Налоговая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

С резким ужесточением конкурентных условий на мировом рынке капиталы проявляют повышенную чувствительность к базовым условиям хозяйствования в той или иной стране. Налоги, посредством которых государство изымает от 30 до 50% совокупного чистого дохода граждан и предприятий, являются одним из ключевых факторов, которые принимаются во внимание инвесторами при решении вопроса о новых капиталовложениях в экономику той или иной страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………

ГЛАВА 1. Основы налогообложения и налоговой политики……………

Основные принципы теории и практики налогообложения…………..
Современная система налогообложения……………………………….
Основные формы и методы налогового администрирования………..
ГЛАВА 2. Налоговая система современной России и проблемы её развития……………………………………………………………………….

2.1 Система управления налоговыми органами и прогнозирование налоговых поступлений………………………………………………………

2.2 Основные виды налогов в Российской налоговой системе…………

2.3 Цели и задачи современной налоговой политики России…………..

Заключение…………………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсяк!.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

         Соответственно изменялись и виды налогов. Во внутригосударственном обороте обязательные денежные платежи впервые появились в виде штрафов и откупов при отправлении правосудия. Постепенно на денежную форму переводились торговые и транзитные пошлины, взимаемые с купцов. С образованием крупных абсолютистских государств и появлением регулярных армий основным видом налогов стали акцизы – как форма обложения потребления широких народных масс.

         В этот период государство  использовало налоги в чисто  фискальных целях – на покрытие  расходов по содержанию государственного  аппарата, сил правопорядка, отправлению  правосудия и на нужды обороны. 

         По мере расширения вмешательства государства в экономическую сферу  появились формы прямого подоходного обложения бизнеса и предпринимательской деятельности – налоги на финансовые доходы, на прибыли предпринимателей. И наконец, с признанием широкой ответственности государства за решение социальных вопросов появились формы прямого обложения широких масс населения – подоходные налоги на заработки наемных работников и сборы по системам  социального страхования и обеспечения.

         В современных государствах все  эти целевые обоснования налогов сочетаются и взаимно переплетаются. Правда, приоритеты могут заметно различаться: если в одних странах государственные власти не стремятся расширять формы своего вмешательства в течение экономических и социальных процессов, и в этих странах налоги по-прежнему выполняют преимущественно фискальную функцию, то в других – упор делается на интенсификацию регулирующих или перераспределительных функций налогов.

Появление системных налогов. Наиболее заметным феноменом современного периода в развитии налогообложения является переход от отдельных налогов к системам налогов (от частных налогов – к системным налогам). В этот период получила свое развитие тенденция объединения сходных налогов в порядке приведения к единым общим правилам, единым режимам обложения и отчетности и т.д. – вплоть до их слияния в единую системообразующую форму налога. Таким образом, «системные» налоги отличаются от «частных налогов» тем, что они либо вводят единый налоговый режим для многих различных объектов обложения, либо предполагают даже суммирование всех этих объектов обложения.

         Главные особенности «системных»  налогов состоят в том, всякий  «системный» налог обычно вводится  единым законодательным актом,  для такого налога устанавливается  единый порядок обложения и исчисления налоговых платежей, в рамках этого налога устанавливается либо единая налоговая ставка, либо четко определенная градация ставок, нередко вводится специальная система взаимоучета и взаимосогласования отдельных налоговых платежей, предусматривается особый порядок состыковки такого «системного» налога с его аналогами в зарубежных странах и т.д.

         Простейшим (и старейшим по времени)  примером «системного» налога  являются таможенные пошлины. Они вводятся единым законом, их ставки регулируются единым таможенным тарифом, действует правило единократного взимания таможенной пошлины для каждого товара. Существует также широкая международная практика по согласованию и сближению взаимных таможенных режимов.

         Самым последним по времени примером «системного» налога является НДС. Этот налог заменил многие частные налоги типа налога с оборота, акцизов, пошлин, он имеет массовый характер, им облагается большой круг товаров и услуг. Для этого налога установлен единый режим исчисления налоговых платежей, и в большинстве применяющих его стран принят единый порядок зачета этого налога для международных операций. Как правило, обложение этим налогом осуществляется по единой стандартной ставке – хотя некоторые страны выделяют некий круг товаров и услуг, в отношении которых применяется пониженная льготная ставка обложения.

