Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 11:03, курсовая работа
Целью данного исследования является рассмотрение вопроса внедрения, в дополнение к действующей системе социального обслуживания в стационарных и нестационарных учреждениях, государственного социального заказа при организации социального обслуживания населения организациями различных форм собственности, в том числе некоммерческими организациями.
Основные задачи исследования:
- разобрать сущность и механизмы регулирования государственного социального заказа;
- исследовать изучение зарубежного опыта применения государственного социального заказа при оказании социальных услуг, а также анализа практики социального обслуживания населения в нашей стране
Введение 3
Основная часть 5
1 Понятие, сущность и механизмы реализации государственного социального заказа 5
2 Анализ зарубежного опыта применения государственного социального заказа 13
3 Преимущества и риски, связанные с использованием и внедрением государственного социального заказа 24
Заключение 30
Глоссарий 32
Список использованных источников 37
Приложения 38
Особенностью мониторинга выполнения заказа является то, что внимание в первую очередь должно обращаться на содержательные моменты реализации заказа: соблюдение качественно-количественных параметров технического задания и достижение результатов.
Рассмотрим механизмы реализации государственного социального заказа.
Исходя из этой правовой природы методов финансирования, различают три основных механизма реализации государственного социального заказа: государственные закупки социальных услуг, гранты на выполнение социальных проектов и потребительские субсидии в форме социального сертификата (ваучера).
Государственные закупки социальных услуг - процесс, в ходе которого государственный органы закупают социальные услуги для своего населения у организаций, оказывающих данные услуги. Распорядитель бюджетных средств - заказчик (покупатель) услуг в пользу третьих лиц (потребителей услуг) осуществляет отбор наилучшего поставщика услуг на выполнение задания заказчика по минимальной цене.
Предметом
заказа является формируемое заказчиком
задание на оказание социальных услуг,
включающее конкретные стандарты требуемых
социальных услуг, ожидаемые результаты
(положительные изменения у
Закупки социальных услуг оптимальны в следующих случаях:
Грант на выполнение социального проекта - целевые средства, безвозмездно предоставляемые юридическим лицам на конкурсной основе в денежной либо натуральной форме на осуществление общественно полезных проектов в соответствии с договором (соглашением).
Предметом заказа является социальный проект, который представляет собой уникальную совокупность скоординированных задач и мероприятий, направленных на достижение определенной социально значимой цели с установленными сроками начала и окончания, затратами и параметрами выполнения.
Этот механизм реализации социального заказа направлен на поддержку и апробацию новых социальных технологий решения тех или иных социальных проблем, которые определяются организатором грантового конкурса в рамках конкурсных номинаций. Здесь заказчик изначально не формирует задание на конкретные услуги, поскольку либо ищет новые способы решения проблемы (например, «Решение проблем алкоголизма и наркомании»), либо даже дает свободу действий участникам конкурса в определении абсолютно новой, пока неизвестной ему самому проблемы (номинация «Видим социальную проблему – можем решить!»).
Грантовый механизм реализации социального заказа также используется в тех случаях, когда возникает проблема не вполне четких стандартов качества оказываемых услуг или сложно рассчитать все издержки оказания таких услуг, то есть когда стандарты на социальные услуги не описаны централизованно. По этой причине значительно проще описать предварительные критерии по оказанию определенной услуги и организовать грантовый конкурс, чем разработать полную подробную спецификацию для реализации механизма государственных закупок.
В
гранте техническое задание
Практика проведения грантовых конкурсов показывает, что грант не может обеспечить устойчивость предоставления услуг, но является хорошим средством для поиска новых способов решения той или иной социальной проблемы.
Социальный сертификат (ваучер) – документ на предъявителя, который потребитель получает от распорядителя бюджетных средств и может его обменять на конкретную услугу у поставщика, которого выбирает самостоятельно из предоставленного ему вместе с ваучером перечня провайдеров услуг. Круг этих поставщиков может заранее определяться распорядителем бюджетных средств путем квалификационного отбора, но должен быть максимально широким для обеспечения удобства потребителей и конкуренции среди поставщиков. После оказания услуги поставщик по полученному от потребителя ваучеру на основании соответствующего договора получает возмещение стоимости услуги от распорядителя бюджетных средств.
Основными
преимуществами ваучерной формы
по сравнению с денежными
Применять потребительские субсидии в форме социального ваучера оптимально в следующих случаях:
Четкое разделение механизмов реализации государственного социального заказа и их нормативно-правовое закрепление важно в силу следующих причин:
В большинстве стран мира ресурсы, необходимые для производства и распространения, социально значимых благ, в основном предоставляет государство. Это происходит потому, что эффект таких благ заведомо больше, чем цена, которую может заплатить непосредственный потребитель блага, а значит, рыночные механизмы здесь нецелесообразны, и возможно предоставление социально значимых благ бесплатно или по ценам, не покрывающим издержки производства. Ответственность за это несет государство, которое призвано компенсировать «провалы рынка».
В мировой практике существует два основных способа поддержки государством сферы производства социально значимых благ. Первый способ. Государство собирает налоги, затем формирует заказ на предоставление субсидируемой части социально значимых благ и размещает его среди государственных или негосударственных поставщиков. При этом негосударственные поставщики самостоятельно привлекают средства для финансирования несубсидируемой части социально значимых благ. Несубсидируемая часть финансируется за счет оплаты услуг потребителями или пожертвований. Различия между странами определяются долей государственных и негосударственных поставщиков.
Второй способ. Государство частично освобождает от налогов, предоставляет льготы как индивидуальным и корпоративным жертвователям, так и поставщикам услуг в тех сегментах, где рыночные механизмы не действуют. Тем самым создается система стимулов. Люди не становятся более милосердными, если им предоставляют налоговые льготы. Но мировой опыт доказывает, что в этом случае они начинают жертвовать больше. В целом второй способ позволяет привлечь средства в социальную сферу с меньшими издержками, чем содержание государственных учреждений социального обслуживания. Хотя, конечно, государственная система социального обеспечения должна оставаться всегда, ее не заменить благотворительностью.
Международная практика очень многообразна, эти два способа финансирования социально значимых благ используются совместно, переплетаются друг с другом, но общая тенденция – это децентрализация и делегирование функций. Так в Германии сегодня более 35% всех детских садов являются негосударственными учреждениями, более 60% интернатов для инвалидов находятся вне ведения государства, приблизительно 50% домов престарелых и 40% больниц - негосударственные1. Задачей государства остается быть заказчиком общественных услуг, аккумулируя соответствующие ресурсы через налоговую систему и выбирая наиболее эффективного поставщика.
По
данным анализа экономической
У государств имеется целый ряд принципов и механизмов финансирования организаций, оказывающих социально значимые услуги, что является законодательно оформленной обязанностью государства.
Информация о работе Некоммерческие организации: экономика и управление