Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 14:50, курсовая работа
Цель работы: рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.
Методы исследования: логического и системного анализа, сравнительного и нормативного анализа, табличный и графический метод, а также другие научные приемы.
Введение………………………………………………………………….. 5
1. Налоговое регулирование….………………………………………… 7
1.1. Сущность налогового регулирования……………………... 7
1.2. Налоги как инструмент рыночной экономики…………….. 8
1.3. Содержание и принципы построения налоговой
системы Республики Беларусь……………………………… 13
1.4. Понятия и принципы налогового контроля………………. 18
2. Налоговая система Республики Беларусь, ее источники и
задачи………………………………………………………………………. 21
2.1. Правовая основа и задачи налоговой системы в
Республике Беларусь…………………………………………. 21
2.2. Главные источники налогового поступления в госбюджет Республики Беларусь…………………………………………... 22
2.3. Проблемы налогообложения в Республике Беларусь……….. 25
2.4. Налоговый потенциал в Республике Беларусь……………... 27
Заключение………………………………………………………………… 33
Список использованных источников……………………………………. 35
Приложения……………………………………………………………….. 36
Уровень централизации показывает,
какая часть созданного страной
ВВП аккумулируется в рамках ее бюджета
для дальнейшего
Показатель налоговой нагрузки на экономику характеризует долю налогов и платежей в целевые бюджетные фонды в валовом внутреннем продукте (ВВП) государства.
Уровень налоговой нагрузки на экономику всегда несколько ниже показателя централизации финансовых ресурсов. Это связано с наличием в доходах консолидированного бюджета республики наряду с налогами и неналоговых источников поступлений, таких как средства от реализации государственного имущества, прибыль Нацбанка, доходы от внешней торговли, поступления в иностранной валюте и от реализации конфискованного и бесхозяйного имущества и др. [13, с.118].
Так, благодаря неналоговым
поступлениям за 2010 год сформировано
около 12 процентов доходов
Таблица 2.4 - Информация об уровне централизации и налоговой нагрузке по Республике Беларусь и зарубежным странам % к ВВП
Уровень централизации финансовых ресурсов государства |
Налоговая нагрузка на экономику | |
Дания |
65,3% |
49,9% |
Бельгия |
57,4% |
44,0% |
Италия |
57,4% |
39,1% |
Великобритания |
56,5% |
37,3% |
Франция |
52,1% |
44,4% |
США |
42,2% |
28,0% |
Российская Федерация |
31,3% |
26,1% |
Республика Беларусь |
44,6% |
40,3% |
Источник: [14, с.256].
Величина налоговой нагрузки на экономику, сложившаяся в 2010 году в Республике Беларусь, вполне сопоставима с аналогичным показателем по странам с развитыми рыночными отношениями, хотя несколько выше, чем в некоторых странах СНГ. Это связано с высокой социальной ориентированностью белорусского бюджета и проведением мероприятий по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На финансирование столь значимых расходных статей нашим государством ежегодно направляется более половины финансовых ресурсов, аккумулируемых в рамках республиканского бюджета.
В 2010 году налоговая система республики не претерпела существенных изменений как по количеству налогов, так и в части методологии их исчисления. В результате за 2010 год величина налогового бремени на экономику республики без учета отчислений в Фонд социальной защиты населения составила 29,4% и по сравнению с 2009 годом практически не изменилась [8, ст.38].
В структуре налогов, принимаемых
для расчета налоговой
К прямым налогам относятся обязательные платежи, источником уплаты которых является прибыль (доход). В перечень таких налогов попадают налог на прибыль и доходы, подоходный налог, местные налоги из прибыли, налог на недвижимость, налог на доходы в отдельных сферах деятельности.
Отличительной особенностью косвенных налогов выступает то, что по своей экономической природе они являются надбавкой к цене реализуемых товаров, работ, услуг. К таким налогам относятся отчисления в целевые бюджетные фонды, НДС, акцизы, налог с продаж, налоги за услуги.
Смешанные налоги по аналогии
с косвенными налогами участвуют
в процессе ценообразования как
элемент себестоимости, но имеют
разнообразные объекты
Структура налоговой нагрузки, сложившаяся в 2009 и 2010 годах, приведена на таблице 2.5.
Таблица 2.5 - Структура налоговой нагрузки за 2009 - 2010 гг., % в ВВП
|
2009 год |
2010 год |
Смешанные налоги |
2,4 |
2,4 |
Прямые налоги |
8,4 |
9,1 |
Косвенные налоги |
18,5 |
17,9 |
Источник: [15].
