Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 14:50, курсовая работа
Цель работы: рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.
Методы исследования: логического и системного анализа, сравнительного и нормативного анализа, табличный и графический метод, а также другие научные приемы.
Введение………………………………………………………………….. 5
1. Налоговое регулирование….………………………………………… 7
1.1. Сущность налогового регулирования……………………... 7
1.2. Налоги как инструмент рыночной экономики…………….. 8
1.3. Содержание и принципы построения налоговой
системы Республики Беларусь……………………………… 13
1.4. Понятия и принципы налогового контроля………………. 18
2. Налоговая система Республики Беларусь, ее источники и
задачи………………………………………………………………………. 21
2.1. Правовая основа и задачи налоговой системы в
Республике Беларусь…………………………………………. 21
2.2. Главные источники налогового поступления в госбюджет Республики Беларусь…………………………………………... 22
2.3. Проблемы налогообложения в Республике Беларусь……….. 25
2.4. Налоговый потенциал в Республике Беларусь……………... 27
Заключение………………………………………………………………… 33
Список использованных источников……………………………………. 35
Приложения……………………………………………………………….. 36
1.4. Отчисления
средств пользователями
1.5. Сбор на
формирование местных целевых
бюджетных жилищно-
1.6. Целевые сборы;
1.7. Акцизы.
2. Платежи,
включаемые в себестоимость
2.1. Отчисления
в фонд социальной защиты
2.2. Платежи за землю;
2.3 Налог
за использование природных
2.4. Отчисления в инновационный фонд.
3. Платежи, уплачиваемые из прибыли:
3.1. Налог на недвижимость;
3.2. Налог на доходы;
3.3. Налог на прибыль;
3.4. Налог на приобретение транспортных средств;
3.5. Транспортный сбор;
3.6. Местные налоги и сборы.
Кроме налогов
и сборов, предусмотренных Законом
Республики Беларусь «О налогах и
сборах, взимаемых в бюджет Республики
Беларусь», в бюджет Республики Беларусь
поступают установленные
В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (ст. 10) предусмотрены особые режимы налогообложения. Ими признается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин). К особым режимам относятся:
- упрощенная система налогообложения;
- налогообложение
в свободных экономических
- налог на игорный бизнес;
- налог на лотерейную деятельность;
- единый
налог для производителей
- единый
налог с индивидуальных
- налогообложение
отдельных категорий
Налоговую систему государства, кроме структуры налогов, определяют способы взимания налогов. В налоговой практике применяется три основных способа взимания налогов: кадастровый, у источника, по декларации.
Первый способ предполагает использование кадастра. Кадастр - это реестр, содержащий перечень типичных объектов, классифицируемых по определенным признакам. Этот способ в республике используется относительно земельного налога. Ставки этого налога зависят от кадастровой оценки земли, выраженной в баллах.
При втором способе налог перечисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога. Это, в основном, подоходный налог.
Третий способ предусматривает предоставление налогоплательщиком налоговым органам декларации, то есть официального заявления о полученных за определенный период доходах.
Возможна комбинация трех способов изъятия налога, таким образом исчисляются и уплачиваются некоторые налоги в Республике Беларусь.
1.4 Понятие и принципы налогового контроля
Современный уровень развития общественных отношений в сфере налогообложения, а также постоянное совершенствование налогового регулирования предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий. И в этом аспекте наиболее значимым является организация и функционирование налогового контроля, в большей степени в рамках которого изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере.
Налоговый контроль—это элемент финансового контроля и часть налогового механизма.
Основные направления налогового контроля:
1) учет организаций и физических лиц;
2) налоговый контроль за своевременностью уплаты налогов и сборов;
3) налоговый
контроль за правильностью
4) налоговый
контроль за законностью
5) налоговый
контроль за своевременностью
и правильностью удержания
6) налоговый
контроль за соответствием
7) налоговый
контроль за своевременностью
перечисления налоговых
8) налоговый
контроль за правомерностью
Налоговый контроль
занимает весьма значительное место
в системе государственного финансового
контроля, поскольку посредством
осуществления контрольных
Налоговый контроль может быть не только государственным. Так, выделяют такое понятие, как налоговый аудит. Как и любой аудит, это вид независимого финансового контроля, который осуществляется на платной договорной основе аудиторами, имеющими соответствующую лицензию.
Государственный налоговый контроль в Беларуси осуществляют Министерство по налогам и сборам и его инспекции. Кроме специальных налоговых служб, налоговый контроль в определенной степени осуществляет Министерство финансов, таможенные органы, иные контролирующие органы государства, в компетенцию которых может входить контроль за отдельными вопросами налогообложения.
На микроуровне
контроль за правильностью исчисления
и полнотой уплаты налогов осуществляют
работники соответствующих
Общепризнано, что контроль имеет многостадийный характер и развивается поэтапно.
1) планирование
проверки и организационных
2) подготовка к проверке;
3) проведение проверки;
4) составление,
обсуждение и принятие
5) реализация
принятого по материалам
6) рассмотрение
возможных жалоб на принятое
контрольным органом (
7) контроль
за фактическим исполнением
Классификация налогового контроля:
1. В зависимости
от субъектов, осуществляющих
контрольную деятельность: налоговый
контроль, осуществляемый налоговыми
органами; налоговый контроль, осуществляемый
таможенными и другими
2. В зависимости
от характеристики
3. В зависимости
от объема контролируемой
4. В зависимости
от используемых методов и
приемов поверки документов
1) в зависимости
от степени охвата предметов
контроля: сплошной налоговый контроль
(проверка всех имеющихся
2) в зависимости
от источников получения
5. В зависимости
от стадии осуществления
6. В зависимости
от места проведения
7. В зависимости
от плана проведения
Налоговая система государства формирует на первой основе, в Республике Беларусь правовую основу обеспечивают:
Налоговая система, учитывая особенности экономического и политического положения республики, призвана способствовать решению важнейших задач:
Налогообложение используется государством страны для воздействия на циклическое развитие экономики; борьбы с инфляцией; создания производственной и социальной инфраструктуры; реализации военных программ; смягчения социальных конфликтов и т.п. Но основной задачей и целью налоговой политики государства является обеспечение доходов бюджета, стимулирование (или ограничение) предпринимательской деятельности, общее регулирование доходов в стране.
В налоговых поступлениях госбюджета Беларуси налог на добавленную стоимость занимает первое место. Наряду с акцизами НДС введен вместо налога с оборота, последний был ориентирован на применение фиксированных розничных и оптовых цен. Устанавливавшиеся в административном порядке ставки налога с оборота зачастую использовались для поддержания на определенном уровне рентабельности производителей (причем часто индивидуального для отдельных предприятий). Это вело к перераспределению средств от предприятий, работающих лучше к работающим хуже. Налог уплачивался в бюджет для реализации продукции, хотя иногда продукция е находила сбыта (например, была некачественной). Возникали проблемы с распределением полученных сумм по территориям.
Устранить недостатки налога с оборота позволил налог на добавленную стоимость.
При исчислении налога на добавленную
стоимость руководствуются
Не облагается налогом
на добавленную стоимость
Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики