Неравенство и бедность. Проблема социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить процесс расслоения населения страны на богатых и бедных, увидеть, на конкретных примерах, формирование механизма социальной защиты населения в России.

Для достижения данной цели в рамках работы поставлены и решены следующие задачи:

- выявить сущность и объективные причины возникновения бедности;

- рассмотреть понятие и сущность социальной защиты в РФ;

- исследовать последствия социально неравенства и бедности и методы борьбы с ними, применяемые в России;

- проанализировать уровень и качество жизни в РФ;

- выявить проблемы реализации социальных программ в России и методы их преодоления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА

И БЕДНОСТИ……………………………………………………………………5

1.1. Понятие социальной дифференциации бедности (виды, причины,

показатели). Понятие и сущность социальной защиты………………………5

1.2. Последствия социально неравенства и бедности………………………..13

1.3. Методы борьбы с социальным неравенством и бедностью…………….14

2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РОССИИ

И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ……………………………………………………………...17

2.1. Анализ уровня и качества жизни в России………………………………17

2.2. Основная направленность социальных программ в России…………….24

2.3.Проблемы реализации социальных программ

и методы их преодоления………………………………………………………31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………37

Работа содержит 1 файл

Неравенство и бедность.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

     Центральный субъект социальной защиты - является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите - одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

     Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса). [3; с. 126]   

     Основные формы социальной защиты:

     - законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ, 
регулирование доходов и расходов населения;

     - социальное страхование;

     - социальное вспомоществование;

     - социальные услуги;

     -целевые социальные программы. 

     Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:

     - поощрительности, - властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях - индивидов;

     - заявительности, - социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;

     - патернализма, обозначающего государственную опеку  по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.

     В настоящее время свыше 70% россиян имеют разнообразные льготы по разным основаниям. Такое положение привело к непомерной нагрузке на федеральный и местные бюджеты, льготы стали обременительными для государства. В России вопрос модернизации политики льгот приобрел острую актуальность и стал центральным в реформировании системы социальной защиты населения. В настоящее время очевидна попытка валюнтористского ухода от государственных обязательств по выполнению этой категории социальных гарантий. Однако реализация такого подхода вызовет социальную напряженность, но не приведет к ожидаемых экономическим и социальным позитивным результатам. В России льготы, начиная с 1917 г. и по настоящее время, всегда были альтернативой денежных выплат, как бы прибавкой к зарплате, пенсии, социальным пособиям. В этой связи лишение льгот приведет к существенному ухудшению материального положения многих пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других социально неблагополучных, уязвимых слоев населения. [4; с. 412]   

      Решить эту сложнейшую экономическую и этическую проблему можно только во взаимосвязи с другими проблемами: 

     - доходов и расходов населения, и, прежде всего, в сфере доходов от трудовой деятельности;

     - реформирования пенсионной системы;

     - упорядочения медицинского и пенсионного страхования;

     - соблюдения государством конституционных и иных нормативно-правовых гарантированных социальных обязательств;

     - создания рынка социальных товаров и услуг, защиты населения от недобросовестных производителей социальных товаров и услуг; 
воспитания культуры населения в аспекте рыночных взаимоотношений в социальной сфере.

     Для оказания содействия людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной работы и социальные службы. 
В настоящее время социальная работа рассматривается как:

     1) вид профессиональной деятельности, основанный на предметноинтегрированных, междисциплинарных приемах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп;

     2) комплексная социальная технология осуществления социальной защиты населения, социального управления, социальной политики в отношении социально уязвимых групп населения.

     Социальная работа базируется на социально-психологических, виталистических и социально-педагогических аспектах концепции поддержки жизненных сил человека. [5; с. 126]   

     Принципы социальной работы:

     - методологические - гносеологического подхода, детерминизма, единства сознания и деятельности, личностного подхода; 
организационные - планомерности, преемственности и последовательности в работе с индивидуумом, группой;

     - взаимодействия всех социальных институтов;

     - контроля исполнения;

     - содержательные - объективности, системности, максимизации минимума, толерантности, уважения прав и интересов личности, гуманизации технологий.

     Функции социальной работы:

     - нравственно-гуманистические, информационно-коммуникативные, аналитико-прогнозные, организационно-методические, социально-управленческие;

     - медиаторские, рекламно-пропагандистские, регуляционно-профилактические, аффективно-коммуникативные, социоинтегративные.

     В России оформление социальной работы, как самодостаточного профессионального института стало происходить в конце 1980-х г, когда специалисты среднего звена, - социальные работники, начали обслуживание пожилых людей и инвалидов на дому. В 1991 г. в квалификационный справочник вносится новая профессия - специалист по социальной работе и с этого времени начинается становление системы социального обслуживания. 
В 1994-96 гг. в Министерстве социальной защиты населения России разрабатывается и принимается концепция развития этой новой отрасли, отрабатываются типовые положения различных видов социальных служб.

     С 1995 по 1999 гг. принимаются Федеральные законы "Об основах социального обслуживания населения", "О социальном обслуживании пожилых людей и инвалидов", "О социальной помощи". В развитие этих законодательных актов принимаются нормативные и методические документы по нормативам и стандартам социального обслуживания населения. Учитывая конституционное положение о разграничении социальных полномочий, формируется законодательная основа этого направления деятельности в регионах России. Активизируется формирование негосударственных организаций социальной направленности. 
В настоящее время социальная работа рассматривается как:

     1) вид профессиональной деятельности, основанный на предметноинтегрированных, междисциплинарных приемах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп;

     2) комплексная социальная технология осуществления социальной защиты населения, социального управления, социальной политики в отношении социально уязвимых групп населения. 
Основные направления социальной работы:

     Социальный надзор (контроль) и профилактика - форма практических действий субъектов управления социальными процессами по реализации своих прав и функций в сфере социальной защиты населения и отдельных личностей. [5; с. 151]    
 
 

     1.2. Последствия социально неравенства  и бедности 

     Рассмотрим некоторые негативный последствия, который порождаются бедностью.    

     Во-первых, бедность является фактором социальной напряженности. Борясь с несправедливым, по их мнению, распределением доходов, бедные склонны к совершению преступлений и к насильственным методам политической борьбы. История показывает, что во время революций и иных политических потрясений именно бедные были «горючим» материалом социальных переворотов и стремились «грабить награбленное».     

     Во-вторых, бедность отрицательно сказывается на человеке, не позволяя реализовывать свои способности. Бедный человек не может полноценно участвовать в жизни общества, его творческий потенциал не раскрывается и пропадает бесплодно. Особенно трагична «наследуемая» бедность, когда дети бедняков при одинаковых способностях имеют гораздо меньше шансов самореализоваться, чем их сверстники, родившиеся в семьях с нормальным достатком. Вырастая в атмосфере бедности, они не представляют себе иного образа жизни.     

     В-третьих, живущие в странах «третьего мира» бедняки страдают от антисанитарии, в их среде распространены эпидемические заболевания, лишая работоспособное население возможности трудиться.    

     Конечно же, негативных последствий, которые связаны с бедностью гораздо больше. Перечисленные выше являются самыми опасными и губительными для существования любого современного государства.

     Прежде всего, необходимо отметить, что официальный подход к определению бедности в Российской Федерации базируется на концепции абсолютной бедности: к бедным относятся домохозяйства и одиноко проживающие граждане с доходами ниже стоимости прожиточного минимума. 
    

     1.3. Методы борьбы с социальным  неравенством и бедностью 

     Регулирование доходов и потребления сегодня должно быть направлено, прежде всего, на преодоление бедности, которая приняла существенные масштабы, а также смягчение значительной дифференциации в доходах и потреблении богатых и бедных. При выборе путей, методов социальной защиты неимущих слоев населения необходимо исходить, прежде всего, из того, что основным гарантом этих программ является государство, а главным источником финансирования - государственный бюджет. Ведущая роль государственного регулирования доходов в переходный период находит свое отражение в смягчении возможных неблагоприятных последствий либерализации экономики, сохранении необходимого баланса между требованиями экономической эффективности и социальной защиты населения. Сегодня население страны поставлено в такие условия, когда любая, даже самая эффективная стратегия реформ не может быть реализована без немедленного спасения трудового потенциала страны, для чего необходимо проведение эффективной социальной политики.

     Изначально, следует исходить из того, что бедность нельзя искоренить полностью, можно лишь уменьшить её уровень, который в России, независимо от критерия подсчета, достаточно велик. Необходимо отметить, что готовых рецептов и простых путей при решении проблемы бедности не существует. Существует множество мнений, как следует бороться с бедностью. Приведем лишь некоторые из них.   [6; с. 126]    

     ООН рекомендует отменить плату за школьное обучение и основные услуги здравоохранения, сделать для всех социальных учреждений обязательным доступ к электро-, водоснабжению, канализации, интернету.    

     Россия, по мнению международных экспертов, попадает в ту категорию стран, которые могут улучшить свое благосостояние без финансовой помощи извне, при соблюдении рекомендаций ООН. Джеффри Сакс (занимает пост специального советника Генерального секретаря ООН по программе «Цели тысячелетия») считает, что главные проблемы РФ - коллапс промышленности после распада СССР, плохое здоровье населения (в частности, 1,1% взрослых заражены СПИДом, причем 80% носителей вируса моложе 30 лет) и огромная дистанция между богатыми и бедными (20% наиболее обеспеченных граждан получают 46,6% от общей суммы доходов россиян).

     По мнению Всемирного банка, для решения проблемы бедности России нужно кардинальным образом пересмотреть политику социальных выплат. Банк призывает Россию повысить адресность действий по снижению бедности и сфокусировать свои действия на особо бедных гражданах (как нетрудоспособных, так и трудоспособных, но безработных, в первую очередь в регионах), повысив им социальные выплаты. Правда, российские эксперты не соглашаются с такой точкой зрения и говорят, что самое главное на сегодня - не повышать трудоспособным безработным пособия, а пытаться обеспечить их рабочими местами. [6; с. 412]   

     Выделяют следующие направления борьбы с бедностью:     

     - создание условий для самообеспечения нормального уровня благосостояния всех семей с трудоспособными взрослыми на трудовой основе;    

     - формирование системы эффективной поддержки уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуациях) и гарантий недискриминационного доступа к бесплатным или дотационным ресурсам;    

     - должна быть повышена роль профсоюзов и государства в обеспечении трудовых прав работников, особенно инвалидов, женщин и родителей с малолетними детьми, работников из неполных семей, молодежи;     

     - в сфере оплаты труда главным фактором сокращения бедности должен стать рост минимальной оплаты труда, сокращение числа малооплачиваемых работников;    

     - увеличение занятости населения;    

     - следует совершенствовать систему адресной социальной помощи социально уязвимых групп населения: инвалидов, пенсионеров, одиноких родителей, беженцев и др.

Информация о работе Неравенство и бедность. Проблема социальной защиты населения