Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 14:50, курсовая работа
Цель работы: рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.
Методы исследования: логического и системного анализа, сравнительного и нормативного анализа, табличный и графический метод, а также другие научные приемы.
Введение………………………………………………………………….. 5
1. Налоговое регулирование….………………………………………… 7
1.1. Сущность налогового регулирования……………………... 7
1.2. Налоги как инструмент рыночной экономики…………….. 8
1.3. Содержание и принципы построения налоговой
системы Республики Беларусь……………………………… 13
1.4. Понятия и принципы налогового контроля………………. 18
2. Налоговая система Республики Беларусь, ее источники и
задачи………………………………………………………………………. 21
2.1. Правовая основа и задачи налоговой системы в
Республике Беларусь…………………………………………. 21
2.2. Главные источники налогового поступления в госбюджет Республики Беларусь…………………………………………... 22
2.3. Проблемы налогообложения в Республике Беларусь……….. 25
2.4. Налоговый потенциал в Республике Беларусь……………... 27
Заключение………………………………………………………………… 33
Список использованных источников……………………………………. 35
Приложения……………………………………………………………….. 36
Налог на добавленную стоимость распределяется между республиканским и местным бюджетами по нормативам, дифференцированным по территориям. Это обусловлено различиями в уровне социально-экономического развития регионов, необходимостью обеспечения финансовыми средствами расходов республиканского и местных бюджетов и установления равных условий бюджетного дефицита по областям и г. Минску в силу общей нехватки финансовых ресурсов по республике в целом.
Не облагается налогом
на добавленную стоимость
Вторым по удельному весу поступлений в бюджет Республики Беларусь является налог на прибыль, а точнее целая группа налогов на доходы и прибыль предприятий.
Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой, полученной от реализации, и затратами по производству и реализации этих товаров (работ, услуг), иных ценностей (за исключением основных средств), имущественных прав, учитываемых при налогообложении в соответствии со ст. Закона РБ от 13.11.2008 № 449-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения».
Объектами налогообложения
являются доходы предприятий от акций,
облигаций, других ценных бумаг, от долевого
участия в совместных предприятиях.
Для целей налогообложения
С 1 января 2011 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 15.10.2010 № 174-З «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь», которым внесены существенные изменения в гл. 14 «Налог на прибыль» Налогового кодекса Республики Беларусь.
Согласно новой редакции ст. 143 гл. 14 НК плательщики, начиная с 2011 года, представляют налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль по итогам истекшего налогового периода в налоговые органы не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения, если иное не установлено НК. В указанной налоговой декларации отражаются также суммы налога на прибыль, подлежащие уплате текущими платежами по срокам, установленным п. 7.1 ст. 143.
Акцизы занимают в сумме налоговых поступлений третье место; 70% от общей суммы поступает в республиканский бюджет, 30% - в местные. Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 15.06.2006 № 397 утверждено положение «Об уплате акцизов при ввозе в Республику Беларусь товаров, подлежащих маркировке акцизными марками» в котором определяется порядок уплаты акцизов при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, в том числе с территории государств, с которыми отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление.
Акцизы – это налги,
применяемые ввиду монопольного
положения отдельных
Подоходный налог взимается
с граждан Республики Беларусь, иностранных
граждан и лиц без гражданства,
постоянно или временно проживающие
на территории Республики Беларусь. Доля
подоходного налога в доходах
государственного бюджета республики
в 2010 г. составила 10,4%. Для сравнения,
в США индивидуальный налог обеспечивает
основную часть налогового поступления
федерального бюджета – приблизительно
40%. В Беларуси минимальная ставка
подоходного налога с граждан
установлена в размере в
При определении размера налоговой базы плательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов:
Налогом на недвижимость облагается
стоимость основных производственных
и непроизводственных фондов, объектов
нового и незавершённого строительства,
являющихся собственностью юридических
лиц, а также стоимость
Однако в рамках налогового
регулирования ещё не удалось
решить целый ряд проблем и
преодолеть негативные тенденции. Основным
недостатком системы налогового
регулирования в республике является
её фискальный характер, угнетающий производственно-инвестиционную
активность товаропроизводителей. И
хотя произошло некоторое снижение
уровня налогов и платежей по отношению
к ВВП, налоговый пресс остаётся
тяжёлым. Уровень налогообложения
определяется из фактического поступления
налогов и платежей в бюджет. С
учётом нарастающей задолженности
это соотношение может
Тяжёлый налоговый пресс привёл к низкой собираемости налогов и неналоговых платежей, усугубил сложное финансовое положение хозяйствующих субъектов, что привело к сокращению производства, уменьшению налогооблагаемой базы. В результате снизились налоговые поступления в бюджет и, что особенно опасно для республики, началась утечка отечественного капитала из страны. Почти полностью прекратился приток прямых зарубежных инвестиций.
Зарубежный опыт показывает,
что в условиях технологического
и экологического отставания и необходимости
ускорения темпов экономического развития
уровень налогообложения должен
быть низким. Так, в странах среднего
уровня развития (Испания, Ирландия, Португалия,
Греция) уровень налогообложения
в настоящее время колеблется
в пределах 33-40% от ВНП. Таким образом
эти страны стремятся компенсировать
неэффективное использование
Недостатки налоговой
системы Республики Беларусь касаются
состава и структуры налогов,
степени равномерности
Налоговая система Беларуси за последние 12 лет существенно изменилась. Тем не менее, по своим основным характеристикам она значительно отличается от применяемой в экономически развитых странах.
Эти отличия носят как системный, так и методологический характер.
К системным, в частности, можно отнести:
Эффективная мобилизация
финансовых ресурсов в доходную часть
бюджета непосредственно
Если проанализировать взаимозависимость и близость изменений темпов роста ВВП и налогов (доходов) бюджета, то можно сделать вывод об эластичности национальной налоговой системы и, как следствие, ее фискальной эффективности (таблица 2.1).
Таблица 2.1 - Динамика поступлений в бюджет Республики Беларусь налогов, доходов и темпы роста ВВП в 2006-2010гг., % к предыдущему году в сопоставимых ценах
Показатель |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Темп роста ВВП |
105,0 |
107,0 |
111,0 |
110,0 |
109,9 |
Доходы консолидированного бюджета |
100,9 |
115,1 |
117,9 |
112,7 |
114,8 |
Налоговые поступления |
99,5 |
113,4 |
118,7 |
110,8 |
112,5 |
Источники: [10], [11], [12].
Структура и роль налоговых поступлений в формировании доходной части бюджета представлена в (Приложении А). Поступление платежей, контролируемых налоговыми органами, в разрезе видов плательщиков за 2008 - 2010гг. представлены в (Приложении Б).
Основными доходными источниками
консолидированного бюджета были НДС,
доходы от внешнеэкономической
Поступление отдельных налогов в 2009-2010 гг. показано на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 - Динамика поступлений отдельных налогов в бюджет за период 2009-2010 гг.
Источник: [9].
Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, контролируемых налоговыми органами, в разрезе основных налогов за 2009-2010 гг. представлена в (Приложении В).
В 2010 г. по сравнению с 2009 г. было уплачено налога на прибыль на 1 385,6 млрд. руб. и акцизов на 263,4 млрд. руб. меньше. А вот что касается налога на добавленную стоимость и подоходного налога, так там прослеживается рост поступлений: налога на добавленную стоимость на 683,9 млрд. руб. и подоходного налога на 122,4 млрд. руб. больше.
Таблица 2.2 - Структура доходов бюджета Республики Беларусь в 2010 году, %
Единый налог с индивидуальных предпринимателей |
1,9 % |
Платежи от фонда заработной платы |
3,0 % |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
7,7 % |
Прочие налоги |
16,9 % |
Налоги на добавленную стоимость |
24,0 % |
Оборотные налоги |
16,1 % |
Подоходный налог |
8,4 % |
Налог на прибыль |
7,6 % |
Налог на доходы |
1,4 % |
Акцизы |
7,0 % |
Налог на недвижимость |
3,9 % |
Земельный налог |
2,1 % |
Источник: [12, с.25].
А теперь отразим динамику поступления основных налогов в бюджет Республики Беларусь в ценах 2010 года, млрд. руб.
Таблица 2.3 - Виды налогов на 2009-2010 гг.
Виды налогов |
2009 год млрд. руб. |
2010 год млрд. руб. |
НДС |
2828,367403 |
2919,192289 |
Оборотные налоги |
1732,81966 |
1954,221815 |
Акцизы |
762,537543 |
846,3170245 |
Налог на прибыль |
830,5686615 |
930,2221835 |
Налог на недвижимость |
405,7098184 |
472,6877824 |
Подоходный налог |
995,023386 |
1024,33207 |
Источник: [12].
Современная финансовая наука
и практика для оценки величины налогового
давления оперирует такими показателями
как уровень централизации
Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики