Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.
Методы исследования: логического и системного анализа, сравнительного и нормативного анализа, табличный и графический метод, а также другие научные приемы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 5
1. Налоговое регулирование….………………………………………… 7
1.1. Сущность налогового регулирования……………………... 7
1.2. Налоги как инструмент рыночной экономики…………….. 8
1.3. Содержание и принципы построения налоговой
системы Республики Беларусь……………………………… 13
1.4. Понятия и принципы налогового контроля………………. 18
2. Налоговая система Республики Беларусь, ее источники и
задачи………………………………………………………………………. 21
2.1. Правовая основа и задачи налоговой системы в
Республике Беларусь…………………………………………. 21
2.2. Главные источники налогового поступления в госбюджет Республики Беларусь…………………………………………... 22
2.3. Проблемы налогообложения в Республике Беларусь……….. 25
2.4. Налоговый потенциал в Республике Беларусь……………... 27
Заключение………………………………………………………………… 33
Список использованных источников……………………………………. 35
Приложения……………………………………………………………….. 36

Работа содержит 1 файл

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 174.43 Кб (Скачать)

Уровень централизации показывает, какая часть созданного страной  ВВП аккумулируется в рамках ее бюджета  для дальнейшего перераспределения  в соответствии с общегосударственными потребностями.

Показатель налоговой  нагрузки на экономику характеризует  долю налогов и платежей в целевые  бюджетные фонды в валовом  внутреннем продукте (ВВП) государства.

Уровень налоговой нагрузки на экономику всегда несколько ниже показателя централизации финансовых ресурсов. Это связано с наличием в доходах консолидированного бюджета  республики наряду с налогами и неналоговых  источников поступлений, таких как  средства от реализации государственного имущества, прибыль Нацбанка, доходы от внешней торговли, поступления  в иностранной валюте и от реализации конфискованного и бесхозяйного имущества и др. [13, с.118].

Так, благодаря неналоговым  поступлениям за 2010 год сформировано около 12 процентов доходов государственного бюджета. Соответственно, при централизации  финансовых ресурсов в рамках консолидированного бюджета на уровне 44,6 процента налоговая  нагрузка на экономику с учетом отчислений в фонд социальной защиты населения  составила 40,3 процента (см. таб. 2.4).

 

Таблица 2.4 - Информация об уровне централизации и налоговой нагрузке по Республике Беларусь и зарубежным странам % к ВВП

 

 

Уровень централизации финансовых ресурсов государства

Налоговая нагрузка на экономику

Дания

65,3%

49,9%

Бельгия

57,4%

44,0%

Италия

57,4%

39,1%

Великобритания

56,5%

37,3%

Франция

52,1%

44,4%

США

42,2%

28,0%

Российская Федерация

31,3%

26,1%

Республика Беларусь

44,6%

40,3%


Источник: [14, с.256].

 

Величина налоговой нагрузки на экономику, сложившаяся в 2010 году в Республике Беларусь, вполне сопоставима  с аналогичным показателем по странам с развитыми рыночными отношениями, хотя несколько выше, чем в некоторых странах СНГ. Это связано с высокой социальной ориентированностью белорусского бюджета и проведением мероприятий по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На финансирование столь значимых расходных статей нашим государством ежегодно направляется более половины финансовых ресурсов, аккумулируемых в рамках республиканского бюджета.

В 2010 году налоговая система  республики не претерпела существенных изменений как по количеству налогов, так и в части методологии  их исчисления. В результате за 2010 год  величина налогового бремени на экономику  республики без учета отчислений в Фонд социальной защиты населения  составила 29,4% и по сравнению с 2009 годом практически не изменилась [8, ст.38].

В структуре налогов, принимаемых  для расчета налоговой нагрузки, можно выделить три основные группы: прямые, косвенные и смешанные  налоги.

К прямым налогам относятся  обязательные платежи, источником уплаты которых является прибыль (доход). В  перечень таких налогов попадают налог на прибыль и доходы, подоходный налог, местные налоги из прибыли, налог  на недвижимость, налог на доходы в  отдельных сферах деятельности.

Отличительной особенностью косвенных налогов выступает  то, что по своей экономической  природе они являются надбавкой  к цене реализуемых товаров, работ, услуг. К таким налогам относятся  отчисления в целевые бюджетные  фонды, НДС, акцизы, налог с продаж, налоги за услуги.

Смешанные налоги по аналогии с косвенными налогами участвуют  в процессе ценообразования как  элемент себестоимости, но имеют  разнообразные объекты налогообложения. В число таких налогов включают экологический и земельный налоги, единый платеж от фонда оплаты труда, отчисления в Фонд социальной защиты населения [14, с.41].

Структура налоговой нагрузки, сложившаяся в 2009 и 2010 годах, приведена  на таблице 2.5.

 

Таблица 2.5 - Структура налоговой нагрузки за 2009 - 2010 гг., % в ВВП

 

 

2009 год

2010 год

Смешанные налоги

2,4

2,4

Прямые налоги

8,4

9,1

Косвенные налоги

18,5

17,9


Источник: [15].

 

Таблица показывает, что  за 2010 год в структуре налоговой  нагрузки произошли определенные изменения. В частности, с 8,4 до 9,2 процента в  ВВП увеличилась доля прямых налогов, что обусловлено существенным ростом поступлений по данной группе платежей (темп роста – 121,4 процента). Наиболее стремительная динамика сложилась  по налогу на прибыль, поступления по которому в сопоставимых ценах возросли на 43,8 процента, а доля данного налога в ВВП увеличилась с 2,6 до 3,3 процента. Усиление роли прямых налогов в 2010 году обусловлено существенным увеличением  массы прибыли в целом по экономике  республики и ростом реальных доходов  населения. В частности, по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг за 20100 год  возросла в 4,5 раза, реальные доходы населения  – более чем в 1,1 раза.

На фоне укрепления позиций  прямых налогов в структуре налоговой  нагрузки несколько ослабла роль косвенных налогов, доля которых  в ВВП в 2010 году составила 17,9 процента и относительно 2009 года сократилась  на 0,6 процентных пункта. Основной причиной такого структурного сдвига стало увеличение ставок по НДС и оборотным налогам.

Некоторое уменьшение доли оборотных налогов и НДС в  ВВП вовсе не означает сокращения поступлений по данным доходным источникам. Так, по сравнению с 2009 годом оборотные  налоги увеличились на 9,5 процента, НДС – на 8,3 процента в сопоставимых ценах. Снижение же доли указанных платежей в ВВП связано с его опережающей  динамикой (111,0 процента).

Традиционно наиболее стабильной группой налогов с позиций  роли в формировании доходов бюджета  являются смешанные налоги, которые  включают ресурсные платежи и  отчисления от фонда оплаты труда. В  частности, в 2010 году доля данной группы налогов в ВВП составила 2,4% и  по сравнению с прошлым годом  практически не изменилась.

Что касается текущего финансового  года, то с учетом предусмотренного Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2011 год» снижения совокупной ставки по оборотным налогам на 0,25 процента и ставки по единому налогу от фонда  оплаты труда с 5 до 4 процентов можно  прогнозировать некоторое сокращение уровня налоговой нагрузки на экономику  республики по сравнению с ее величиной  за 2010 год (до 28-29% к ВВП) [16, с.17].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Налоги как один из важнейших  экономических инструментов государственного регулирования экономики могут  быть либо предпосылкой, либо преградой  на пути к благополучию страны. Они  не только являются основной формой доходов  государства, но и используются государственной  властью в качестве одного из важнейших  регуляторов в экономике, политике, социальной сфере.

Во все времена налоговые  инструменты активно применялись  для обеспечения эффективного использования  природных ресурсов, регулирования  экономических и других процессов  в жизни общества.

Но каким бы многоликим ни был налоговый мир на протяжении столетий, суть его, несмотря на многовековую модификацию видов и форм взимания налогов, сохранилась. И сегодня  налоги - это обязательные платежи, уплачиваемые субъектами экономической  деятельности и гражданами из своего дохода в бюджет государства для  удовлетворения общественных потребностей по ставкам, установленным в законодательном  порядке.

В теории налогообложения  выделяется, как правило, несколько  функций налогов: распределительная, фискальная, стимулирующая и контрольная.

Общеизвестно, что главной  отличительной особенностью системного налогообложения развитых стран  является его тесная взаимосвязь  со структурой экономики, реально складывающимися  экономическими пропорциями, а также  ориентация на цели экономического развития. Такой подход лежит в основе выработки  экономической политики, в том  числе и в области налогообложения.

Поэтому при разработке налоговой  политики необходимо ясно сознавать  ее целевую направленность. Либо мы ставим во главу угла кратковременное  увеличение притока денег в казну  посредством усиления налогового давления, либо ориентируемся на налогообложение, стимулирующее экономический рост и инвестиции.

Фискальная направленность налогообложения, как показывает опыт развитых государств, сопровождается противоречивыми последствиями. С  одной стороны, рост налоговых поступлений  в доходах бюджета создает  реальные возможности для государственного воздействия на воспроизводственные  процессы. Правительство получает денежные средства для ускорения процессов  разгосударствления и приватизации, стимулирования роста объемов производства и его реструктурирования и т.д.

С другой стороны, рост налогового бремени имеет отрицательные  последствия, которые проявляются  непосредственно, воздействуя на экономические  мотивы и стимулы, и опосредованно, изменяя общие, макроэкономические условия воспроизводства.

Необходимо отметить, что  изменение микро- и макроэкономической ситуации может быть предопределено использованием конкретного вида налогообложения. Так, повышение ставки налога на прибыль  сопровождается снижением: нормы прироста капитала, что может отразиться на размерах капиталовложений, совокупного  предложения; налога на потребление - сокращением  потребления, включая импортные  товары, что отразится на распределении  ресурсов; налога на экспорт - уменьшением  спроса на внешних рынках и притока  иностранной валюты в страну, если эти изменения повлияли на цены экспортной продукции, снижением заинтересованности отечественных предпринимателей в  производстве данной продукции, а возможно, и сокращением внутреннего предложения.

Практика также свидетельствует, что попытка правительств за счет высокого налогообложения решить проблему наполнения бюджета даже в условиях развитого рынка приносит успех  в ограниченном промежутке времени. Действительно, вначале рост ставок сопровождается увеличением налоговых  поступлений в бюджет (тем более  в условиях роста инфляции). Но в  дальнейшем большой налоговый пресс  обусловливает спад деловой активности, свертывание производства, усиление инфляционных тенденций, снижение совокупного  спроса и, как следствие, сокращение налоговых поступлений в бюджет, ухудшение финансового положения  страны.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

  1. Балабин В. И. Проведение налоговых проверок и оформление их результатов /Балабин В. И. // Налоговый вестник. - 2000. - N 5. – С. 53.
  2. Воробей Г.А. Финансовое право Республики Беларусь. Учебное пособие / Воробей Г.А. - Мн.: Амалфея, 2008. - 432 с.
  3. Заяц Н. Е., Киреева Е. Ф., Заяц А. Н. Современное налогообложение и его развитие / Заяц Н. Е., Киреева Е. Ф., Заяц А. Н. // Финансы, учет, аудит. – 2000. – N 10. – С. 51-53.
  4. Киреева Е.Ф. Основные тенденции в развитии налоговой системы РБ / Киреева Е.Ф. // ФУА. – 2001. - №9.- С.12-17.
  5. Киреева Е.Ф. Налоговые пространства: проблемы становления и развития / Киреева Е.Ф. // БЭЖ. – 2000. - №1. – С. 3-7.
  6. Налоговая политика и ее роль в регулировании развития экономики / Василевская Т. И. и др. Налоги Беларуси: Теория, методика и практика. – Мн: Белпринт, 1999. - 544 с.
  7. Алексеев В. О некоторых вопросах распределения налоговых вычетов в 2010 г.// Главный бухгалтер. 2010. №14. С.21.
  8. Закон Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость» от 19.12.1991г. № 1319-XII (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.11.2010г.) // Главный бухгалтер, 2011. -№1. –С.12-13
  9. Киреева, Е. Пути реформирования национальной налоговой системы в условиях вхождения в региональные экономические союзы/ Е.Киреева// Финансы. Учет. Аудит. – 2011. – №20 –.С.32-34.
  10. Козырин, А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики: А.Н.Козырин. – М.: Манускрипт, 2011. – 560 с.
  11. Михайлов, А.А. Итоги работы налоговой службы за 2009-2010гг./ А.А. Михайлов// Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. – 2007. – №6.
  12. Сумар К.А. Краткая характеристика основных налогов, взимаемых в бюджет Республики Беларусь // Вестник Государственного налогового комитета Республики Беларусь.2010. №35.
  13. Василевская Т.И., Стасенко В.А. Налоги Беларуси. – Мн: Белпринт, 2008. –118с.
  14. Налоги в Республике Беларусь: Теория и практика в цифрах и комментариях. Учеб. пособие/В.А. Гюрджан, Н.Э. Масинкевич, В.В. Шевцова и др.; под общ. ред. В.А. Гюрджан. Мн.: МЧУП “Светоч”, 2010. 256 с.
  15. О налоговых платежах и величине налоговой нагрузки в Республике Беларусь в 2010г. [Электронный ресурс]: Режим доступа: //www.nalog.by/ndok/use/article61.html. – Дата доступа 8.08.2011
  16. Пушкарева В. История финансовой мысли и политики налогов. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 1996. - С.17.
  17. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010гг.
  18. http://www.rusnauka.com/Article/Pravo/1-2/29.html
  19. http://www.beck-vostok.de/titles/5-85639-313-9/sample.pdf

Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики