Монополия и конкуренция, их роль в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

В этой работе рассматриваются причины и сущность различных рыночных ситуаций, конкуренции и монополии. В целом монополизация рынка зачастую объективно обусловленный процесс, который не устраняет конкуренцию, а поднимает ее на новый качественный уровень. С другой стороны, это сложное и противоречивое явление, так как если не само укрупнение масштабов предпринимательской деятельности, то проводимая предприятиями монопольная, дискриминационная политика может нанести вред обществу, что находит свое выражение в необоснованном увеличении цен, снижении объемов производства. В этом смысле интерес для анализа представляет политика государства, являющаяся основным регулятором монополистических противоречий в экономике.

Содержание

Введение
Гл. 1. Монополия и конкуренция: модели современного рынка…...........стр. 5
1.1.Виды монополии. Сущность и основные признаки монополизма..8
1.2. Виды и типы конкуренции. Её цели в современном мире…..стр.10
Гл. 2. Совершенная конкуренция………………………………………........стр.12
Гл. 3. Несовершенная конкуренция……………………………………........стр.14
3.1.Монополистическая конкуренция, олигополия,
чистая монополия …………………………………………………стр. 16
Гл. 4. Плюсы и минусы монополии………………………………………….стр. 21
4.1. Антимонопольная политика государства……………………стр. 24
Гл. 5. Проблемы соотношения между уровнем конкуренции и монополизации в рыночной экономике…… …………….……..стр. 26
5.1. Рыночное равновесие в условиях монополии и совершенной конкуренции……………………………………………………………стр. 28
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Монополия и конкуренция.doc

— 216.00 Кб (Скачать)
 
 
 

                                   
 

Заключение. 

         Любое крупное предприятие или группировка склонна воспользоваться выгодами от своего положения на рынке и тяготеет к установлению диктата цен, рассматривая это как один из эффективных способов экономической политики. Источниками монополии могут быть как крупное, так и среднее предприятие или государство.

     Не всякий процесс концентрации или централизации ведет к образованию монополий, по сути, в сегодняшних условиях нельзя говорить о существовании монополии в чистом виде, но в то же время находит отражение практика монопольного поведения предприятий. Характерными признаками подобного поведения является ограничение действия рыночных механизмов, торможение научно-технического прогресса, удержание необоснованно завышенных цен.

         Без повышения уровня конкуренции невозможно осуществлять ни структурные преобразования в экономике на основе научно-технического прогресса, ни переход к новому качеству экономического роста. Конкуренцию следует оценивать не столько как функцию некоторых рыночных структур, сколько с точки зрения ее результатов. Конкуренция может быть ограниченной вследствие не многочисленности фирм, их размеров, степени концентрации производства. Но важнее знать, насколько подходят потребителю цены, качество товаров. Конкуренция должна быть, прежде всего, действенной и эффективной.

          Первоначально наибольшую важность имели процессы физического производства товаров и услуг, но из-за большой синхронизации экономических процессов и "условий игры" на рынке, крупные компании, монопольные объединения не заинтересованы в повышении своей нормы прибыли за счет политики в области цен и объемов производства. Основным фактором способным защитить господствующую позицию компании на рынке становится умение обеспечить координацию работы всех ее подразделений. Компании, которые обладают передовой технологией в области управления  
 

и торговли, могут сегодня иметь большую  монопольную власть, чем те, которые до сих пор контролировали цены и производство. Нарушение  рыночной  ситуации  провоцирует  предприятия  на  проведение монопольной политики, наносит вред обществу. Следовательно, необходимо участие государства, направленное на создание здоровой рыночной среды. Рынок с его конкуренцией, диверсификация производства и продаж, глубокая интеграция отдельных стран в мировое хозяйство и конечно соответствующая политика государства сдерживают монопольные тенденции в экономике. Сталкивание различных рыночных ситуаций ведет к тесному переплетению конкуренции и монополии и синтезу, формированию новых правил игры на рынке.

        Проблемы, связанные с развитием различных форм конкуренции неоднозначны, так как реальная жизнь очень динамична и в ней существуют не только критерии экономической эффективности, но действуют и политические или социальные факторы. Обществу выгоднее иметь совершенного конкурента, чем монополиста, в то же время условия производства подталкивают предприятия к тому, чтобы иметь большую власть и влияние на рынок. Таким образом, нельзя дать ответ - какая рыночная ситуация "лучше" позволяет обеспечить оптимальные пропорции распределения ресурсов, обеспечить равновесие на рынке, здесь нужно учитывать не только макро - но и микроэкономические факторы, которые оказывают влияние на развитие экономической ситуации в отрасли или экономике, каждый конкретный случай требует особого подхода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы: 

  Барр P., Политическая экономия, том 1, М., МО, 1994

  Дворцин  М.Д.,  Создание  современной технологичной  структуры    крупной промышленности - непременное условие возрождения российской экономики, Общество и Экономика №1-2/1992

 Лившиц А.Я./Никулина И.Н., Введение в рыночную экономику, М., Высшая школа, 1994.

  Лямкин И.И., Автореферат диссертации. Формы разрешения противоречий отношений демонополизации экономики, Красноярск, 1995

 Политическая экономия, М„ Политиздат, 1990

  Робинсон Дж, Экономическая теория несовершенной конкуренции, М„        Прогресс, 1986.

 Учебник по основам экономической теории, им. Баумана изд-во "Владос", 1994.

 Фишер С./Дорнбуш Р./Шмалензи Р., Экономика, М„ Дело, 1993 Хейне П., Экономический образ мышления, М„ Новости, 1991 Экономика, под ред. Булатова А.С., изд-во БЭК, 1995.

 Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учебное пособие.- М. : финансы и статистика, 2004.

 Давыденко . Экономическая  теория: Учебное пособие-МН. Выш.  ш.к., 2002

 Оскорбина С.Н., Лукина И.В. Основы экономических знаний   Введение в экономическую теорию и практику.- Ростов н \ Д: изд-во «феникс», 2000. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение. 

Таблица 1:Краткая характеристика моделей  современного рынка.

модели     рынка Число фирм Контроль  над ценой Вступление  в отрасль Примеры:
1)Чистая конкуренция Очень большое Отсутствует Совершенно  свободное Сельское  хозяйство; услуги фондовых бирж по обмену валют.
2)Чистая

  монополия

Одна Очень   

значительный

Практически исключено Электро, газо-водоснабжение, метрополитен,…
3)Монополистическая конкуренция Много Очень ограниченный Сравнительно  свободное Производство  одежд, обуви, мебели, книги
4) Олигополия несколько Значительный

(при  сговоре)

Очень затруднено Производство  стали

Автомобилей, сельхоз машин.

 
 
 
 
 
 

Таблица 2: Формы  конкуренции и их краткая характеристика.

  Количество и размер Характер продукции Условия выхода и  входа Доступность информации
         
Совершенная конкуренция Множество мелких фирм Однородная Никаких затруднений Равный доступ
Монополистическая конкуренция Множество мелких фирм Разнородная Никаких затруднений Некоторые затруднения 
Олигополия Число невелико Разнородная или однородная Возможны отдельные  препятствия Некоторые ограничения
Монополия Одна фирма Уникальная  Непреодолимые барьеры Некоторые ограничения
 

Информация о работе Монополия и конкуренция, их роль в рыночной экономике