Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.
Методы исследования: логического и системного анализа, сравнительного и нормативного анализа, табличный и графический метод, а также другие научные приемы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 5
1. Налоговое регулирование….………………………………………… 7
1.1. Сущность налогового регулирования……………………... 7
1.2. Налоги как инструмент рыночной экономики…………….. 8
1.3. Содержание и принципы построения налоговой
системы Республики Беларусь……………………………… 13
1.4. Понятия и принципы налогового контроля………………. 18
2. Налоговая система Республики Беларусь, ее источники и
задачи………………………………………………………………………. 21
2.1. Правовая основа и задачи налоговой системы в
Республике Беларусь…………………………………………. 21
2.2. Главные источники налогового поступления в госбюджет Республики Беларусь…………………………………………... 22
2.3. Проблемы налогообложения в Республике Беларусь……….. 25
2.4. Налоговый потенциал в Республике Беларусь……………... 27
Заключение………………………………………………………………… 33
Список использованных источников……………………………………. 35
Приложения……………………………………………………………….. 36

Работа содержит 1 файл

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 174.43 Кб (Скачать)

1.4. Отчисления  средств пользователями автодорог;

1.5. Сбор на  формирование местных целевых  бюджетных жилищно-инвестиционных  фондов и сбор на финансирование  расходов, связанных с содержанием  и ремонтом жилищного фонда;

1.6. Целевые  сборы;

1.7. Акцизы.

2. Платежи,  включаемые в себестоимость продукции  (работ, услуг):

2.1. Отчисления  в фонд социальной защиты населения;

2.2. Платежи  за землю;

2.3 Налог  за использование природных ресурсов (экологический налог);

2.4. Отчисления  в инновационный фонд.

3. Платежи,  уплачиваемые из прибыли:

3.1. Налог  на недвижимость;

3.2. Налог  на доходы;

3.3. Налог  на прибыль;

3.4. Налог  на приобретение транспортных  средств;

3.5. Транспортный  сбор;

3.6. Местные  налоги и сборы.

Кроме налогов  и сборов, предусмотренных Законом  Республики Беларусь «О налогах и  сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», в бюджет Республики Беларусь поступают установленные законодательством  неналоговые платежи.

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (ст. 10) предусмотрены особые режимы налогообложения. Ими признается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин). К  особым режимам относятся:

- упрощенная  система налогообложения;

- налогообложение  в свободных экономических зонах  (СЭЗ);

- налог  на игорный бизнес;

- налог  на лотерейную деятельность;

- единый  налог для производителей сельскохозяйственной  продукции;

- единый  налог с индивидуальных предпринимателей  и иных физических лиц, осуществляющих  реализацию товаров (работ, услуг);

- налогообложение  отдельных категорий плательщиков.

Налоговую систему  государства, кроме структуры налогов, определяют способы взимания налогов. В налоговой практике применяется  три основных способа взимания налогов: кадастровый, у источника, по декларации.

Первый способ предполагает использование кадастра. Кадастр - это реестр, содержащий перечень типичных объектов, классифицируемых по определенным признакам. Этот способ в республике используется относительно земельного налога. Ставки этого налога зависят от кадастровой оценки земли, выраженной в баллах.

При втором способе налог перечисляется  и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога. Это, в основном, подоходный налог.

Третий способ предусматривает предоставление налогоплательщиком налоговым органам декларации, то есть официального заявления о полученных за определенный период доходах.

Возможна  комбинация трех способов изъятия налога, таким образом исчисляются и  уплачиваются некоторые налоги в  Республике Беларусь.

 

1.4 Понятие и принципы налогового  контроля

 

Современный уровень развития общественных отношений  в сфере налогообложения, а также  постоянное совершенствование налогового регулирования предполагают необходимость  научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех  организационно-правовых механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов  при осуществлении налоговых  изъятий. И в этом аспекте наиболее значимым является организация и  функционирование налогового контроля, в большей степени в рамках которого изо дня в день происходит реализация государственных интересов  в налоговой сфере.

Налоговый контроль—это элемент финансового контроля и  часть налогового механизма.

Основные  направления налогового контроля:

1) учет организаций  и физических лиц;

2) налоговый  контроль за своевременностью  уплаты налогов и сборов;

3) налоговый  контроль за правильностью исчисления  и полнотой уплаты сумм налогов  и сборов, за надлежащим учетом  доходов, расходов и объектов  налогообложения;

4) налоговый  контроль за законностью использования  налоговых льгот;

5) налоговый  контроль за своевременностью  и правильностью удержания сумм  налогов налоговыми агентами;

6) налоговый  контроль за соответствием крупных  расходов физических лиц их  доходам;

7) налоговый  контроль за своевременностью  перечисления налоговых платежей;

8) налоговый  контроль за правомерностью возмещения  сумм косвенных налогов из  бюджета. [6, ст.544]

Налоговый контроль занимает весьма значительное место  в системе государственного финансового  контроля, поскольку посредством  осуществления контрольных функций  государственными налоговыми органами обеспечивается не только соблюдение налогового законодательства, но и  непосредственное привлечение финансовых ресурсов в государственный бюджет. Здесь очевидна большая роль налогового контроля в обеспечении исполнения бюджета государства по доходам, поскольку 80 - 90% бюджетных доходов страны базируется на налоговых поступлениях.

Налоговый контроль может быть не только государственным. Так, выделяют такое понятие, как  налоговый аудит. Как и любой  аудит, это вид независимого финансового  контроля, который осуществляется на платной договорной основе аудиторами, имеющими соответствующую лицензию.

Государственный налоговый контроль в Беларуси осуществляют Министерство по налогам и сборам и его инспекции. Кроме специальных  налоговых служб, налоговый контроль в определенной степени осуществляет Министерство финансов, таможенные органы, иные контролирующие органы государства, в компетенцию которых может  входить контроль за отдельными вопросами  налогообложения.

На микроуровне  контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов осуществляют работники соответствующих подразделений  субъектов хозяйствования, являющихся налогоплательщиками.

Общепризнано, что контроль имеет многостадийный характер и развивается поэтапно.

1) планирование  проверки и организационных мероприятий  по ее проведению;

2) подготовка  к проверке;

3) проведение  проверки;

4) составление,  обсуждение и принятие контролирующим  органом (лицом) акта проверки и ознакомление заинтересованных органов и лиц;

5) реализация  принятого по материалам проверки  решения;

6) рассмотрение  возможных жалоб на принятое  контрольным органом (должностным  лицом) решение;

7) контроль  за фактическим исполнением решений,  а также предложений и рекомендаций, содержащихся в акте проверки.

Классификация налогового контроля:

1. В зависимости  от субъектов, осуществляющих  контрольную деятельность: налоговый  контроль, осуществляемый налоговыми  органами; налоговый контроль, осуществляемый  таможенными и другими органами.

2. В зависимости  от характеристики контролируемых  лиц: налоговый контроль организаций;  налоговый контроль индивидуальных  предпринимателей; налоговый контроль  физических лиц, не являющихся  индивидуальными предпринимателями.

3. В зависимости  от объема контролируемой деятельности  проверяемого лица: комплексный  налоговый контроль, подразумевающий  исследование всего комплекса  деятельности исследуемого лица  по вопросам, касающимся налогообложения; тематический налоговый контроль, подразумевающий проверку отдельных вопросов уплаты определенных налогов и сборов и соблюдения налогового законодательства; целевой налоговый контроль, производимый по отдельным финансовым операциям налогоплательщика, например, по вопросам правильности применения налоговых льгот, правомерности возмещения сумм косвенных налогов из бюджета.

4. В зависимости  от используемых методов и  приемов поверки документов налоговый  контроль делится на два подвида:

1) в зависимости  от степени охвата предметов  контроля: сплошной налоговый контроль (проверка всех имеющихся документов, связанных с вопросами налогообложения); выборочный налоговый контроль (проверка  только части специально отобранных  документов).

2) в зависимости  от источников получения сведений  и данных: документальный налоговый  контроль (базируется на изучении  документально зафиксированных  данных); фактический налоговый контроль (основан на изучении фактического  состояния объектов налогообложения,  осуществляется посредством инвентаризации  имущества, обследования помещений  и т. д.); встречный налоговый  контроль (предусматривает получение  информации от контрагентов проверяемых  лиц).

5. В зависимости  от стадии осуществления мероприятий  налогового контроля: предварительный  контроль; текущий контроль; последующий  контроль.

6. В зависимости  от места проведения мероприятий  налогового контроля: камеральный  налоговый контроль (осуществляется  по месту расположения налогового  органа); выездной налоговый контроль (проводится по месту нахождения  проверяемого субъекта).

7. В зависимости  от плана проведения контрольных  мероприятий: плановые и внеплановые.

 

2. Налоговая система  Республики Беларусь, ее источники  и задачи.

2.1 Правовая основа  и задачи налоговой системы  в Республике Беларусь

 

Налоговая система государства  формирует на первой основе, в Республике Беларусь правовую основу обеспечивают:

  • Конституция Республики Беларусь, в которой закреплены основные нормы, обязывающие граждан платить налоги, и права государства в области налогообложения (право законодательной инициативы, право распределение поступлений от налогов и др.);
  • специальное налоговое законодательство, определяющее общие для всех налогов правила и нормы и регулирующее учреждение и порядок взимания каждого налога (Закон Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость», «О налоге на прибыль предприятий, объединений, организаций», «О налогах за пользование природными ресурсами (экологический налог)», «О налоге на недвижимость», «О подоходном налоге с граждан» и др.);
  • нормативные активы исполнительной власти, регулирующие налоговые отношения в тех целях и объемах, которые предписаны для них налоговым законодательством.

Налоговая система, учитывая особенности экономического и политического  положения республики, призвана способствовать решению важнейших задач:

  • замедлению темпов инфляции;
  • прекращению экономического спада, достижению устойчивого быстрого роста производства;
  • сокращению дефицита государственного бюджета;
  • приватизация государственной собственности;
  • развитию предпринимательства, малого бизнеса, фермерства;
  • рациональному использованию производственных ресурсов, являющихся общественным достоянием;
  • привлечению иностранного капитала в отечественную экономику и скорейшему вовлечению республики в равноправные мирохозяйственные связи;
  • финансовому обеспечению всех сфер деятельности государства, в том числе и тех, которые ранее относились к ведению союзного бюджета (оборона, внешняя торговля, внешняя политика);
  • обеспечение народного хозяйства топливно-сырьевыми ресурсами, коренной структурной перестройке народного хозяйства в направлении увеличения наукоемких отраслей, снижение ресурсоемкости производства, повышения; самообеспечения республики, увеличения экспортно ориентированных производств;
  • направлению огромных средств на ликвидацию или смягчению последствий аварии на ЧАЭС;
  • перепрофилированию предприятий оборонного комплекса на выпуск продукции гражданского назначения, и прежде всего товаров народного потребления;
  • созданию дополнительных рабочих мест с учетом высвобождения рабочей силы по мере развития рыночных отношений, а также сокращения армии [7, с.21].

Налогообложение используется государством страны для воздействия  на циклическое развитие экономики; борьбы с инфляцией; создания производственной и социальной инфраструктуры; реализации военных программ; смягчения социальных конфликтов и т.п. Но основной задачей  и целью налоговой политики государства  является обеспечение доходов бюджета, стимулирование (или ограничение) предпринимательской  деятельности, общее регулирование  доходов в стране.

2.2 Главные источники  налогового поступления в госбюджет  Республики Беларусь

 

В налоговых поступлениях госбюджета Беларуси налог на добавленную  стоимость занимает первое место. Наряду с акцизами НДС введен вместо налога с оборота, последний был ориентирован на применение фиксированных розничных  и оптовых цен. Устанавливавшиеся  в административном порядке ставки налога с оборота зачастую использовались для поддержания на определенном уровне рентабельности производителей (причем часто индивидуального для  отдельных предприятий). Это вело к перераспределению средств  от предприятий, работающих лучше к  работающим хуже. Налог уплачивался  в бюджет для реализации продукции, хотя иногда продукция е находила сбыта (например, была некачественной). Возникали проблемы с распределением полученных сумм по территориям.

Устранить недостатки налога с оборота позволил налог на добавленную  стоимость.

При исчислении налога на добавленную  стоимость руководствуются Законом  Республики Беларусь от 19.12.91г. № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» с изменениями и дополнениями, Постановление Министерства по налогам  и сборам Республики Беларусь от 31 января 2004 г. № 16 «Об утверждении инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» в  новой редакции от 05.09.2005г. [8, с.12-13]. Его объектом является стоимость, добавленная предприятием (как в сфере производства, так и в сфере обращения) к стоимости сырья, материалов, используемых при производстве и реализации продукции и товаров, выполнении работ и оказании услуг. Другими словами, добавленная стоимость определяется исходя из суммы, полученной за производственные товары, выполненные услуги, за вычетом материальных затрат на производство этой продукции. Автоматизация основных фондов в состав материальных затрат не включается. Налог на добавленную стоимость – это налог на условно чистую продукцию. Сумма налога на добавленную стоимость включается в отпускную цену товара.

Не облагается налогом  на добавленную стоимость продукция, реализуемая за пределы Республики Беларусь, за исключением банковских, страховых и финансовых услуг, а  также товарообменных (бартерных) операций, кроме предназначенных для производственных целей и обновления основных фондов.

Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики