Неравенство и бедность. Проблема социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить процесс расслоения населения страны на богатых и бедных, увидеть, на конкретных примерах, формирование механизма социальной защиты населения в России.

Для достижения данной цели в рамках работы поставлены и решены следующие задачи:

- выявить сущность и объективные причины возникновения бедности;

- рассмотреть понятие и сущность социальной защиты в РФ;

- исследовать последствия социально неравенства и бедности и методы борьбы с ними, применяемые в России;

- проанализировать уровень и качество жизни в РФ;

- выявить проблемы реализации социальных программ в России и методы их преодоления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА

И БЕДНОСТИ……………………………………………………………………5

1.1. Понятие социальной дифференциации бедности (виды, причины,

показатели). Понятие и сущность социальной защиты………………………5

1.2. Последствия социально неравенства и бедности………………………..13

1.3. Методы борьбы с социальным неравенством и бедностью…………….14

2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РОССИИ

И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ……………………………………………………………...17

2.1. Анализ уровня и качества жизни в России………………………………17

2.2. Основная направленность социальных программ в России…………….24

2.3.Проблемы реализации социальных программ

и методы их преодоления………………………………………………………31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………37

Работа содержит 1 файл

Неравенство и бедность.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

     Одним из факторов удачной борьбы с бедностью является стабильный экономический рост в стране. Только в этом случае предпринимаемые меры принесут результат. К основополагающим мерам по борьбе с бедностью можно отнести следующие:    

     - увеличение заработной платы (особенно в бюджетной сфере);    

     - увеличение социальных пособий и пенсий;     

     - увеличение МРОТа и прожиточного минимума;    

     - увеличение занятости населения.     

     Также необходимо отметить, что нынешний экономический кризис существенно усложняет борьбу с бедностью, так как при экономическом спаде, реализация вышеназванных мер не является эффективной. Например, каким можно образом увеличить занятость населения, если на предприятиях, в связи с финансовым кризисом, происходят массовые увольнения работников. Увеличения социальных пособий и пенсий тоже ни к чему не ведут, потому что увеличиваются цены на продукты питания.  [6; с. 196]       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РОССИИ

     И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ

     2.1. Анализ уровня и качества жизни  в России 

     Согласно статье 1 Федерального закона “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” (от 24 октября 1997г., № 134-ФЗ) потребительская корзина - это минимальный набор (в натуральном выражении) продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а прожиточный минимум - это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные сборы и платежи.    

     По данным Госкомстата России в 2003 году численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляла 29,3 млн. человек, в 2004 и 2005 году  - 25,2 млн. человек, в  2006 году - 21,6 млн. человек, в 2007 году - 18,9 млн. человек, а в первом полугодии 2008 года она составила 20,7 млн. человек. Анализ вышеуказанных данных позволяют сделать вывод о том, что число бедных граждан РФ постепенно падает.

     Положительной тенденцией является постепенное увеличение прожиточного минимума. Статьей 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ предусмотрено, что величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Потребительская корзина в субъектах Российской Федерации устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.   [13; с. 126]     

     По данным Госкомстата России в четвёртом квартале 2000 года прожиточный уровень был равен 1285 рублей в месяц, а в первом квартале 2009 года он составил 4693 рублей в месяц. Несмотря на положительные сдвиги, не стоит идеализировать эту цифру, так как она не соответствует стандартам высокоразвитых стран, к которым стремится Россия и она не соответствует потребностям граждан РФ и нуждается в значительном увеличении.

     Ещё одним аспектом проявления бедности в РФ является разрыв доходов между бедными и богатыми. По данным Росстата за 2007 год, которые приводит РБК daily, на долю 10% наиболее обеспеченных граждан приходился 31% общего объема денежных доходов против 30,6% в 2006 году, а на долю 10% наименее обеспеченных - 1,9% (1,9% в 2006-м).      

     Осенью 2007 года Росстат пересчитал распределение доходов в 2006 году. В своей новой оценке статслужба признала, что дифференциация в 2006 году была более существенной: по предварительной оценке, отношение доходов 10% наиболее обеспеченных к 10% наименее обеспеченных было 15,3, а после пересчета превысило 16. К сожалению, обновленные данные по этой статистике отсутствую, но, учитывая непростую экономическую ситуацию, нельзя предположить наличие положительной динамики.      

     Прибавилось еще 0,8 процентного пункта: доходы 10% наиболее богатых превышали 10% наиболее бедных уже в 16,8 раза.   [13; с. 326]      

     Реальные располагаемые денежные доходы россиян (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в 2007 году выросли на 10,4 против 13,3% (первоначальная оценка была 10,5%) в 2006 году. Таким образом, экономика развивается в большей степени в пользу наиболее обеспеченных групп населения.

     Данные о значительном расслоении общества по уровню достатка говорят об опасных тенденциях, которые могут подорвать политическую устойчивость в стране, необходимую для продолжения процесса экономических реформ. Столь значительное расслоение по уровню доходов вызывает в обществе социальное напряжение. Официальная статистика свидетельствует, что в последние годы в результате улучшения экономической ситуации в стране, роста реальных доходов населения наблюдается снижение числа выступлений трудящихся за свои права, что свидетельствует о возрастающей социальной стабильности общества. Однако, по данным опроса, проведенного социологами, 28% россиян признались, что считают возможными массовые выступления в защиту прав в своем городе или районе. Пять лет назад таких признаний было в два раза меньше - 15%. Вызванное недостаточно эффективными способами реформирования экономики падение уровня жизни в последние годы стало едва ли не главным препятствием к осуществлению необходимых реформ и обеспечению высоких темпов экономического роста. Социальные противоречия в обществе на сегодняшний день еще не приняли острой и открытой формы благодаря двум группам факторов: компенсирующему эффекту ряда институциональных нововведений и силе социальной инерции, позволяющей в течение определенного времени избегать открытого кризиса системы. [13; с. 306]   

     Проявлением бедности в современной России является также возросшая территориальная дифференциация уровня жизни. Различие между максимальным (в г. Москве) и минимальным (в Ингушетии) размерами среднедушевых денежных доходов населения РФ составило 9,5 раза. Такие данные приводит Федеральная служба статистики (Росстат). Коэффициент вариации денежных доходов на душу населения по разным субъектам РФ по итогам I квартала 2007г. зафиксирован высокий - 43,9%.    

     По данным статистического ведомства, реальные денежные доходы населения в I квартале 2007г. по сравнению с I кварталом 2006г. увеличились практически во всех субъектах РФ (за исключением Ненецкого и Корякского автономных округов).     

     Наибольший прирост денежных доходов (более чем на 20%) отмечен в республиках Дагестан, Ингушетия и Калмыкия, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе и Кировской, Волгоградской областях.    

     Во всех субъектах РФ (за исключением Магаданской области и Корякского автономного округа) увеличился реальный размер начисленной заработной платы. Наибольший ее прирост (более чем на 25%) отмечен в Воронежской, Московской областях, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе. Коэффициент вариации темпов роста реальной начисленной заработной платы по субъектам РФ составил 4,1%.

     Как показали расчеты, бедность в Москве гораздо выше, чем в среднем по стране. По данным Мосгорстата, в четвертом квартале 2007 года величина прожиточного минимума в столице составляла 5855 руб., в целом за год - 5758 руб. Из данных Мосгорстата о распределении по доходам за 2007 год следует, что в столице, за чертой бедности живут 23% москвичей. По словам министра экономики Московской области Вячеслава Крымова , ситуация в Подмосковье чуть лучше: доходы ниже прожиточного минимума сейчас имеют 10,5% жителей.    [13; с. 269]    

     Соотношение доходов  10% самых богатых к 10% самых бедных, согласно данным Мосгорстата, в 2007 году в столице составил 41,6%.

     Еще одним критерием бедности является структура потребительских расходов. Треть расходов на питание тратят крайне бедные семьи, а если на питание расходуется 50%, то это свидетельствует о крайней нищете.

     Специалисты полагают, что достойная жизнь семьи начинается с того момента, когда ее затраты на продовольствие составляют менее 30% от доходов. По оценкам, 60% россиян тратят на питание более 50% денежных доходов. По данным Росстата, в 2006 г. один россиянин тратил на приобретение продовольственных товаров более 42,7% своего заработка. С точки зрения развитых государств это очень много. Приведенная структура семейных расходов свидетельствует о бедности значительной части россиян. Для сравнения: население Японии расходует на питание в среднем 15,5%, Германии - 12,4%, в Швеции - 11,8%, в США - 8,7%. Необходимо отметить, что в бывшем СССР доля расходов на питание составляла в 70-х гг. - 35-40%, в 80-х гг. - 25-30%.[7; с. 126]   

     Говоря о проявлениях бедности в РФ, нельзя не упомянуть о группах социального риска по попаданию в бедные. К ним относятся неполные и многодетные семьи, одинокие пенсионеры старших возрастов, семьи, имеющие в своём составе инвалидов, безработных, семьи беженцев и вынужденных переселенцев. Необходимо усилить заботу государства за вышеперечисленными социальными группами.      

     Весьма важен и состав бедных. Одно дело, если это безработный, или молодой квалифицированный человек, другое дело ребенок, учащийся или престарелый пенсионер. В первом случае есть перспектива найти хорошо оплачиваемую работу, во втором случае такой перспективы может не оказаться. Специалисты разных стран пришли к выводу, что действительно нуждающихся, отчаянно бедных, а вернее нищих в обществе в среднем бывает не более 7%.

     Необходимо также отметить, что более высокий риск попадания в бедные существует для сельских жителей. Это объясняется более высоким уровнем безработицы и низким уровнем оплаты труда в сельской местности.    

     Между тем эксперты указывают на такую проблему, как работающие бедные - люди, которые хоть и работают, но зарабатывают очень мало. Еще одна проблема - застойная бедность, при которой часть трудоспособного населения отчаялась найти работу и поэтому, психологически ориентирована лишь на помощь государства. [7; с. 268]   

     Инициатива В.Путина на посту премьер-министра - повышение минимальной зарплаты с 1 января 2009 года до 4330 руб. вряд ли сможет существенно повлиять на уровень бедности работающего населения, поскольку свое назначение как регулятора МРОТ потерял в 1990-х годах, и не обрел, и вряд ли обретет. Работодателям поставлены низкие целевые параметры, поэтому им выгоднее использовать дешевый труд, не растрачиваясь на переоснащение и повышение зарплат.

     В период финансовой напряжённости отмечается рост безработицы, который является одной из главных причин возникновения бедности. По данным от 21 января 2009 года, уровень безработицы в РФ составил более 1,5 млн. человек. Минздравсоцразвития РФ прогнозирует, что безработных в России в 2009 году будет более двух миллионов - при том, что федеральный бюджет формировался из расчета, что уровень безработицы в этом году составил 1,6 миллиона человек. [8; с. 126]   

     Для представления о дифференциации населения по доходам и социальном расслоении целесообразно воспользоваться показателями распределения общего объема денежных доходов по 20 процентным группам населения (табл. 1).

                                                                                                               Таблица 1  

     Распределение общего объема денежных доходов по 20% группам населения 

       1995 1998 2000 2002 2004 2005 2006
Денежные  доходы – всего, % 100 100 100 100 100 100 100
В том  числе по 20-процентным группам населения                                                 
первая (с наименьшими доходами) 6,1 6,0 5,9 5,7 5,4 5,4 5,4
Вторая 10,8 10,4 10,4 10,4 10,2 10,2 10.1
Третья 15,2 14,8 15,1 15,4 15,1 15,2 15.1
Четвертая 21,6 21,2 21,9 22,7 22,7 22,7 28,6
пятая (с наибольшими доходами) 46,3 47,6 46,7 45,8 46,6 46,4 46.8
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов в разах) 13,5 13,8 13,9 14,0 14,5 15,0       
Коэффициент Джинни (индекс концентрации доходов) 0,387 0,394 0,395 0,397 0,409 0,406 0,410

Информация о работе Неравенство и бедность. Проблема социальной защиты населения