Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.
Методы исследования: логического и системного анализа, сравнительного и нормативного анализа, табличный и графический метод, а также другие научные приемы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 5
1. Налоговое регулирование….………………………………………… 7
1.1. Сущность налогового регулирования……………………... 7
1.2. Налоги как инструмент рыночной экономики…………….. 8
1.3. Содержание и принципы построения налоговой
системы Республики Беларусь……………………………… 13
1.4. Понятия и принципы налогового контроля………………. 18
2. Налоговая система Республики Беларусь, ее источники и
задачи………………………………………………………………………. 21
2.1. Правовая основа и задачи налоговой системы в
Республике Беларусь…………………………………………. 21
2.2. Главные источники налогового поступления в госбюджет Республики Беларусь…………………………………………... 22
2.3. Проблемы налогообложения в Республике Беларусь……….. 25
2.4. Налоговый потенциал в Республике Беларусь……………... 27
Заключение………………………………………………………………… 33
Список использованных источников……………………………………. 35
Приложения……………………………………………………………….. 36

Работа содержит 1 файл

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 174.43 Кб (Скачать)

- уменьшение  налоговый базы либо суммы  налога, сбора (пошлины).

Законодатель (Налоговый кодекс Республики Беларусь) предоставил право устанавливать  Президенту Республики Беларусь дополнительные льготы отдельным категориям налогоплательщиков (или конкретному) временно или постоянно.

Под налоговым  периодом понимается календарный год  или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному  налогу, сбору (пошлине), по окончании  которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого  платежа (ст. 42 Налогового кодекса).

В числе налоговых  функций обычно выделяются: фискальная, стимулирующая, распределительная, регулирующая, контрольная.

Фискальная  функция проявляется в бесперебойном  обеспечении государства финансовыми  ресурсами, необходимыми для осуществления  его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. Последние  десятилетия в мировой практике характеризуются резким увеличением  налоговых поступлений в бюджет государств. Это связано с ростом объектов производства, развитием научно-технического прогресса, обеспечившими реальные условия для увеличения национального  дохода и, соответственно, повлекшими рост финансовых ресурсов государства  в основном за счет налоговых поступлений. [2, ст.432]

С другой стороны, рост налогов в ряде стран мира привел к увеличению издержек производства, росту цен и удорожанию товаров. Следствием этого стало снижение темпов экономического роста. Чрезмерное налогообложение населения отрицательно отразилось на материальном положении  отдельных социальных групп.

Фискальной  функции противоположно стимулирование лучшего и более эффективного использования имеющихся ресурсов — труда, капитала, природных ресурсов. А налогообложение как сфера  перераспределительных финансово-бюджетных  отношений несет в себе стимулирующие  начала. Разумное целевое использование  бюджетных ресурсов стимулирует  общественный прогресс. Налог обладает самостоятельной стимулирующей  функцией. Стимулирующая функция  налогов реализуется через систему  льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими  признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении  объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др. [3, ст.51-53]

Для стимулирующей  функции, в отличие от фискальной, характерны две основные черты: во-первых, стимулирование социально-экономической  деятельности приоритетных для государства  направлений через различные  виды льгот по налогам и преференции. Никакая другая функция налогов  не обладает непосредственно стимулирующими свойствами, и еще только фискальная функция способствует мобилизации  и аккумуляции финансовых ресурсов в централизованном фонде государства.

Из сущности налогов вытекает распределительная, а точнее перераспределительная  функция, которая обеспечивает процесс  перераспределения части совокупного  общественного продукта, главным  образом чистого дохода, и направление  части его на расширенное воспроизводство  израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другой его части — в централизованный фонд государственных ресурсов, то есть в бюджет государства, в форме  налогов. В этой функции реализуется  общественное назначение налогов как  особого централизованного инструмента распределительных отношений: через налоги идет формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций государства — политических, оборонных, внешнеэкономических, социальных, природоохранных и др.

Регулирующая  функция неотделима от других функций, в частности фискальной. Расширение налогового метода изъятия и мобилизации  государством части дохода хозяйствующих  субъектов происходит при постоянном соприкосновении с последними в  процессе производства.

Каждая функция  отражает определенную сторону налоговых  отношений: фискальная — отношение  налогоплательщика к государству, основанное на максимальной мобилизации  ресурсов в бюджет; регулирующая —  отношение государства к налогоплательщику  в процессе создания благоприятных  условий для развития экономики. В результате в фискальной функции, благодаря которой государство  снабжается финансовыми ресурсами, заложено противоречие между необходимостью постоянного и все большего увеличения доходной базы государства и ограниченными  возможностями юридических и  физических лиц в обеспечении  такого увеличения.

Противоречивость  регулирующей функции состоит в  том, что реальная потребность государственного вмешательства в процесс производства через рост налогового пресса должна ограничиваться возможностями экономики, иначе могут последовать замедление экономического роста и даже необратимые процессы. Через взаимосвязь и взаимодействие этих противоречий должен достигаться оптимальный баланс интересов государства (в росте доходов бюджета) и хозяйствующих субъектов (в повышении эффективности и доходности производства).

Несмотря  на то, что функции налогов взаимосвязаны  и взаимообусловлены, каждая из них  имеет определенные границы самостоятельности  и обособленности.

Осуществляя налоговое регулирование, государство  проводит всесторонний экономический  анализ экономических систем и осуществляет налоговый контроль. Любое экономическое  и, в частности, налоговое регулирование  предполагает ряд действий, которыми являются экономический анализ и  контроль. Налогам, как и финансам, присуща контрольная функция, которая  способствует количественному и  качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать полноту и своевременность налоговых  поступлений в бюджет и, в конечном счете, позволяет определять необходимость  реформирования налоговой системы.

 

1.3 Содержание и принципы построения  налоговой системы Республики  Беларусь

 

Перед Республикой  Беларусь стоит задача разработки эффективной  налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций; во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования.

Налоговая система  Республики Беларусь закреплена, в основном, в налоговых законах, прежде всего в Законе "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь".

Налоговая система  представляет не только систему налогов, сборов (пошлин), но и их взаимосвязь, порядок установления, введения и  классификации налогов, сборов (пошлин) в соответствии с их сущностью, порядком принятия и на основании других признаков.

Налоговая система  Республики Беларусь, созданная в  основном в конце 1991 г., находится все время в динамичном развитии и совершенствовании. Здесь решающую роль должно сыграть принятие и введение в действие Налогового кодекса (Особенной части).

В основу налоговой  системы Республики Беларусь положены следующие принципы:

1) однократность  обложения, то есть один и  тот же объект одного вида  налогов облагается только один  раз за определенный законом  период;

2) оптимальное  сочетание прямых и косвенных  налогов;

3) одинаковый  подход ко всем хозяйствующим  субъектам обложения;

4) установленный  порядок введения и отмены  органами власти разного уровня  налогов, их ставок, налоговых  льгот;

5) четкая  классификация налогов, взимаемых  на территории страны;

6) обоснование  и точное распределение налоговых  доходов между бюджетами разных  уровней;

7) стабильность  ставок налога в течение довольно  длительного периода и простота  исчисления платежа.

Главными  критериями оценки цивилизованности и  эффективности налоговой системы признаны:

1. Равенство  и справедливость налогов по  отношению ко всем налогоплательщикам.

2. Определенность  и однозначность налогового законодательства, позволяющие одинаково его понимать и толковать и налогоплательщику и налоговому инспектору.

3. Удобство  для налогоплательщиков, означающее  приближение сроков уплаты налогов  к моменту получения доходов,  минимум бюрократических процедур, простоту исчисления.

4. Стабильность, позволяющая прогнозировать финансовые  результаты, в сочетании с гибкостью  реакции на изменение экономической  ситуации.

5. Эффективность,  предполагающая не только обеспечение  государственного бюджета стабильными и равномерными поступлениями доходов, но и стимулирование налогоплательщиков к развитию бизнеса, совершенствованию техники и технологии производства. [4, ст.12-17]

В налоговом  законодательстве нашли отражение  полномочия налоговых органов, их права  и обязанности, а также права  и обязанности налогоплательщиков и основные виды ответственности  за нарушения налогового законодательства.

При несоблюдении законов о налогах юридические  и физические лица несут ответственность, виды и размер которой регулируются законодательством. Налогоплательщик, преступивший закон, несет имущественную  ответственность в трех видах:

1) взыскание  всей суммы сокрытого или заниженного  дохода или суммы налога за  иной сокрытый или неучтенный  объект налогообложения;

2) уплата  штрафа за отсутствие учета  объекта налогообложения или  ведение учета объекта налогообложения  с нарушением установленного  порядка, а также непредставление  или несвоевременное представление  в налоговые органы документов для исчисления налогов;

3) уплата  пени за каждый день задержки  перечисления налогов.

Классификация налогов — это группировка  налогов по различным признакам. Она важна для организации  рационального управления налогообложением. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия  — на прямые и косвенные.

Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или  имущества налогоплательщика.

В свою очередь  прямые налоги делятся на реальные и личные.

Реальные  налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия  имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги.

Личные налоги представлены следующими видами: подоходный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль и др.

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые  в процессе потребления товаров  и услуг. К косвенным налогам  относятся акцизы, государственные  фискальные монополии, таможенные пошлины.

Одним из классификационных  признаков налогов является их деление  на общие и специальные (целевые).

Общие налоги обезличиваются и поступают в  единую кассу государств. Они предназначены  для общегосударственных мероприятий. Специальные (целевые) налоги имеют  строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного  медицинского страхования, дорожные фонды  и др.). [5, ст.3-7]

Налоги классифицируются и в зависимости от принадлежности и уровня управления органов, взимающих  налог и в распоряжение которых  он поступает: республиканские и  местные.

К республиканским  налогам, сборам (пошлинам) Налоговый  кодекс Республики Беларусь (ст. 8) относит:

- налог  на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог  на прибыль;

- налог  на доходы;

- налог  на доходы с физических лиц;

- экологический  налог;

- налог  с пользователей природных ресурсов;

- налог  на имущество;

- земельный  налог;

- дорожные  налоги и сборы;

- таможенную  пошлину и таможенные сборы;

- гербовый  сбор;

- оффшорный  сбор;

- консульский  сбор;

- государственную  пошлину;

- регистрационные  и лицензионные сборы; 

- патентные  пошлины.

Согласно  ст. 9 Налогового кодекса Республики Беларусь к местным налогам и сборам относятся:

-налог с продаж;

-налог за услуги;

-налог на рекламу;

-сборы с пользователей.

Учет плательщиков налогов и других обязательных платежей в бюджет осуществляется в Государственном  реестре налогоплательщиков. Учет собственников  имущества (учредителей, участников) ликвидированных  юридических лиц - субъектов хозяйствования, имеющих задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, ведется Государственным налоговым комитетом Республики Беларусь в специальном реестре собственников имущества (учредителей, участников) ликвидированных юридических лиц - субъектов хозяйствования, имеющих задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонд.

Юридическое или физическое лицо Республики Беларусь, признаваемое для целей налогообложения, согласно законодательству Республики Беларусь постоянным представительством иностранного юридического лица, через  которое иностранное юридическое  лицо осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь, проходит регистрацию (становится на учет) в налоговых  органах по месту своего нахождения и удерживает с сумм платежей, причитающихся  этому иностранному юридическому лицу, налоги и другие обязательные платежи, подлежащие уплате указанным иностранным  юридическим лицом в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В организационном  плане налоги, отчисления и сборы  в Республике Беларусь можно подразделить на следующие группы:

1. Платежи,  уплачиваемые из выручки от  реализации продукции, работ,  услуг по факту ее получения  (косвенные налоги):

1.1. Налог  на добавленную стоимость;

1.2. Налог  с продаж автомобильного топлива;

1.3. Отчисления  в республиканский фонд поддержки  производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;

Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики