Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:00, курсовая работа
В этой работе рассматриваются причины и сущность различных рыночных ситуаций, конкуренции и монополии. В целом монополизация рынка зачастую объективно обусловленный процесс, который не устраняет конкуренцию, а поднимает ее на новый качественный уровень. С другой стороны, это сложное и противоречивое явление, так как если не само укрупнение масштабов предпринимательской деятельности, то проводимая предприятиями монопольная, дискриминационная политика может нанести вред обществу, что находит свое выражение в необоснованном увеличении цен, снижении объемов производства. В этом смысле интерес для анализа представляет политика государства, являющаяся основным регулятором монополистических противоречий в экономике.
Введение
Гл. 1. Монополия и конкуренция: модели современного рынка…...........стр. 5
1.1.Виды монополии. Сущность и основные признаки монополизма..8
1.2. Виды и типы конкуренции. Её цели в современном мире…..стр.10
Гл. 2. Совершенная конкуренция………………………………………........стр.12
Гл. 3. Несовершенная конкуренция……………………………………........стр.14
3.1.Монополистическая конкуренция, олигополия,
чистая монополия …………………………………………………стр. 16
Гл. 4. Плюсы и минусы монополии………………………………………….стр. 21
4.1. Антимонопольная политика государства……………………стр. 24
Гл. 5. Проблемы соотношения между уровнем конкуренции и монополизации в рыночной экономике…… …………….……..стр. 26
5.1. Рыночное равновесие в условиях монополии и совершенной конкуренции……………………………………………………………стр. 28
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.
Монополия (от греч - один, единственный).
В узком смысле – это рыночное господства
одного продавца. Однако в широком значении
под ней подразумевается любое господствующее
положение одного или нескольких лиц,
в какой либо сфере деятельности. В частности,
в экономике различают несколько вариантов
монопольного (господствующего) положения
предприятий собственно монополию, олигополию
( от греч. немногий).
Например: Если в небольшом
городке единственное, серьезное предприятие
- «скажем», хлебозавод, то оно может
оказаться монополистом на местном рынке
хлебопродуктов и монополистом на рынке
труда (как самый крупный покупатель рабочей
силы). С другой стороны, не исключено,
что тот же хлебозавод находиться во власти
олигополистов - двух – трёх близрасположенных
мельниц, поставляющих ему муку.
Основными признаками монополизма в производстве и на рынке являются:
- Высокая концентрация
- Доминирующее, то есть преобладающее, положение этих фирм на рынке определённых товаров.
-Установление
монопольных цен, и благодаря
этому, получение для себя
-Суть
своекорыстных действий
Виды монополии:
1.
Естественная. Возникает и существует
закономерно, по объективным
условиям. Например: в отраслях (автомобильная, газовая, алюминиевая) , где экономически оправданно крупномасштабное производство, обеспечивающее большую эффективность. Или там где целесообразнее иметь единый хозяйственный комплекс (городской метрополитен, водоснабжение, связь). Монополия естественна - при добыче редких ископаемых, производстве редких сортов чая, винограда, в сфере оригинальных художественных промыслов и т. п.
2.
Искусственная монополия. Это
«рукотворная», специально
1.2.Виды и типы конкуренции. Её основные цели
в
современном мире.
Конкуренция (от лат - сбегаться сталкиваться), в экономике представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшее условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг. Так, производители товаров стремятся, как можно дешевле их произвести и как можно больше и дороже продать, потребители стремятся купить товар качественнее и дешевле. В столкновении подобных разнонаправленных интересов, во взаимоуступках, в свободном выборе продавцов и покупателей, в рыночном успехе одних, и неудаче других и проявляется конкуренция.
Виды конкуренции:
1 Ценовая конкуренция – борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли, путём уменьшения издержек производства, и снижению цен на продукцию без изменения на рынке:
- Открытый тип- фирма через рекламу объявляет о снижении цен.
-Демпинг- продажа одного и того же товара за границей по более низким ценам, чем на отечественном рынке.
-Скрытый тип – на модифицированный товар цена поднимается незначительно, но товар может быть более качественным.
2. Неценовая конкуренция – методы, которые используют конкурирующие фирмы, не связанные с изменением цен на их продукцию. Иначе её называют конкуренцией за меньшую цену потребителя, т. е. деньги оплачиваются за покупку товара плюс стоимость обслуживания.
-Технический уровень, новизна и качество товара.
-Послепродажное техническое обслуживание
-Реклама.
В рекламе часто звучит доставка бесплатно, или гарантия пять лет.
Типы
конкуренции:
-Действуют законы спроса и предложения
- Для продажи
предлагаются одинаковые
-Ни один из продавцов и покупателей не знает о рынке больше, чем остальные.
В рынке свободной конкуренции:
а) Фирмы не оказывают влияния на рынок своей продукции.
б) Существует свободный вход на рынок и выход.
в) Свойственна
классической модели рынка.
-Фирмы могут воздействовать на условия реализации товара и соответственно ведут конкурентную борьбу.
-Ограничен вход на рынок продукции.
-Распространена в современных моделях рынка.
Несовершенная конкуренция бывает трёх видов: Чистая монополия, Олигополия, Монополистическая конкуренция (эти понятия мы рассмотрим немного позже в гл. 3).
Цели конкуренции:
-Создать более эффективные условия производства товаров и услуг с наименьшими издержками, включая трудовые ресурсы.
-Более выгодное товародвижение и сбыт.
-Борьба за долю на рынке (оптимальная 30 %).
-Удовлетворение
потребностей покупателя.
гл.
2. Совершенная конкуренция.
Конкуренция - свойство товарного производства, способ его развития. Под конкуренцией мы понимаем соревнование экономических элементов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли. В докапиталистический период конкуренция не играла определяющей роли на становление экономических отношений. В период феодализма этот процесс сдерживался различного рода внеэкономическими ограничениями, монополиями, наличием закрытых для конкуренции зон. Только в условиях капиталистического хозяйства, с которым товарные отношения стали господствующими, были сняты ограничения на пути движения товаров, капитала, рабочей силы, образовался единый национальный рынок и стал складываться мировой - конкуренция стала главным рычагом стихийного регулирования экономических отношений. Исторически конкуренция сформировалась и выступает в двух формах - внутриотраслевая и межотраслевая.
1) Внутриотраслевая конкуренция выявляет и устанавливает общественную или рыночную стоимость товаров. Предприятия с более высоким техническим уровнем и более высокой производительностью труда получают дополнительную прибыль и вытесняют, таким образом, с рынка неконкурентоспособные предприятия. В целом, можно сказать, что внутриотраслевая конкуренция стимулирует научно-технический прогресс.
2)
Межотраслевая конкуренция - это борьба
между предприятиями различных отраслей
за получение наиболее высокой нормы прибыли.
Она выражается в переливе капитала из
одной отрасли, имеющей более низкую норму
прибыли, в другую - с более высокой нормой
прибыли. В итоге межотраслевая конкуренция
объективно создает условия для динамического
равновесия, что обеспечивает получение
равной прибыли на равный капитал независимо
от того, где он вложен. Существование
рынка совершенной конкуренции характеризуется
следующими условиями
●Однородностью продукции. В пределах отрасли все фирмы поставляют такую продукцию, которую покупатели считают идентичной или однородной; у
них нет причин предпочитать продукт какой-либо одной фирмы продукту другой.
● Свободным доступом в сферу данной отрасли. Если кто-либо захочет наладить какое-то производство, он имеет возможность безотлагательно и беспрепятственно сделать это. Фирмы, составляющие данную отрасль, не могут противиться появлению конкурентов. Последние легко могут получить необходимые им факторы производства.
● Полной прозрачностью рынка. Все участники рынка располагают полной информацией обо всех существенных сторонах положения на рынке.
В
условиях неограниченной конкуренции
экономика функционирует с
3. Несовершенная конкуренция.
Достоинства модели совершенной конкуренции были таковы, что она все более становилась скорее описанием идеального общества, чем действительности. Факты показывают, что если модель неограниченной конкуренции и могла в целом подходить к структуре экономики XIX века, которая характеризовалась капитализмом с мелкими производственными единицами, то она не годится для такой экономики, где в большинстве отраслей хозяйственная деятельность осуществляется незначительным количеством фирм.
Бурное развитие производительных сил в конце XIX века, связанное с быстрым ростом капиталоемких отраслей тяжелой промышленности, огромным железнодорожным строительством, переходом от века пара в век электричества, привело к образованию крупных и сверх крупных предприятий, переходу от индивидуальной собственности к акционерной. Именно в это время крупные предприятия концентрируют свои ресурсы, захватывая для себя все большие доли рынка. Высокий уровень концентрации производства и централизации контроля, над предложением товаров в той или иной отрасли еще не тождественен монополизации рынка, хотя и является ее важной предпосылкой. Образование монополий отражает попытки приспособления капиталистических производственных отношений к уровню развития производительных сил.
Таким
образом, в образовании монопольных
рынков решающую роль сыграла централизация
капитала изначально в форме горизонтальной
интеграции. В результате возникли
картели, синдикаты, тресты, контролирующие
цены и объем продаж в рамках одной
отрасли. В начале XX века в процессах концентрации
и централизации преобладающей становится
вертикальная интеграция - объединение
в рамках одной фирмы последовательных,
взаимосвязанных производств ряда отраслей.
В свою очередь вертикальная интеграция
является составной частью более общего
процесса диверсификации. Первоначально капиталы фирмы охватывают смежные или близкие по технологии отрасли, распространяясь затем далеко за их пределы. Диверсификация может осуществляться в форме концентрации или централизации капитала. В первом случае корпорация основывает в другой отрасли новое производство за счет существующие там предприятия путем покупки акций. Создавая благоприятные условия для перелива капитала, диверсификация способствует укреплению производственных позиций концернов, повышает степень их контроля над рынком, позволяет им перераспределять и более эффективно использовать ресурсы. Крупные корпорации, сосредотачивают в своих руках значительную часть рыночного предложения и в силу этого оказываются в особых отношениях с рыночной средой.
В течение длительного времени монополия была вместе с конкуренцией единственной формой, привлекавшей внимание экономистов. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсона и Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина подытожили дискуссии о характере ценообразования в условиях монополии и о возникновении неценовых форм конкуренции. Сегодня понятие монополии мы определяем, исходя из различия между чистой монополией и отдельно взятой.
Информация о работе Монополия и конкуренция, их роль в рыночной экономике