Налоговая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

С резким ужесточением конкурентных условий на мировом рынке капиталы проявляют повышенную чувствительность к базовым условиям хозяйствования в той или иной стране. Налоги, посредством которых государство изымает от 30 до 50% совокупного чистого дохода граждан и предприятий, являются одним из ключевых факторов, которые принимаются во внимание инвесторами при решении вопроса о новых капиталовложениях в экономику той или иной страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………

ГЛАВА 1. Основы налогообложения и налоговой политики……………

Основные принципы теории и практики налогообложения…………..
Современная система налогообложения……………………………….
Основные формы и методы налогового администрирования………..
ГЛАВА 2. Налоговая система современной России и проблемы её развития……………………………………………………………………….

2.1 Система управления налоговыми органами и прогнозирование налоговых поступлений………………………………………………………

2.2 Основные виды налогов в Российской налоговой системе…………

2.3 Цели и задачи современной налоговой политики России…………..

Заключение…………………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсяк!.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

АВТОНОМНАЯ  НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

МНОГОУРОВНЕВЫЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ 

Экономический факультет

Кафедра экономической теории и мировой  экономики 
 

Курсовая  работа 

по курсу  «Экономическая теория»

Налоговая политика государства 

                              студента 1 курса экономического факультета

                              группа ФН-081 

                              Научный руководитель

                               доц. Курилович Валентина Степановна

                              Работа защищена   _______________________

                              Оценка   ________________________________

                              Подпись руководителя  ___________________ 
 
 

                              Воронеж 2009 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………

ГЛАВА 1. Основы налогообложения  и налоговой политики……………

    1. Основные принципы теории и практики налогообложения…………..
    2. Современная система налогообложения……………………………….
    3. Основные формы и методы налогового администрирования………..

ГЛАВА 2. Налоговая система  современной России и проблемы её развития……………………………………………………………………….

    2.1 Система управления налоговыми органами и прогнозирование налоговых поступлений………………………………………………………

    2.2 Основные виды налогов в Российской налоговой системе…………

    2.3 Цели  и задачи современной налоговой  политики России…………..

Заключение…………………………………………………………………..

Список  литературы………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Налоги сейчас становятся важнейшим фактором развития мировых

народнохозяйственных  связей. 

         С резким ужесточением конкурентных  условий на мировом рынке капиталы  проявляют повышенную чувствительность  к базовым условиям хозяйствования  в той или иной стране. Налоги, посредством которых государство изымает от 30 до 50% совокупного чистого дохода граждан и предприятий, являются одним из ключевых факторов, которые принимаются во внимание инвесторами при решении вопроса о новых капиталовложениях в экономику той или иной страны. Сейчас для каждой конкретной страны главный критерий правильности или неправильности проводимой в ней налоговой политики заключается в том, удается ли ей сохранить свой национальный капитал и при этом еще привлекать иностранные капиталы или, напротив, она выступает в качестве поставщика капиталов, способствующих развитию производственного и технологического потенциала других стран. При этом для собственников этих капиталов идеологические соображения играют весьма незначительную роль. Так, верные своему коммунистическому выбору Китай и Вьетнам сейчас привлекают несравненно больше капиталов из западных стран, чем давно провозгласившая себя «рыночным экономом» Россия. 

         Достаточно вспомнить, как нам  преподносился в свое время  правительственными чиновниками  налог на добавленную стоимость (сейчас эти же чиновники начинают говорить о необходимости его отмены); сколько усилий было затрачено на проталкивание «стабильного и неприкосновенного» Налогового кодекса Российской Федерации (в который сейчас ежегодно вносят сотни изменений и поправок) и т.д.

         Все это доказывает тот простой  факт, что всем нам, простым  налогоплательщикам в налогах  и налогообложении ничего нельзя  принимать на веру, все следует  подвергать критическому анализу,  по принципу «если мы не  будем беспокоиться о налогах, то налоги побеспокоятся о нас».

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ.

1.1 Основные принципы  теории и практики  налогообложения.

    Налоги и государство. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов и основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Среди экономических инструментов государственного воздействия на рыночную экономику налоги занимают особое место. От того, насколько правильно и объективно построена система налогообложения, зависит функционирование всего народного хозяйства. Взимание налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с интересами хозяйствующих субъектов и населения.

      С помощью налогов государство  стимулирует производство и получает  в свое распоряжение ресурсы,  необходимые для выполнения возложенных  на него общественных функций,  регулирует внешнеэкономическую  деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, финансирует расходы по социальному обеспечению.  Система налогообложения определяет конечное распределение доходов среди населения. Таким образом, налоги являются неотъемлемой частью социально-экономического развития и функционирования любого государства.

    Основные теории налогов. В США и странах Западной Европы в рамках развития классической  экономической теории выделились два основных направления взглядов на роль налогов в экономике – кейнсианское и неоклассическое. Несмотря на единое представление о сущности налогов, различие этих концепций заключается в неодинаковом подходе к методам государственного регулирования.

        Кейнсианская теория в целом  основывается на признании важной  роли государства, исходя из  неустойчивости экономического равновесия и необходимости прямого вмешательства государства в экономические процессы. Сторонники данной теории считают, что налоги призваны играть регулирующую функцию в экономике, и с их помощью следует изымать излишние денежные сбережения – посредством применения прогрессивного налогообложения. Налоги в этом случае действуют в экономической системе как « встроенные механизмы гибкости»: во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы, а при кризисе – налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. Тем самым достигается относительная стабильность в экономическом развитии.

          Неоклассическая теория исходит  из необходимости и достаточности  свободной конкуренции, внешнее  же воздействие со стороны государства нужно лишь для устранения помех или преград действия ее законов. Один из авторов этой теории Дж. Мид отводил государству лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов, считая его дестабилизирующим фактором и угрозой для интересов развития экономики. Отдавая приоритет средствам и инструментам кредитно-денежной политики центрального банка, его последователи считали, что таким образом будет создан эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства.

          В неоклассической теории, в свою  очередь, широкое развитие получили  два направления: теория предложения  и теория монетаризма. Сторонники  этих взглядов,  вслед за А.  Смитом, исходили из самой простой  идеи – что от снижения налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей, снижение налоговых ставок приведет к ускоренному возрастанию доходов налогоплательщиков, что соответственно обеспечит и рост налоговых поступлений. С начала 1980-х гг. в США М. Уэйденбаум, А. Бернс, Г. Стайн, А. Лаффэр призвали к радикальному снижению налоговых ставок и установлению предельных налоговых ставок на оптимально низком уровне. В своих работах они подчеркивали, что повышение налоговых ставок лишь до определенных пределов дает рост налоговых преступлений, затем же этот рост замедляется и далее можно ожидать только снижения доходов казны. Рост налоговых ставок подрывает предпринимательскую активность, сокращаются стимулы к расширению производства, часть налогоплательщиков стремится перейти в «теневой» сектор экономики. Снижение налоговых ставок, наоборот, стимулирует развитие экономики. Это приводит к тому, что рост доходов бюджета происходит на здоровой экономической основе – за счет расширения налоговой базы, а не за счет увеличения налоговой ставки и налогового бремени.

          Монетаристы во главе с американским  экономистом профессором Чикагского  университета М. Фридмаеном, более  того, предлагают ограничить роль  государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить: регулированием денежного оборота и количества денег в обращении. Сочетание низких налогов с регулированием денежной массы, по мнению монетаристов, позволит обеспечить стабильность функционирования рыночного механизма экономики в целом.

          Таким образом, основная идея  неоклассических теорий заключается  в поисках методов снижения  инфляции и предоставлении большого  количества налоговых льгот корпорациям  и той части населения, которая  формирует потребительский спрос на рынке.

          Неокейнсианцы проблемам налогов  уделяют заметно больше внимания. В частности, английские экономисты  И. Фишер и Н. Калдор выдвинули  идею всеобщего налога на расходы,  с помощью которого они предполагают  создать стимулы для поощрения сбережений и ограничить инфляцию. Этот налог должен применяться по прогрессивным ставкам с применением льгот и скидок для отдельных видов товаров.

          Все вышеприведенные теории и  концепции, как очевидно, исходят  из ограничения функции государства его ролью общественного «ночного сторожа», заботящегося о соблюдении принятых правил игры участниками рыночной хозяйственной системы и об обеспечении функционирования необходимых государственных институтов.

          Переход к следующей стадии  – к государству в функции регулятора экономики – отразился прежде всего в работах Дж. Кейнса. Центральная идея его концепции экономического развития заключается в том, что налоги должны использоваться государством в качестве главного рычага регулирования экономики. При этом формирование чрезмерно высоких сбережений препятствует экономическому росту, поэтому определенную часть этих сбережений следует изымать с помощью налогов. Идея «совместных», «коллективных» потребностей и налога в качестве источника их удовлетворения была в дальнейшем развита последователями Дж. Кейнса – учеными кейнсианской и неокейнсианской школы.

    Основные принципы налогообложения. Результатом общего развития финансовой науки выступают так называемые «принципы налогообложения».  Принципы налогообложения принято понимать как свод некоторых фундаментальных требований, которым должна удовлетворять любая система налогообложения, претендующая на то, чтобы считаться надежной, справедливой и эффективной.

         Четыре принципа А. Смита, получившие известность как «максимы (основы) налогообложения», состояли в следующем:

  1. Сообразность размеров обложения с размерами получаемых доходов;
  2. Всякий налог должен быть определен в отношении своего размера, а также времени и способа его уплаты;
  3. Всякий налог должен взиматься наиболее удобным для налогоплательщика способом и наиболее удобное для него время;
  4. Всякий налог должен быть устроен так, чтобы приносить налогоплательщикам наименьшие дополнительные затраты в связи с его взиманием.

         После А. Смита особое внимание исследованию принципов налогообложения уделял А. Вагнер. В своих работах он выдвинул идею четырехступенчатой градации основных принципов или правил налогообложения:

  1. финансовые правила (достаточность и эластичность обложения);
  2. общеэкономические правила (выбор объектов обложения и правильное сочетание форм налогообложения, видов налогов);
  3. этические правила (всеобщность и справедливость налогообложения);
  4. административно-технические правила (определенность налога, удобство его уплаты, снижение затрат на взимание налога).
 

1.2 Современная система  налогообложения.

Под налоговой  системой конкретной страны обычно понимается либо только совокупность налогов, применяемых  в этой стране, либо весь механизм государственных  органов, управляющий процессом установления и сбора налогов. Современная система налогообложения отличается преобладанием подоходных налогов и консолидаций основных косвенных налогов – в виде НДС, вытесняющего традиционные акцизы и таможенные пошлины.

    Современные виды налогов. Современные формы денежных налогов являются продуктом развития буржуазного государства. При этом цели расходования средств, полученных в виде налогов, исторически менялись с изменением функций государства: фискальные цели – когда за счет налогов финансировались только расходы самой государственной власти и расходы на ведение войн; цели перераспределения доходов или имуществ – вплоть до полной конфискации имущества через налоги  или изъятия чрезмерно высоких доходов; цели регулирования экономической деятельности – через применение специальных налоговых режимов, предоставление налоговых льгот.

Информация о работе Налоговая политика государства