         Примером наиболее развитого  «системного» налога являются  подоходные налоги. Начавшись с одного специального налога «на избранных», особо состоятельных членов общества, эта форма обложения затем разветвилась на отдельные самостоятельные налоги – применительно к разным видам доходов, которые вновь, постепенно, на протяжении всего послевоенного периода в ведущих развитых странах складываются в единую общую систему подоходного обложения.

         Под подоходными налогами понимаются налоги, объектом обложения для которых установлены доходы физических и (или) юридических лиц. При этом подоходные налоги подразделяются на налоги, взимаемые с полной суммы дохода, и налоги с чистого  дохода. К основным видам подоходных налогов относятся: общий подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль предприятий и организаций.

         Единого, общепризнанного определения  подоходных налогов не существует, ученые разных научных школ  могут включать или не включать отдельные виды налогов в разряд подоходных налогов в зависимости от избранных ими критериев. Основная проблема заключается в том, считать ли подоходными налоги, взимаемые с дохода, возлагаемые на доход или уплачиваемые из доходов.

         Действительно, в техническом  смысле никто не может обязать  налогоплательщика платить налог  именно за счет какого-то определенного  вида дохода, и он вправе выбрать  любой способ погашения своего  налогового обязательства. В экономическом  же смысле вообще все современные налоги уплачиваются из доходов или за счет доходов – и налоговые ставки подоходных налогов специально установлены на таком уровне, чтобы при нормальных условиях налогоплательщику хватало его обычных доходов и чтобы ему не приходилось, например, продавать свое имущество для уплаты налога. «Возложение» налога на доход тоже не всегда дает необходимую определенность – например, при удержании налога с процентов обязанность уплаты налога возлагается на плательщика процентов, для которого выплачиваемые проценты являются, строго говоря, не доходом, а расходом.

         Для целей международного налогового  регулирования обычно используется  описательное определение: «налоги  на прибыли и доходы, а также  налоги на прирост капитала  и налоги на фонд заработной платы и любые другие идентичные или аналогичные им по  существу налоги». При этом каждая страна для надежности составляет свой особый список налогов, которые она относит к числу подоходных налогов.

         В настоящее время в развитых странах подоходные налоги применяются в виде единой системы подоходного налогообложения. В рамках этой системы выделяются так называемые авансовые налоги  и общий (окончательный) подоходный налог. В большинстве стран в эту систему включен и налог на прибыль юридических лиц (корпораций) – в порядке дифференциации обложения распределяемой и нераспределенной прибыли компаний, зачета или компенсации налога, удерживаемого при выплате дивидендов. В этих странах для всей системы подоходного налогообложения применяются унифицированные правила расчета налогооблагаемой базы, порядка уплаты налога, разрешения спорных вопросов и т.д. 

1.3 Основные формы и методы налогового администрирования.

    Налоговый процесс и налоговое администрирование. Принято различать такие понятия, как «налоговый процесс», «процесс налогообложения» и «налоговые процедуры». Под термином «администрирование» обычно понимают совокупность приемов, методов и средств управления некоторым процессом.

         Налоговый процесс – это совокупность всех этапов реализации государством своих полномочий в налоговой сферы, от разработки основных направлений налоговой политики и утверждения налоговых законов – до завершения всех расчетов по налогам и распределения налоговых сборов по уровням власти. Процесс налогообложения – это реализация налоговыми органами в сфере учета и регистрации налогоплательщиков и объектов обложения, налогового контроля и расчета по налогам. За пределами процесса налогообложения остаются вопросы утверждения и изменения налогового законодательства и судебные методы разрешения налоговых споров. Налоговые процедуры – это предусмотренные законом или обычаем модели, режимы и правила, определяющие или регулирующие конкретные аспекты отношений налоговых органов и налогоплательщиков, а также взаимоотношений между собой различных уровней и звеньев налоговых органов. 

         Налоговое администрирование охватывает как принятую структуру управления налоговыми органами, так и предусмотренные законом или установившиеся на практике процедуры, регулирующие различные этапы процесса налогообложения.

         Основными элементами налогового  администрирования являются: структура  и иерархия налоговых органов;  права и обязанности налоговых  органов; порядок сбора, обработки  и проверки налоговой отчетности; предоставление налоговых льгот и применение налоговых санкций; ведение и обобщение налоговой статистики; регулирование налоговых отношений с другими странами.

         Налоговое администрирование может  проводиться как методами  силового (административного) принуждения – угрозами применения штрафов, ареста банковских счетов, другого имущества налогоплательщика, ограничения его действий, свободы передвижения и т.д., так и в порядке заключения соглашений с налогоплательщиками по тем или иным вопросам. В последнее время все более важным методом налогового администрирования становится метод регулируемых альтернатив, т.е. предоставление налогоплательщикам свободы выбора между разрешенными законом разными вариантами юридической формы ведения его деятельности, порядка ведения и составления учета и отчетности, способа исполнения обязательства по уплате налога, применением и распределением налоговых льгот и т.д. В некоторых развитых странах в последнее время декларируется переход в налоговом администрировании от преимущественно принудительных, силовых методов к отношениям сотрудничества (дружественного партнерства) с налогоплательщиками. 

         Наконец, особой сферой налогового  администрирования является международное сотрудничество налоговых органов разных стран, которое может принимать самые различные формы – от разовых или периодических консультаций и взаимного обмена информацией об изменениях налогового законодательства до заключения долгосрочных налоговых соглашений и перехода к полномасштабной налоговой гармонизации. Последнее особенно характерно для ЕЭС и стран – членов ОЭСР.

         В современных условиях налоговое  администрирование включает в  себя управление людьми, информационными  ресурсами и денежными потоками.

         Управление людьми включает в себя структуру управления непосредственно налоговыми органами и их персоналом, а также вопросы организации отношений с налогоплательщиками и налоговыми агентами.

         Управление информационными ресурсами предполагает организацию и оперативное управление банками данных.

         Управление денежными потоками означает действия по организации и эксплуатации системы приема налоговых платежей, расчетов по налогам и распределение полученных доходов между налогополучателями.

    Правовые основы налогового администрирования. По конституционному устройству различают федеративные и унитарные государства (монархии).

         В федеративных государствах  система налоговых органов состоит  из нескольких звеньев – центрального  звена, которое занимается сбором  федеральных налогов, и налоговых органов регионального уровня. К таким странам относятся США, Германия, Австралия, Швейцария, Швеция и др. В этих странах единство налоговой системы обеспечивается в основном за счет установления единых основ законодательства, единой налоговой системы и общего методического руководства всей налоговой работой со стороны центрального звена налоговой системы.

         В унитарных государствах все  управление налоговой работой  жестко централизовано, все звенья  налоговых органов управляются  из единого центра, единство налогового законодательства иногда доведено до принятия общегосударственного налогового кодекса. К таким странам относятся Франция, Италия, Великобритания.

         Что же касается налогового  законодательства, то в большинстве  развитых стран под ним понимают не только законы, принятые парламентом, но и декреты и постановления, издаваемые органами исполнительной власти, облеченными правами по взиманию налогов, а также решения, принимаемые судами по налоговым вопросам. Кроме того, поскольку при решении налоговых споров судьи нередко ссылаются на мнения известных авторитетов в области налогового права, авторов комментариев к налоговым законам и т.д., то иногда к источникам налогового права причисляется и «налоговая доктрина», т.е. общепринятые среди специалистов взгляды и воззрения на существо и характер налоговых законов, правил и норм.

         В соответствии с этим в  некоторых курсах налогового  права проводится различие между  «основным» источником налогового  права (каковым являются исключительно законы, принятые парламентом) и «производными» источниками, к которым относят постановления исполнительной власти, решения судов и «доктрину».

         Действительно, по установившейся  практике законы, принимаемые парламентом, содержат лишь основные нормы и принципы, характеризующие размер и порядок взимания соответствующего налога, а конкретные правила применения налогового законодательства определяются по уполномочию законодательного органа исполнительной властью – премьер-министром (или советом министров), министром финансов или руководителем налогового ведомства. В последние годы в связи с усложнением налогового законодательства, а также вследствие распространившейся тенденции использования налоговых рычагов в качестве одной из мер антициклического регулирования экономики исполнительной власти делегируются все большие права в решении различных налоговых вопросов и даже определение ставок некоторых косвенных налогов. Кроме того, расширение компетенции налоговых властей нередко обосновывается необходимостью борьбы с уклонением от налогов, и во многих странах уже приняты соответствующие меры в этом направлении. 
 
 
 

Информация о работе Налоговая политика государства