Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.
Методы исследования: логического и системного анализа, сравнительного и нормативного анализа, табличный и графический метод, а также другие научные приемы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 5
1. Налоговое регулирование….………………………………………… 7
1.1. Сущность налогового регулирования……………………... 7
1.2. Налоги как инструмент рыночной экономики…………….. 8
1.3. Содержание и принципы построения налоговой
системы Республики Беларусь……………………………… 13
1.4. Понятия и принципы налогового контроля………………. 18
2. Налоговая система Республики Беларусь, ее источники и
задачи………………………………………………………………………. 21
2.1. Правовая основа и задачи налоговой системы в
Республике Беларусь…………………………………………. 21
2.2. Главные источники налогового поступления в госбюджет Республики Беларусь…………………………………………... 22
2.3. Проблемы налогообложения в Республике Беларусь……….. 25
2.4. Налоговый потенциал в Республике Беларусь……………... 27
Заключение………………………………………………………………… 33
Список использованных источников……………………………………. 35
Приложения……………………………………………………………….. 36

Работа содержит 1 файл

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 174.43 Кб (Скачать)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Экономической теории» 

Дисциплина «Макроэкономика»

Курсовая работа

 

На тему: Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

 

 

 

 

Студент

ЭУП АПК, 2 курс,

1122212                                                                                                   С.К.Волчик

 

 

Руководитель                                                                                   Т.Н.Лукашевич

 

 

 

ПИНСК 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………..          5

  1. Налоговое регулирование….…………………………………………           7

    1. Сущность налогового регулирования……………………...         7
    2. Налоги как инструмент рыночной экономики……………..         8
    3. Содержание и принципы построения налоговой

 системы  Республики Беларусь………………………………        13

    1. Понятия и принципы налогового контроля……………….         18
  1. Налоговая система Республики Беларусь, ее источники и

задачи……………………………………………………………………….         21

    1. Правовая основа и задачи налоговой системы в

Республике  Беларусь………………………………………….       21

    1. Главные источники налогового поступления в госбюджет Республики Беларусь…………………………………………...        22
    2. Проблемы налогообложения в Республике Беларусь………..        25
    3. Налоговый потенциал в Республике Беларусь……………...       27

Заключение…………………………………………………………………       33

Список использованных источников…………………………………….       35

Приложения………………………………………………………………..       36

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налоги являются важным экономическим  рычагом, при помощи которого государство  воздействует на рыночную экономику. На Западе налоговые вопросы давно  уже занимают почетное место в  финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых  ставок неправильный или недостаточный  учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство  предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных  налоговым законодательством льгот  и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или  даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим  резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может  проводить энергичную политику в  развитии наукоемких производств и  ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний  день оказалась, пожалуй, главным предметом  дискуссий о путях и методах  реформирования, а также острой критики. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы курсовой работы.

Объектом исследования является национальная налоговая система.

Предметом исследования является налоговая система Республики Беларусь и основные направления ее совершенствования.

Целью данной работы является рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.

Для достижения названных  целей в работе решены следующие  задачи:

  • изучена сущность, принципы налогообложения, классификация налогов;
  • исследованы периоды развития налогообложения;
  • рассмотрено налоговое законодательство Республики Беларусь;
  • охарактеризованы элементы налоговой системы Республики Беларусь;
  • проанализированы главные источники налогового поступления в госбюджет Республики Беларусь;
  • исследована структура и уровень налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь;
  • рассмотрены проблемы налогообложения в Республике Беларусь;
  • рассмотрен налоговый потенциал в Республике Беларусь.

При проведении исследования использовался анализ учебной и научной литературы, монографий, статей в периодической  печати, а также экономико-статистический и графический методы.

 

1 НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

1.1 Сущность налогового регулирования

 

Объективная необходимость государственного регулирования экономики общепризнанна и осуществляется во всех странах. Одним из инструментов регулирования являются налоги. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.

Сегодня налоговая  система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве и способствовать развитию предпринимательства.

Сущность  механизма налогового регулирования  заключается, с одной стороны, в том, что он представляет собой специфическую форму общественных отношений, возникающих между налогоплательщиками и государством в процессе перераспределения национального дохода, а с другой стороны, в том, что он является методом косвенного воздействия государства на экономику, политику, социальную сферу по средством налогового законодательства, налогового планирования, налоговой системы. Варьируя объемом совокупного изъятия доходов юридических и физических лиц, государство обеспечивает финансовыми ресурсами общегосударственные потребности и регулирует пропорции развития национальной экономики.

При переходе к рыночным отношениям можно выделить следующие направления налогового регулирования экономики:

- налоги  становятся основным источником  доходов государственного бюджета, и от полноты их сбора зависит финансирование общегосударственных расходов. Государство ищет компромисс между потребностями увеличения поступлений средств в бюджет и возможностями их удовлетворения;

- посредством  налогов регулируется хозяйственная  инициатива предприятий, стимулируется развитие приоритетных производств и сфер деятельности, включая внешнеэкономическую. Важно, чтобы налог не только сохранял накопленные производителем капиталы, но и оставлял источники для их пополнения, поощрял инвестиции;

- через  налоги стимулируется инвестиционная  деятельность предприятий. Уменьшением налогооблагаемой прибыли на величину фактически произведенных расходов на финансирование капитальных вложений и предоставлением инвестиционного налогового кредита, государство поощряет развитие производственной базы, строительство жилья, объектов здравоохранения, культуры, образования, бытового обслуживания;

- налоговая  система обеспечивает выполнение  государством перераспределительной функции посредством направления аккумулированных в бюджете налогов на финансирование важнейших государственных программ и поддержку отдельных отраслей экономики;

- налоговое  регулирование позволяет повышать  уровень занятости населения  путем снижения налоговых ставок  для предприятий, организующих новые рабочие места, использующих труд инвалидов и пенсионеров;

- налоги  способствуют структурной перестройке  экономики, развитию малого и среднего бизнеса.

Результативность  налогового регулирования производства зависит от обоснованности экономической  политики, реализуемой государством.

Механизм  налогового регулирования опирается  на законодательную базу и включает в себя ряд элементов, позволяющих направлять предпринимательскую инициативу предприятий в нужное русло, обеспечивая тем самым стабильность и рост поступлений доходов в государственный бюджет. Сложность его создания заключается в том, что необоснованные решения могут привести к непоправимым последствиям, когда начинает разрушаться налогооблагаемая база, когда оказывается, что, по образному выражению, «налог убит налогом».

Элементами  налоговой системы налогового механизма  выступают: субъекты налога, объекты налогообложения, единица обложения, ставки, источники уплаты, льготы, санкции. Задачей государственных органов власти является законодательное утверждение четких критериев каждого из перечисленных элементов, позволяющее однозначно их толковать в любой ситуации.

 

1.2 Налоги как инструмент рыночной  экономики

 

Необходимость налогов вытекает из функций и  задач государства (политических, экономических, внешнеэкономических, оборонных, социальных и др.), выполнение которых требует  средств. Кроме налогов у государства  нет иных методов мобилизации средств. Для покрытия расходов оно может использовать государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение. Однако это чревато тяжелыми экономическими последствиями для страны — инфляцией. Таким образом, на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится 80-90 % всех бюджетных поступлений (в развитых странах).

Налог как  специфическая форма производственных отношений оказывает влияние  на основные факторы общественного  производства и различные социальные группы.

Общие элементы налога составляют основное содержание всякого платежа: субъект налога, объект (налоговая база) налога, ставка (или норма) налога, оклад налога, источник налога, ответственность.

К специфическим  элементам налога относятся: порядок  исчисления, порядок уплаты налога, сроки уплаты налога, льготы по налогу, налоговый период.

Субъект налога должен отвечать определенным требованиям: юридические и физические лица.

Объектом  налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у субъекта налога налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства. Перечень субъектов  налога определяется только законодательством  Республики Беларусь. Налоговый кодекс к таким обстоятельствам относит  реализацию товаров (работ, услуг), доходы, включая дивиденды и проценты.

Налоговая база представляет собой структурную, физическую или иную характеристику объекта  налогообложения. Налоговая база является основанием для исчисления суммы  налога, так как именно к ней  применяются ставки налога.

Единицей  обложения является величина, на которую  соизмеряется объект (налоговая база) налога. Наиболее распространенная единица  обложения - рубль. При взимании земельного налога - 1 / 100 га (сотка)

[1, ст.53].

Ставка (норма) налога — величина, которая взимается  в виде налога с одной единицы  налога. Ставки бывают трех видов: в  процентном отношении, в твердом  денежном выражении, смешанные.

Оклад налога - это величина налога, которую субъект налога должен внести в силу закона в доход государства. Оклад определяется на основе величины налоговой базы и ставки, установленной для данного налога.

Источник  налога - это те суммы денежных средств налогоплательщиков, за счет которых вносятся суммы налога в доход государства.

Ответственность наступает в случае невнесения в  срок или в неполном объеме сумм налога. Просроченный налог или его  часть называется уже не налогом, а недоимкой, которая подлежит принудительному  взысканию, а не взиманию. На недоимку начисляется пеня.

Порядок исчисления налога. Основные правила исчисления налогов установлены ст. 44 Налогового кодекса Республики Беларусь. Предусмотрены  два порядка исчисления налогов, сборов (пошлин). В большинстве случаев  налогоплательщик самостоятельно исчисляет  сумму налога, сбора (пошлин), подлежащих уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Порядок уплаты налога, сбора (пошлин) устанавливается  применительно к каждому налогу, сбору (пошлине). Законодательством  предусмотрены три способа уплаты налога, сбора (пошлины): самостоятельный, безналичный, через налогового агента.

Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются  налоговым или таможенным законодательством  применительно к каждому налогу, сбору (пошлине). Они могут быть самыми различными и в целом зависят  от суммы налога, сбора (пошлины).

Льготы по налогам. Ими признаются предоставленные  определенным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством  преимущества по сравнению с другими  плательщиками, включая возможность  не уплачивать налог, сбор (пошлину) или  уплачивать их в меньшем размере.

Применяются следующие формы льгот по налогам, сборам (пошлинам):

- полное  освобождение от уплаты;

- установление  не облагаемой налогом части  объекта обложения (необлагаемый  минимум); понижение по сравнению  «твердыми» налоговыми ставками;

Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики