Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 11:03, курсовая работа
Целью данного исследования является рассмотрение вопроса внедрения, в дополнение к действующей системе социального обслуживания в стационарных и нестационарных учреждениях, государственного социального заказа при организации социального обслуживания населения организациями различных форм собственности, в том числе некоммерческими организациями.
Основные задачи исследования:
- разобрать сущность и механизмы регулирования государственного социального заказа;
- исследовать изучение зарубежного опыта применения государственного социального заказа при оказании социальных услуг, а также анализа практики социального обслуживания населения в нашей стране
Введение 3
Основная часть 5
1 Понятие, сущность и механизмы реализации государственного социального заказа 5
2 Анализ зарубежного опыта применения государственного социального заказа 13
3 Преимущества и риски, связанные с использованием и внедрением государственного социального заказа 24
Заключение 30
Глоссарий 32
Список использованных источников 37
Приложения 38
В условиях рыночной экономики система социальной защиты населения призвана возмещать издержки, связанные с возникновением социальных рисков, применять меры, направленные на их снижение, обеспечивать социальные гарантии населению в получении необходимых для удовлетворения их потребностей социальных благ, и, прежде всего, создавать условия для поддержания уровня жизни тех категорий граждан, которые по различным причинам утратили трудоспособность или оказались в трудной жизненной ситуации и нуждаются в социальном обслуживании и социальной помощи.
Применяемые методы сметного бюджетного финансирования государственных учреждений социального обслуживания недостаточно стимулируют деятельность учреждений, направленную на достижение высокого конечного результата. Поэтому для решения этих проблем необходим переход на рыночные механизмы финансирования системы социального обслуживания населения на основе государственного социального заказа, который может быть внедрен в дополнение к действующей системе социального обслуживания в стационарных и нестационарных учреждениях.
Привлечение к участию в социально значимых государственных проектах на возмездной основе негосударственных организаций будет способствовать развитию конкуренции на рынке социальных услуг; обеспечению индивидуального подхода при оказании услуг в силу приближенности общественных организаций к целевым группам получателей услуг. Организация социальных услуг населению посредством субсидирования НКО будет способствовать снижению затрат бюджетных средств, так как решение острых социальных проблем общества при участии НКО будет обеспечиваться не только за счет бюджетных средств, но и ресурсов, привлеченных НКО из дополнительных внебюджетных источников (благотворительность частных лиц, использование труда волонтеров и др.).
Целью данного исследования является рассмотрение вопроса внедрения, в дополнение к действующей системе социального обслуживания в стационарных и нестационарных учреждениях, государственного социального заказа при организации социального обслуживания населения организациями различных форм собственности, в том числе некоммерческими организациями.
Основные задачи исследования:
- разобрать сущность и механизмы регулирования государственного социального заказа;
- исследовать изучение зарубежного опыта применения государственного социального заказа при оказании социальных услуг, а также анализа практики социального обслуживания населения в нашей стране
-
обсудить преимущества
Методы исследования, использованные в процессе выполнения данной работы - это изучение и анализ литература, обобщение отечественной и зарубежной литературы, а так же сравнительный анализ.
Государственный социальный заказ – экономико-правовая форма реализации государственных планов и программ, направленная на удовлетворение социальных потребностей граждан, обеспеченная бюджетным финансированием и основанная на договорных отношениях между органами власти и субъектами гражданских правоотношений независимо от формы собственности и подчиненности.
В
основе государственного социального
заказа лежит государственная
В отличие от традиционного сметного финансирования бюджетных учреждений, государственный социальный заказ осуществляется на договорных началах. В качестве предмета заказа выступает социальная услуга или проект, сформулированные государственным заказчиком в виде технического задания. Техническое задание включает в себя конкретные параметры, ожидаемые результаты (положительные изменения у целевой группы получателей услуг) и максимальную стоимость услуги или проекта. Государственный социальный заказ размещается, как правило, на конкурсной основе и выдается наилучшему исполнителю заказа. Ответственность исполнителя заказа за соблюдение требуемых параметров технического задания и достижение результатов обеспечивается договорной основой отношений заказчика и исполнителя. Заказчик финансирует и контролирует исполнение договора, оценивает результаты предоставления услуг и реализации проектов.
Целью государственного социального заказа является решение социально значимых проблем общества, признаваемых органами власти в качестве приоритетов социальной политики, путем бюджетного финансирования социальных услуг и проектов, реализуемых организациями независимо от форм собственности.
Можно выделить следующие задачи государственного социального заказа:
Принципы формирования и размещения государственного социального заказа:
Функциональная схема формирования, размещения и реализации государственного социального заказа:
Весьма важным с технологической точки зрения моментом является то, что социальный заказ должен служить одним из инструментов реализации социальных программ государства. При программно-целевом подходе вначале на базе анализа существующей ситуации определяются общественно значимые приоритеты, ставятся задачи, для решения которых разрабатываются комплексные программы, определяются ответственные за выполнение тех или иных разделов программ. Затем, исходя из приоритетов и наличных ресурсов, для выполнения программ в бюджете устанавливаются объемы денежных средств. Естественно, в таких условиях для достижения наибольшего эффекта при максимально возможной экономии сил и средств необходимы поиски наилучшего исполнителя тех или иных работ.
Для создания грамотного технического задания заказчик должен обязательно выполнить следующие процедуры: 1) анализ социальной проблемы; 2) разработка технического задания, реализация которого должна решить проблему; 3) анализ рисков реализации технического задания. На всех этих этапах необходимо использовать мнение как можно большего круга заинтересованных сторон и, в том числе, мнение самих потенциальных клиентов.
Задание на оказание услуг, предоставляемых на условиях государственного социального заказа, разрабатывается заказчиком с учетом:
Часто в обществе появляются новые социальные проблемы, на которые еще предстоит найти решение в виде адекватных социальных услуг, или требуется апробация новых социальных технологий решения тех или иных социальных проблем. В этом случае техническое задание определяет заказ на разработку инновационных социальных проектов.
Само
техническое задание должно содержать
описание целевых групп, в пользу
которых размещается социальный
заказ, стандарт на закупаемые социальные
услуги или требования к разрабатываемым
социальным проектам, предполагаемые
результаты исполнения заказа и показатели
его оценки, максимальные показатели стоимости
услуг и проектов.
Определение исполнителя социального заказа осуществляется преимущественно на конкурсной основе (Приложение Б). Конкурсный механизм играет ключевую роль для успеха реализации государственных программ через систему социальных заказов.
Проведение публичного конкурса позволяет соблюсти должный уровень открытости и прозрачности при расходовании бюджетных средств. При этом конкурсные методы выбора исполнителей стимулируют снижение стоимости услуг за счет повышения интенсивности труда и снижения административных расходов исполнителя, а также повышение результативности и качества услуг при их фиксированной стоимости. Участники конкурса на получение государственного социального заказа для обеспечения более высокого качества выполнения контракта часто готовы привлекать дополнительные ресурсы из негосударственных источников.
Внеконкурсный способ определения исполнителя социального заказа применим в исключительных обстоятельствах и должен использоваться в ситуациях:
а) отсутствия реальной конкурентной основы (например, наличия только одной конкурсной заявки вследствие отсутствия иных организаций, способных принять участие в конкурсе);
б)
экстренной необходимости (катастрофы
или иной чрезвычайной ситуации, не
позволяющей осуществить
Нормативно-правовым документом, определяющим порядок, способ, сроки выполнения государственного социального заказа, а также качество осуществляемых действий, порядок и способы взаиморасчетов сторон и их взаимная ответственность, является соответствующий договор (контракт), заключаемый государственным заказчиком с исполнителем, выбранным на основании утвержденных процедур.
Выполнение того или иного этапа социального заказа, а также всего контракта в целом должно сопровождаться подписанием акта сдачи-приемки. После этого заказчик обязан компенсировать расходы, произведенные исполнителем при выполнении социального заказа, если только они не были покрыты за счет предварительно авансированных средств.
Важной задачей заказчика является обеспечение контроля за исполнением государственного социального заказа его исполнителем.
Целью мониторинга и оценки является контроль соблюдения временных, качественных и количественных параметров, указанных в задании, степень удовлетворенности клиентской группы качеством услуг, своевременное выявление и устранение проблем по реализации заказа. Мониторинг может проводиться регулярно, периодически или выборочно (опросы клиентской группы, выходы на место реализации заказа, анализ промежуточных отчетов и т.п.). Порядок проведения мониторинга определяется договором (контрактом).
Указанные действия способствуют не только контролю над ситуацией, но и возможности своевременного исправления недостатков. При наличии каких-либо существенных нарушений условий договора со стороны исполнителя заказчик вправе осуществить оперативное вмешательство, вплоть до прекращения действия контракта. В любых конфликтных ситуациях стороны могут обращаться в судебные органы.
Информация о работе Некоммерческие организации: экономика и управление