. – 448 с.;
  9. Экономическая теория: учеб. пособие/под ред. проф. Ф.П.Евсеенко. – Брянск: изд-во БГУ, 2003. – 151 с.;
  10. Экономическая теория/под ред. акад. В.И.Видяпина. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 560 с.
  11. Князев Ю. Современный взгляд на теорию рыночной экономики// Общество и экономика. 2004, №5, с. 17-53;
  12. Серик Ю. Есть ли альтернатива нынешней модели экономики?// Человек и труд. 2004, №1, с. 19-25
  13. Российский статистический ежегодник 2004/ Госкомстат Российской Федерации - М.: 2004г. – 725 с.

Информация о работе Неравенство и бедность. Проблема социальной защиты населения