Таблица показывает, что за 2010 год в структуре налоговой нагрузки произошли определенные изменения. В частности, с 8,4 до 9,2 процента в ВВП увеличилась доля прямых налогов, что обусловлено существенным ростом поступлений по данной группе платежей (темп роста – 121,4 процента). Наиболее стремительная динамика сложилась по налогу на прибыль, поступления по которому в сопоставимых ценах возросли на 43,8 процента, а доля данного налога в ВВП увеличилась с 2,6 до 3,3 процента. Усиление роли прямых налогов в 2010 году обусловлено существенным увеличением массы прибыли в целом по экономике республики и ростом реальных доходов населения. В частности, по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг за 20100 год возросла в 4,5 раза, реальные доходы населения – более чем в 1,1 раза.
На фоне укрепления позиций прямых налогов в структуре налоговой нагрузки несколько ослабла роль косвенных налогов, доля которых в ВВП в 2010 году составила 17,9 процента и относительно 2009 года сократилась на 0,6 процентных пункта. Основной причиной такого структурного сдвига стало увеличение ставок по НДС и оборотным налогам.
Некоторое уменьшение доли
оборотных налогов и НДС в
ВВП вовсе не означает сокращения
поступлений по данным доходным источникам.
Так, по сравнению с 2009 годом оборотные
налоги увеличились на 9,5 процента,
НДС – на 8,3 процента в сопоставимых
ценах. Снижение же доли указанных платежей
в ВВП связано с его
Традиционно наиболее стабильной группой налогов с позиций роли в формировании доходов бюджета являются смешанные налоги, которые включают ресурсные платежи и отчисления от фонда оплаты труда. В частности, в 2010 году доля данной группы налогов в ВВП составила 2,4% и по сравнению с прошлым годом практически не изменилась.
Что касается текущего финансового года, то с учетом предусмотренного Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2011 год» снижения совокупной ставки по оборотным налогам на 0,25 процента и ставки по единому налогу от фонда оплаты труда с 5 до 4 процентов можно прогнозировать некоторое сокращение уровня налоговой нагрузки на экономику республики по сравнению с ее величиной за 2010 год (до 28-29% к ВВП) [16, с.17].
Налоги как один из важнейших экономических инструментов государственного регулирования экономики могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны. Они не только являются основной формой доходов государства, но и используются государственной властью в качестве одного из важнейших регуляторов в экономике, политике, социальной сфере.
Во все времена налоговые
инструменты активно
Но каким бы многоликим
ни был налоговый мир на протяжении
столетий, суть его, несмотря на многовековую
модификацию видов и форм взимания
налогов, сохранилась. И сегодня
налоги - это обязательные платежи,
уплачиваемые субъектами экономической
деятельности и гражданами из своего
дохода в бюджет государства для
удовлетворения общественных потребностей
по ставкам, установленным в
В теории налогообложения выделяется, как правило, несколько функций налогов: распределительная, фискальная, стимулирующая и контрольная.
Общеизвестно, что главной
отличительной особенностью системного
налогообложения развитых стран
является его тесная взаимосвязь
со структурой экономики, реально складывающимися
экономическими пропорциями, а также
ориентация на цели экономического развития.
Такой подход лежит в основе выработки
экономической политики, в том
числе и в области
Поэтому при разработке налоговой
политики необходимо ясно сознавать
ее целевую направленность. Либо мы
ставим во главу угла кратковременное
увеличение притока денег в казну
посредством усиления налогового давления,
либо ориентируемся на налогообложение,
стимулирующее экономический
Фискальная направленность
налогообложения, как показывает опыт
развитых государств, сопровождается
противоречивыми последствиями. С
одной стороны, рост налоговых поступлений
в доходах бюджета создает
реальные возможности для
С другой стороны, рост налогового бремени имеет отрицательные последствия, которые проявляются непосредственно, воздействуя на экономические мотивы и стимулы, и опосредованно, изменяя общие, макроэкономические условия воспроизводства.
Необходимо отметить, что
изменение микро- и макроэкономической
ситуации может быть предопределено
использованием конкретного вида налогообложения.
Так, повышение ставки налога на прибыль
сопровождается снижением: нормы прироста
капитала, что может отразиться на
размерах капиталовложений, совокупного
предложения; налога на потребление - сокращением
потребления, включая импортные
товары, что отразится на распределении
ресурсов; налога на экспорт - уменьшением
спроса на внешних рынках и притока
иностранной валюты в страну, если
эти изменения повлияли на цены экспортной
продукции, снижением заинтересованности
отечественных предпринимателей в
производстве данной продукции, а возможно,
и сокращением внутреннего
Практика также
Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики