Налоговая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

С резким ужесточением конкурентных условий на мировом рынке капиталы проявляют повышенную чувствительность к базовым условиям хозяйствования в той или иной стране. Налоги, посредством которых государство изымает от 30 до 50% совокупного чистого дохода граждан и предприятий, являются одним из ключевых факторов, которые принимаются во внимание инвесторами при решении вопроса о новых капиталовложениях в экономику той или иной страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………

ГЛАВА 1. Основы налогообложения и налоговой политики……………

Основные принципы теории и практики налогообложения…………..
Современная система налогообложения……………………………….
Основные формы и методы налогового администрирования………..
ГЛАВА 2. Налоговая система современной России и проблемы её развития……………………………………………………………………….

2.1 Система управления налоговыми органами и прогнозирование налоговых поступлений………………………………………………………

2.2 Основные виды налогов в Российской налоговой системе…………

2.3 Цели и задачи современной налоговой политики России…………..

Заключение…………………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсяк!.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

ГЛАВА 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ.

2.1 Система управления налоговыми органами и прогнозирование налоговых поступлений.

         Налоговыми органами Российской Федерации являются ФНС России, ее специализированные и территориальные подразделения (управления), а также ФТС России. В случаях, предусмотренных НК, полномочиями налоговых органов обладают также органы государственных внебюджетных фондов.

         Налоговые органы обязаны работать  в рамках законов, которые определяют  налоговые обязательства граждан  и предприятий перед государством. Министерство финансов РФ отвечает за разработку налоговых законов, которыми устанавливаются объекты обложения и ставки налогов. При правильном определении этих важнейших элементов налогообложения за счет поступающих налоговых доходов должны обеспечиваться все предусмотренные расходы бюджетной системы. Налоговые органы, осуществляющие контроль за сбором налогов, должны следить, чтобы все положенные налоговые платежи вносились точно в срок и в установленных размерах.

         Отсюда очевидно, что конечные  объемы собираемых налоговых  доходов зависят от трех факторов: установленных налоговых ставок, что входит в ведение правительства и законодательных органов; действенности налогового контроля, что определяется эффективностью работы налоговых органов; общей динамики экономического развития, которая может соответствовать или не соответствовать предвидениям правительства и ожиданиям рыночных агентов.

         В эти условиях налоговое прогнозирование представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджетную систему (консолидированный, федеральный и территориальные бюджеты) и осуществляется на базе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целом и ее субъектов, представляющего систему показателей и основных параметров по направлениям социально-экономического развития.

         Налоговое прогнозирование включает  в себя определение налоговых  баз по каждому налогу и  сбору, мониторинг динамики их  поступления за ряд периодов, расчет уровней собираемости  налогов и сборов, объемов выпадающих  доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т.д.

         Исходной составляющей налогового  прогнозирования является определение  налоговой базы для каждого  вида налога. Расчет налоговой  базы проводится как на федеральном  уровне (с учетом рассмотренных  выше показателей), так и в региональном  разрезе с учетом отраслевой структуры. При этом региональное налоговое планирование также основывается на результатах анализа исполнения текущих налоговых обязательств, мониторинга и прогноза микроэкономической ситуации в регионах.

         При осуществлении планирования поступлений по важнейшим налогам и сборам, как правило, следует применять все вышеперечисленные методы.

         Прежде чем приступить к оценке  и прогнозу (планированию) налоговых  поступлений, необходимо провести  всесторонний и многофакторный  анализ имеющихся фактических данных о налоговой базе, поступлениях в бюджетную систему, а также проанализировать тенденции, складывающиеся в социально-экономическом развитии. Данное требование относится ко всем без исключения налоговым платежам.

         Оценка и прогнозирование налогового потенциала позволяют совершенствовать процессы планирования налоговых поступлений на различных уровнях бюджетной системы, выявлять и сравнивать налоговые возможности и уровень налоговой активности регионов и тем самым стать одним из элементов системы критериев оценки социально-экономического развития субъектов РФ. 

2.2 Основные виды  налогов в Российской  налоговой системе.

Согласно ст. 13-15 НК налоги и сборы в России подразделяются на федеральные, региональные и местные. К федеральным относятся: НДС, акцизы, подоходные налоги, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, госпошлина, единый социальный налог и другие налоги и сборы; к региональным – налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес и региональные лицензионные сборы; к местным – земельный налог, налог на имущество физических лиц и местные лицензионные сборы.

Федеральные налоги и сборы.

НДС. Это один из основных бюджетных доходов: его доля в налоговых поступлениях федерального бюджета составляет примерно 50%. НДС – один из самых распространенных косвенных налогов. Кроме выполнения чисто фискальной роли, НДС используется и как инструмент регулирования экономики. 

         Правила взимания налога регулируются  гл.21 НК.

         Плательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

         Налогоплательщик может быть  освобожден от исполнения обязанностей  по уплате НДС на 12 последовательных месяцев, если выручка от реализации товаров (услуг, работ) за три последовательных календарных месяца не превышает 2 млн.руб.

         Первоначально в погоне за  ростом доходов бюджета ставки налога были явно завышены (в 1992 г. -28%). НК установил три ставки налога: 18% - основная ставка; 10% - ставка на ограниченный перечень товаров (некоторые продукты питания и товары для детей); 0% - ставка для экспортируемых товаров и услуг.

         Предусмотрены две расчетные  ставки (9.09 и 15,25%), связанные с основными ставками. Их использование жестко регламентировано НК.

         С 1 января 2007 г. Осуществлен переход  к новому порядку подтверждения  права налогоплательщика на применение  нулевой налоговой ставки НДС.  Речь идет, в частности, о переходе к уведомительному порядку применения нулевой ставки НДС и единой налоговой декларации. Эти меры в целом направлены на повышение эффективности налоговой системы.

         Акцизы. Отличительной особенностью акцизов от других видов налогов является то, что они взимаются только с отдельных видов товаров (продукции) путем включения акцизов в цены этих товаров (продукции).

         Плательщиками являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

         Под объектом налогообложения понимается не только реализация, но и передача в уставный капитал подакцизной продукции, собственное потребление и использование данной продукции для производства неподакцизной продукции.

         НК установил ставки, которые постоянно индексируются. Перечень подакцизной продукции и соответствующие им ставки приведены в НК. С 1 января 2002 г. Из списка подакцизной продукции исключены нефть и стабильный газовый конденсат в связи с введением гл.26 НК.

         По данному налогу налоговый период – календарный месяц.

         Налог на прибыль организаций. Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

         Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

         Налоговая ставка в основном устанавливается в размере 24% :

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке  в размере 6,5%, зачисляется в  федеральный бюджет;

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке  в размере 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

         Ставка налога, подлежащего зачислению  в бюджеты субъектов РФ, законами  субъектов РФ может быть понижена  для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая  ставка не может быть ниже 13,5%.

         Налоговым периодом по налогу признается календарный год.

         Начиная с 2003 г. Организации  обязаны вести расчет налога  на прибыль не только по  данным налогового, но и бухгалтерского  учета, с применением Положения  по бухгалтерскому учету «Учет  расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н.

         Налог на доходы физических лиц. Данный налог установлен гл. 23 НК и взимается на всей территории России.

         Согласно ст. 209 НК объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

  1. от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
  2. от источников в Российской Федерации – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. 

    Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами.  

    Налоговый период по налогу на доходы физических лиц составляет 

календарный год.

         Налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц установлена в виде процента, который следует применить к налоговой базе при исчислении налога. Введенные четыре фиксированные налоговые ставки : 13% (основная ставка налога), 30% (на доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ), 35% ( от стоимости любых выигрышей и призов; процентные доходы по вкладам в банках и сумма экономии на процентах за пользование заемными средствами); 9% ( в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием).

         Налог на добычу полезных ископаемых. Данный налог регулируется положениями гл.26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК.

         Согласно ст. 334 НК налогоплательщиками  выступают организации и индивидуальные  предприниматели, признаваемые пользователями  недр, которые ведут добычу полезных  ископаемых на территории РФ и на ее континентальном шельфе. Пользователями недр признаются организации  и индивидуальные предприниматели, получившие лицензию на пользование участками недр в порядке, установленном законодательством РФ, при этом выдача лицензий осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом.

         Объектом налогообложения являются полезные ископаемые, добытые на участке недр, предоставленном плательщику в пользование на основании лицензии или выполнении соглашения о разделе продукции. Перечень полезных ископаемых, облагаемых налогом, приведен в п. 2 ст.337 НК.

         Налоговым периодом является календарный месяц.

         Налоговые ставки установлены  отдельно для каждого вида  полезного ископаемого. 

         Нулевая ставка применяется в отношении добытых полезных ископаемых, перечень которых дан в п. 1 ст. 342 НК.

Региональные  налоги и сборы.

         Транспортный налог. Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

         Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

         Налоговым периодом признается календарный год.

         Средние налоговые ставки устанавливаются федеральным законодательством.

         Налог на игорный бизнес. Плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

         Налогом облагаются следующие  виды объектов игорного бизнеса:

- игровой стол;

- игровой автомат; 

- касса тотализатора;

- касса букмекерской конторы.

         Налоговым периодом  признается календарный месяц.

         Минимальный размер ставок налога  в месяц составляет:

- за один игровой  стол – от 25 тыс. до 125 тыс.руб.;

- за один игровой  автомат – от 1500 до 7500 руб.;

- за одну кассу  тотализатора или одну кассу букмекерской конторы – от 25 тыс. до 125 тыс.руб.

Информация о работе Налоговая политика государства