Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 14:50, курсовая работа
Цель работы: рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.
Методы исследования: логического и системного анализа, сравнительного и нормативного анализа, табличный и графический метод, а также другие научные приемы.
Введение………………………………………………………………….. 5
1. Налоговое регулирование….………………………………………… 7
1.1. Сущность налогового регулирования……………………... 7
1.2. Налоги как инструмент рыночной экономики…………….. 8
1.3. Содержание и принципы построения налоговой
системы Республики Беларусь……………………………… 13
1.4. Понятия и принципы налогового контроля………………. 18
2. Налоговая система Республики Беларусь, ее источники и
задачи………………………………………………………………………. 21
2.1. Правовая основа и задачи налоговой системы в
Республике Беларусь…………………………………………. 21
2.2. Главные источники налогового поступления в госбюджет Республики Беларусь…………………………………………... 22
2.3. Проблемы налогообложения в Республике Беларусь……….. 25
2.4. Налоговый потенциал в Республике Беларусь……………... 27
Заключение………………………………………………………………… 33
Список использованных источников……………………………………. 35
Приложения……………………………………………………………….. 36
- уменьшение налоговый базы либо суммы налога, сбора (пошлины).
Законодатель
(Налоговый кодекс Республики Беларусь)
предоставил право
Под налоговым
периодом понимается календарный год
или иной период времени, определяемый
применительно к каждому
В числе налоговых функций обычно выделяются: фискальная, стимулирующая, распределительная, регулирующая, контрольная.
Фискальная
функция проявляется в
С другой стороны,
рост налогов в ряде стран мира
привел к увеличению издержек производства,
росту цен и удорожанию товаров.
Следствием этого стало снижение
темпов экономического роста. Чрезмерное
налогообложение населения
Фискальной
функции противоположно стимулирование
лучшего и более эффективного
использования имеющихся
Для стимулирующей функции, в отличие от фискальной, характерны две основные черты: во-первых, стимулирование социально-экономической деятельности приоритетных для государства направлений через различные виды льгот по налогам и преференции. Никакая другая функция налогов не обладает непосредственно стимулирующими свойствами, и еще только фискальная функция способствует мобилизации и аккумуляции финансовых ресурсов в централизованном фонде государства.
Из сущности
налогов вытекает распределительная,
а точнее перераспределительная
функция, которая обеспечивает процесс
перераспределения части
Регулирующая функция неотделима от других функций, в частности фискальной. Расширение налогового метода изъятия и мобилизации государством части дохода хозяйствующих субъектов происходит при постоянном соприкосновении с последними в процессе производства.
Каждая функция
отражает определенную сторону налоговых
отношений: фискальная — отношение
налогоплательщика к
Противоречивость
регулирующей функции состоит в
том, что реальная потребность государственного
вмешательства в процесс
Несмотря
на то, что функции налогов
Осуществляя
налоговое регулирование, государство
проводит всесторонний экономический
анализ экономических систем и осуществляет
налоговый контроль. Любое экономическое
и, в частности, налоговое регулирование
предполагает ряд действий, которыми
являются экономический анализ и
контроль. Налогам, как и финансам,
присуща контрольная функция, которая
способствует количественному и
качественному отражению хода распределительного
процесса, позволяет контролировать
полноту и своевременность
1.3 Содержание и принципы
Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций; во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования.
Налоговая система Республики Беларусь закреплена, в основном, в налоговых законах, прежде всего в Законе "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь".
Налоговая система представляет не только систему налогов, сборов (пошлин), но и их взаимосвязь, порядок установления, введения и классификации налогов, сборов (пошлин) в соответствии с их сущностью, порядком принятия и на основании других признаков.
Налоговая система Республики Беларусь, созданная в основном в конце 1991 г., находится все время в динамичном развитии и совершенствовании. Здесь решающую роль должно сыграть принятие и введение в действие Налогового кодекса (Особенной части).
В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:
1) однократность
обложения, то есть один и
тот же объект одного вида
налогов облагается только
2) оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
3) одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;
4) установленный
порядок введения и отмены
органами власти разного
5) четкая
классификация налогов,
6) обоснование
и точное распределение
7) стабильность
ставок налога в течение
Главными критериями оценки цивилизованности и эффективности налоговой системы признаны:
1. Равенство
и справедливость налогов по
отношению ко всем
2. Определенность
и однозначность налогового
3. Удобство
для налогоплательщиков, означающее
приближение сроков уплаты
4. Стабильность,
позволяющая прогнозировать
5. Эффективность,
предполагающая не только
В налоговом
законодательстве нашли отражение
полномочия налоговых органов, их права
и обязанности, а также права
и обязанности
При несоблюдении законов о налогах юридические и физические лица несут ответственность, виды и размер которой регулируются законодательством. Налогоплательщик, преступивший закон, несет имущественную ответственность в трех видах:
1) взыскание
всей суммы сокрытого или
2) уплата
штрафа за отсутствие учета
объекта налогообложения или
ведение учета объекта
3) уплата пени за каждый день задержки перечисления налогов.
Классификация налогов — это группировка налогов по различным признакам. Она важна для организации рационального управления налогообложением. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия — на прямые и косвенные.
Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.
В свою очередь прямые налоги делятся на реальные и личные.
Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги.
Личные налоги представлены следующими видами: подоходный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль и др.
Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины.
Одним из классификационных признаков налогов является их деление на общие и специальные (целевые).
Общие налоги
обезличиваются и поступают в
единую кассу государств. Они предназначены
для общегосударственных
Налоги классифицируются и в зависимости от принадлежности и уровня управления органов, взимающих налог и в распоряжение которых он поступает: республиканские и местные.
К республиканским налогам, сборам (пошлинам) Налоговый кодекс Республики Беларусь (ст. 8) относит:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на прибыль;
- налог на доходы;
- налог на доходы с физических лиц;
- экологический налог;
- налог
с пользователей природных
- налог на имущество;
- земельный налог;
- дорожные налоги и сборы;
- таможенную пошлину и таможенные сборы;
- гербовый сбор;
- оффшорный сбор;
- консульский сбор;
- государственную пошлину;
- регистрационные и лицензионные сборы;
- патентные пошлины.
Согласно ст. 9 Налогового кодекса Республики Беларусь к местным налогам и сборам относятся:
-налог с продаж;
-налог за услуги;
-налог на рекламу;
-сборы с пользователей.
Учет плательщиков налогов и других обязательных платежей в бюджет осуществляется в Государственном реестре налогоплательщиков. Учет собственников имущества (учредителей, участников) ликвидированных юридических лиц - субъектов хозяйствования, имеющих задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, ведется Государственным налоговым комитетом Республики Беларусь в специальном реестре собственников имущества (учредителей, участников) ликвидированных юридических лиц - субъектов хозяйствования, имеющих задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонд.
Юридическое
или физическое лицо Республики Беларусь,
признаваемое для целей налогообложения,
согласно законодательству Республики
Беларусь постоянным представительством
иностранного юридического лица, через
которое иностранное
В организационном плане налоги, отчисления и сборы в Республике Беларусь можно подразделить на следующие группы:
1. Платежи, уплачиваемые из выручки от реализации продукции, работ, услуг по факту ее получения (косвенные налоги):
1.1. Налог на добавленную стоимость;
1.2. Налог
с продаж автомобильного
1.3. Отчисления
в республиканский фонд
Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики