Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 14:50, курсовая работа
Цель работы: рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.
Методы исследования: логического и системного анализа, сравнительного и нормативного анализа, табличный и графический метод, а также другие научные приемы.
Введение………………………………………………………………….. 5
1. Налоговое регулирование….………………………………………… 7
1.1. Сущность налогового регулирования……………………... 7
1.2. Налоги как инструмент рыночной экономики…………….. 8
1.3. Содержание и принципы построения налоговой
системы Республики Беларусь……………………………… 13
1.4. Понятия и принципы налогового контроля………………. 18
2. Налоговая система Республики Беларусь, ее источники и
задачи………………………………………………………………………. 21
2.1. Правовая основа и задачи налоговой системы в
Республике Беларусь…………………………………………. 21
2.2. Главные источники налогового поступления в госбюджет Республики Беларусь…………………………………………... 22
2.3. Проблемы налогообложения в Республике Беларусь……….. 25
2.4. Налоговый потенциал в Республике Беларусь……………... 27
Заключение………………………………………………………………… 33
Список использованных источников……………………………………. 35
Приложения……………………………………………………………….. 36
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Кафедра «Экономической теории»
На тему: Налоги как инструмент государственного регулирования экономики
Студент
ЭУП АПК, 2 курс,
1122212
Руководитель
ПИНСК 2012
Введение…………………………………………………………
системы
Республики Беларусь……………………………
задачи………………………………………………………………
Республике
Беларусь………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………….
Приложения……………………………………………………
Налоги являются важным экономическим
рычагом, при помощи которого государство
воздействует на рыночную экономику. На
Западе налоговые вопросы давно
уже занимают почетное место в
финансовом планировании предприятий.
В условиях высоких налоговых
ставок неправильный или недостаточный
учет налогового фактора может привести
к весьма неблагоприятным последствиям
или даже вызвать банкротство
предприятия. С другой стороны, правильное
использование предусмотренных
налоговым законодательством
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы курсовой работы.
Объектом исследования является национальная налоговая система.
Предметом исследования является налоговая система Республики Беларусь и основные направления ее совершенствования.
Целью данной работы является рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.
Для достижения названных целей в работе решены следующие задачи:
1 НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
1.1 Сущность налогового
Объективная необходимость государственного регулирования экономики общепризнанна и осуществляется во всех странах. Одним из инструментов регулирования являются налоги. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.
Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве и способствовать развитию предпринимательства.
Сущность механизма налогового регулирования заключается, с одной стороны, в том, что он представляет собой специфическую форму общественных отношений, возникающих между налогоплательщиками и государством в процессе перераспределения национального дохода, а с другой стороны, в том, что он является методом косвенного воздействия государства на экономику, политику, социальную сферу по средством налогового законодательства, налогового планирования, налоговой системы. Варьируя объемом совокупного изъятия доходов юридических и физических лиц, государство обеспечивает финансовыми ресурсами общегосударственные потребности и регулирует пропорции развития национальной экономики.
При переходе
к рыночным отношениям можно выделить
следующие направления
- налоги
становятся основным
- посредством
налогов регулируется
- через
налоги стимулируется
- налоговая
система обеспечивает
- налоговое
регулирование позволяет
- налоги
способствуют структурной
Результативность налогового регулирования производства зависит от обоснованности экономической политики, реализуемой государством.
Механизм налогового регулирования опирается на законодательную базу и включает в себя ряд элементов, позволяющих направлять предпринимательскую инициативу предприятий в нужное русло, обеспечивая тем самым стабильность и рост поступлений доходов в государственный бюджет. Сложность его создания заключается в том, что необоснованные решения могут привести к непоправимым последствиям, когда начинает разрушаться налогооблагаемая база, когда оказывается, что, по образному выражению, «налог убит налогом».
Элементами налоговой системы налогового механизма выступают: субъекты налога, объекты налогообложения, единица обложения, ставки, источники уплаты, льготы, санкции. Задачей государственных органов власти является законодательное утверждение четких критериев каждого из перечисленных элементов, позволяющее однозначно их толковать в любой ситуации.
1.2 Налоги как инструмент
Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства (политических, экономических, внешнеэкономических, оборонных, социальных и др.), выполнение которых требует средств. Кроме налогов у государства нет иных методов мобилизации средств. Для покрытия расходов оно может использовать государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение. Однако это чревато тяжелыми экономическими последствиями для страны — инфляцией. Таким образом, на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится 80-90 % всех бюджетных поступлений (в развитых странах).
Налог как
специфическая форма
Общие элементы налога составляют основное содержание всякого платежа: субъект налога, объект (налоговая база) налога, ставка (или норма) налога, оклад налога, источник налога, ответственность.
К специфическим элементам налога относятся: порядок исчисления, порядок уплаты налога, сроки уплаты налога, льготы по налогу, налоговый период.
Субъект налога должен отвечать определенным требованиям: юридические и физические лица.
Объектом
налогообложения признаются обстоятельства,
с наличием которых у субъекта
налога налоговое законодательство
связывает возникновение
Налоговая база представляет собой структурную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база является основанием для исчисления суммы налога, так как именно к ней применяются ставки налога.
Единицей обложения является величина, на которую соизмеряется объект (налоговая база) налога. Наиболее распространенная единица обложения - рубль. При взимании земельного налога - 1 / 100 га (сотка)
[1, ст.53].
Ставка (норма) налога — величина, которая взимается в виде налога с одной единицы налога. Ставки бывают трех видов: в процентном отношении, в твердом денежном выражении, смешанные.
Оклад налога - это величина налога, которую субъект налога должен внести в силу закона в доход государства. Оклад определяется на основе величины налоговой базы и ставки, установленной для данного налога.
Источник налога - это те суммы денежных средств налогоплательщиков, за счет которых вносятся суммы налога в доход государства.
Ответственность наступает в случае невнесения в срок или в неполном объеме сумм налога. Просроченный налог или его часть называется уже не налогом, а недоимкой, которая подлежит принудительному взысканию, а не взиманию. На недоимку начисляется пеня.
Порядок исчисления налога. Основные правила исчисления налогов установлены ст. 44 Налогового кодекса Республики Беларусь. Предусмотрены два порядка исчисления налогов, сборов (пошлин). В большинстве случаев налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, сбора (пошлин), подлежащих уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Порядок уплаты
налога, сбора (пошлин) устанавливается
применительно к каждому
Сроки уплаты
налогов, сборов (пошлин) устанавливаются
налоговым или таможенным законодательством
применительно к каждому
Льготы по
налогам. Ими признаются предоставленные
определенным категориям плательщиков
предусмотренные налоговым
Применяются следующие формы льгот по налогам, сборам (пошлинам):
- полное освобождение от уплаты;
- установление
не облагаемой налогом части
объекта обложения (
Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики