Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.
Методы исследования: логического и системного анализа, сравнительного и нормативного анализа, табличный и графический метод, а также другие научные приемы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 5
1. Налоговое регулирование….………………………………………… 7
1.1. Сущность налогового регулирования……………………... 7
1.2. Налоги как инструмент рыночной экономики…………….. 8
1.3. Содержание и принципы построения налоговой
системы Республики Беларусь……………………………… 13
1.4. Понятия и принципы налогового контроля………………. 18
2. Налоговая система Республики Беларусь, ее источники и
задачи………………………………………………………………………. 21
2.1. Правовая основа и задачи налоговой системы в
Республике Беларусь…………………………………………. 21
2.2. Главные источники налогового поступления в госбюджет Республики Беларусь…………………………………………... 22
2.3. Проблемы налогообложения в Республике Беларусь……….. 25
2.4. Налоговый потенциал в Республике Беларусь……………... 27
Заключение………………………………………………………………… 33
Список использованных источников……………………………………. 35
Приложения……………………………………………………………….. 36

Работа содержит 1 файл

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 174.43 Кб (Скачать)

Налог на добавленную стоимость  распределяется между республиканским  и местным бюджетами по нормативам, дифференцированным по территориям. Это  обусловлено различиями в уровне социально-экономического развития регионов, необходимостью обеспечения финансовыми  средствами расходов республиканского и местных бюджетов и установления равных условий бюджетного дефицита по областям и г. Минску в силу общей  нехватки финансовых ресурсов по республике в целом.

Не облагается налогом  на добавленную стоимость продукция, реализуемая за пределы Республики Беларусь, за исключением банковских, страховых и финансовых услуг, а  также товарообменных (бартерных) операций, кроме предназначенных для производственных целей и обновления основных фондов.

Вторым по удельному весу поступлений в бюджет Республики Беларусь является налог на прибыль, а точнее целая группа налогов  на доходы и прибыль предприятий.

Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей  определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой, полученной от реализации, и затратами по производству и реализации этих товаров (работ, услуг), иных ценностей (за исключением основных средств), имущественных прав, учитываемых при налогообложении в соответствии со ст. Закона РБ от 13.11.2008 № 449-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения».

Объектами налогообложения  являются доходы предприятий от акций, облигаций, других ценных бумаг, от долевого участия в совместных предприятиях. Для целей налогообложения указанные  выше доходы определяются как разница  между выручкой и материальными  затратами. Облагаемая налогом прибыль  рассчитывается из балансовой прибыли, уменьшенной на сумму исчисленного налога на недвижимость. Установлены  разные ставки в зависимости от вида дохода. Налоги на прибыль и доходы предприятий коммунальной собственности, общественных организаций, потребительской  кооперации, кооперативов полностью  зачисляются в местные бюджеты; а налоги на прибыль и доходы предприятий  республиканского подчинения направляются в республиканский и местные  бюджеты в равных долях.

С 1 января 2011 г. вступил в  силу Закон Республики Беларусь от 15.10.2010 № 174-З «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь», которым внесены  существенные изменения в гл. 14 «Налог на прибыль» Налогового кодекса Республики Беларусь.

Согласно новой редакции ст. 143 гл. 14 НК плательщики, начиная  с 2011 года, представляют налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль по итогам истекшего налогового периода в  налоговые органы не позднее 20 марта  года, следующего за истекшим налоговым  периодом, независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения, если иное не установлено НК. В указанной  налоговой декларации отражаются также  суммы налога на прибыль, подлежащие уплате текущими платежами по срокам, установленным п. 7.1 ст. 143.

Акцизы занимают в сумме  налоговых поступлений третье место; 70% от общей суммы поступает в  республиканский бюджет, 30% - в местные. Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 15.06.2006 № 397 утверждено положение  «Об уплате акцизов при ввозе  в Республику Беларусь товаров, подлежащих маркировке акцизными марками» в  котором определяется порядок уплаты акцизов при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, в том числе с территории государств, с которыми отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление.

Акцизы – это налги, применяемые ввиду монопольного положения отдельных предприятий  и товаров на рынке, что обеспечивает им высокий уровень доходности по причинам, не зависящим от работы предприятий. Акцизами облагаются товары, имеющие монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Объектом обложения является выручка товаропроизводителей, полученная от реализации произведенной продукции. Под реализацией понимается продажа, обмен, безвозмездная передача товаров, использование их на собственные нужды предприятий, не связанные с основным производством, передача товаров в чью-либо собственность. Сумма акциза включается в цену товаров. Ставки акцизов колеблются по различным товарам от 10% до 75% к выручке от реализации.

Подоходный налог взимается  с граждан Республики Беларусь, иностранных  граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающие  на территории Республики Беларусь. Доля подоходного налога в доходах  государственного бюджета республики в 2010 г. составила 10,4%. Для сравнения, в США индивидуальный налог обеспечивает основную часть налогового поступления  федерального бюджета – приблизительно 40%. В Беларуси минимальная ставка подоходного налога с граждан  установлена в размере в размере 12% от суммы дохода. Вся сумма налогов  зачисляется в месячные бюджеты.

При определении размера  налоговой базы плательщик имеет  право на получение следующих  стандартных налоговых вычетов:

  • в размере 292 тыс. рублей за каждый месяц года в отношении доходов, не превышающих 1766 тыс. рублей в месяц;
  • в размере 81 тыс. рублей на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца за каждый месяц года;
  • в размере 410 тыс. рублей за каждый месяц года следующие категории плательщиков: ветераны различных войн, инвалиды I и II групп всех видов инвалидности.

Налогом на недвижимость облагается стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, объектов нового и незавершённого строительства, являющихся собственностью юридических  лиц, а также стоимость принадлежащих  физическим лицам зданий. Налог на недвижимость уплачивается в первоочерёдном порядке за счёт прибыли предприятий, генеральным подрядчиком строительства (за верх нормативное строительство), а также отдельными гражданами. Налог  с предприятий коммунальной собственности  и физических лиц направляется в  местные бюджеты, а остальных  предприятий – в республиканский  бюджет.

2.3 Проблемы налогообложения  в Республике Беларусь

 

Однако в рамках налогового регулирования ещё не удалось  решить целый ряд проблем и  преодолеть негативные тенденции. Основным недостатком системы налогового регулирования в республике является её фискальный характер, угнетающий производственно-инвестиционную активность товаропроизводителей. И  хотя произошло некоторое снижение уровня налогов и платежей по отношению  к ВВП, налоговый пресс остаётся тяжёлым. Уровень налогообложения  определяется из фактического поступления  налогов и платежей в бюджет. С  учётом нарастающей задолженности  это соотношение может оказаться  выше.

Тяжёлый налоговый пресс  привёл к низкой собираемости налогов  и неналоговых платежей, усугубил сложное финансовое положение хозяйствующих  субъектов, что привело к сокращению производства, уменьшению налогооблагаемой базы. В результате снизились налоговые  поступления в бюджет и, что особенно опасно для республики, началась утечка отечественного капитала из страны. Почти  полностью прекратился приток прямых зарубежных инвестиций.

Зарубежный опыт показывает, что в условиях технологического и экологического отставания и необходимости  ускорения темпов экономического развития уровень налогообложения должен быть низким. Так, в странах среднего уровня развития (Испания, Ирландия, Португалия, Греция) уровень налогообложения  в настоящее время колеблется в пределах 33-40% от ВНП. Таким образом  эти страны стремятся компенсировать неэффективное использование факторов производства и сохранить конкурентоспособность  своей продукции.

Недостатки налоговой  системы Республики Беларусь касаются состава и структуры налогов, степени равномерности распределения  налогового пресса. Асимметричность  налогового обложения проявляется  в неравномерном обложении налогами (например, многократное налогообложение  оплаты труда), в наличии многочисленных и неупорядоченных льгот, которые  ведут к злоупотреблениям и уклонениям (насчитывается более 30 видов льгот  для юридических лиц по НДС  и налогу на прибыль и доход  предприятий).

Налоговая система Беларуси за последние 12 лет существенно изменилась. Тем не менее, по своим основным характеристикам  она значительно отличается от применяемой  в экономически развитых странах.

Эти отличия носят как  системный, так и методологический характер.

К системным, в частности, можно отнести:

  1. Количество применяемых в Беларуси налогов, сборов, различных отчислений и платежей, имеющих налоговый характер, более чем в 3 раза превышает стандартный минимум, который считается оптимальным. Это приводит к избыточному налоговому давлению на реальный сектор экономики, инвестиции и экспорт. Кроме того, сохраняются такие «вредные» налоги, которые взимаются непосредственно с выручки и оказывают наиболее сильное искажающее воздействие на экономику.
  2. Вторым важным системным отличием являются существенные расхождения в налоговой структуре. Если в экономически развитых странах основная доля доходов бюджета (от 50 до 70%) приходится на прямые налоги (индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций, взносы на социальное страхование и имущественные налоги), то в РБ, как и в других странах с переходной экономикой, основную долю доходов бюджета (60--65%) составляют косвенные налоги (НДС, акцизы, оборотные налоги, налог с продажи и т.д.), то есть налоги на потребление, многие из которых оказывают наиболее сильное искажающее давление на производство и инвестиции [9, с.32-34].

2.4 Налоговый потенциал  в Республике Беларусь

 

Эффективная мобилизация  финансовых ресурсов в доходную часть  бюджета непосредственно зависит  от налогового потенциала экономики  страны. В свою очередь, налоговый  потенциал определяется объемом  уплачиваемых в бюджет налоговых  платежей и формируется под влиянием множества факторов: количества и  структуры налогоплательщиков, их отраслевой принадлежности, финансовой стабильности, численности занятых и др. Проблема формирования налогового потенциала государства  всегда находится в эпицентре  общественного внимания. И это  не случайно, поскольку от объема налоговых  поступлений в бюджет зависит  возможность своевременного и полного  финансирования расходов на развитие хозяйства, содержание органов управления, оборону, а также обеспечение  членам общества комплекса социальных гарантий. Как следствие, мощный налоговый  потенциал закладывает прочный  фундамент экономического благосостояния и процветания нации, обеспечивает экономическую безопасность государства [11, с.124].

Если проанализировать взаимозависимость  и близость изменений темпов роста  ВВП и налогов (доходов) бюджета, то можно сделать вывод об эластичности национальной налоговой системы и, как следствие, ее фискальной эффективности (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 - Динамика поступлений в бюджет Республики Беларусь налогов, доходов и темпы роста ВВП в 2006-2010гг., % к предыдущему году в сопоставимых ценах

 

Показатель

2006

2007

2008

2009

2010

Темп роста ВВП

105,0

107,0

111,0

110,0

109,9

Доходы консолидированного бюджета

100,9

115,1

117,9

112,7

114,8

Налоговые поступления

99,5

113,4

118,7

110,8

112,5


Источники: [10], [11], [12].

 

Структура и роль налоговых  поступлений в формировании доходной части бюджета представлена в (Приложении А). Поступление платежей, контролируемых налоговыми органами, в разрезе видов плательщиков за 2008 - 2010гг. представлены в (Приложении Б).

Основными доходными источниками  консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 45,1%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 12,7% — налоговых доходов от внешнеэкономической  деятельности. Взносы на государственное  социальное страхование составили 25,2% всех доходов консолидированного бюджета.

Поступление отдельных налогов  в 2009-2010 гг. показано на рисунке 2.1.

 

Рисунок 2.1 - Динамика поступлений отдельных налогов в бюджет за период 2009-2010 гг.

Источник: [9].

 

Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, контролируемых налоговыми органами, в разрезе основных налогов за 2009-2010 гг. представлена в (Приложении В).

В 2010 г. по сравнению с 2009 г. было уплачено налога на прибыль  на 1 385,6 млрд. руб. и акцизов на 263,4 млрд. руб. меньше. А вот что касается налога на добавленную стоимость  и подоходного налога, так там  прослеживается рост поступлений: налога на добавленную стоимость на 683,9 млрд. руб. и подоходного налога на 122,4 млрд. руб. больше.

 

Таблица 2.2 - Структура доходов бюджета Республики Беларусь в 2010 году, %

Единый налог с индивидуальных предпринимателей

1,9 %

Платежи от фонда заработной платы

3,0 %

Доходы от внешнеэкономической  деятельности

7,7 %

Прочие налоги

16,9 %

Налоги на добавленную  стоимость

24,0 %

Оборотные налоги

16,1 %

Подоходный налог

8,4 %

Налог на прибыль

7,6 %

Налог на доходы

1,4 %

Акцизы

7,0 %

Налог на недвижимость

3,9 %

Земельный налог

2,1 %


Источник: [12, с.25].

 

А теперь отразим динамику поступления основных налогов в  бюджет Республики Беларусь в ценах 2010 года, млрд. руб.

 

Таблица 2.3 - Виды налогов на 2009-2010 гг.

Виды налогов

2009 год

млрд. руб.

2010 год

млрд. руб.

НДС

2828,367403

2919,192289

Оборотные налоги

1732,81966

1954,221815

Акцизы

762,537543

846,3170245

Налог на прибыль

830,5686615

930,2221835

Налог на недвижимость

405,7098184

472,6877824

Подоходный налог

995,023386

1024,33207


Источник: [12].

 

Современная финансовая наука  и практика для оценки величины налогового давления оперирует такими показателями как уровень централизации финансовых ресурсов государства и налоговая  нагрузка на экономику.

Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики