Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:00, курсовая работа
В этой работе рассматриваются причины и сущность различных рыночных ситуаций, конкуренции и монополии. В целом монополизация рынка зачастую объективно обусловленный процесс, который не устраняет конкуренцию, а поднимает ее на новый качественный уровень. С другой стороны, это сложное и противоречивое явление, так как если не само укрупнение масштабов предпринимательской деятельности, то проводимая предприятиями монопольная, дискриминационная политика может нанести вред обществу, что находит свое выражение в необоснованном увеличении цен, снижении объемов производства. В этом смысле интерес для анализа представляет политика государства, являющаяся основным регулятором монополистических противоречий в экономике.
Введение
Гл. 1. Монополия и конкуренция: модели современного рынка…...........стр. 5
1.1.Виды монополии. Сущность и основные признаки монополизма..8
1.2. Виды и типы конкуренции. Её цели в современном мире…..стр.10
Гл. 2. Совершенная конкуренция………………………………………........стр.12
Гл. 3. Несовершенная конкуренция……………………………………........стр.14
3.1.Монополистическая конкуренция, олигополия,
чистая монополия …………………………………………………стр. 16
Гл. 4. Плюсы и минусы монополии………………………………………….стр. 21
4.1. Антимонопольная политика государства……………………стр. 24
Гл. 5. Проблемы соотношения между уровнем конкуренции и монополизации в рыночной экономике…… …………….……..стр. 26
5.1. Рыночное равновесие в условиях монополии и совершенной конкуренции……………………………………………………………стр. 28
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Алтайский государственный университет
Михайловский филиал
Специальность
« менеджмент »
Монополия и конкуренция, их роль в рыночной экономике.
(курсовая работа
по экономической теории)
студентка 1-го курса, 2081 гр.
Блатнер Ольга Викторовна
Проверила:
|
Содержание.
Введение
Гл. 1. Монополия и конкуренция: модели современного рынка…...........стр. 5
1.1.Виды монополии. Сущность и основные признаки монополизма..8
1.2. Виды и типы конкуренции. Её цели в современном мире…..стр.10
Гл. 2. Совершенная конкуренция………………………………………....
....стр.12
Гл. 3. Несовершенная конкуренция…………………………………….....
...стр.14
3.1.Монополистическая конкуренция, олигополия,
чистая монополия …………………………………………………стр. 16
Гл. 4. Плюсы и минусы монополии………………………………………….стр. 21
4.1. Антимонопольная политика государства……………………стр. 24
Гл. 5. Проблемы соотношения между уровнем конкуренции и монополизации в рыночной экономике…… …………….……..стр. 26
5.1. Рыночное равновесие в условиях монополии и совершенной конкуренции…………………………………………………
…………стр. 28
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.
Введение.
Объектом
моего исследования в этой курсовой
работе является конкуренция и монополия.
Цель и задачи: изучить монополию
и конкуренцию, и их роль в рыночных
отношениях. В данной работе
мы рассмотрим такое понятие как "конкуренция",
включающее в себя совершенную и несовершенную
конкуренцию, рассмотрим и проанализируем
виды несовершенной конкуренции. Изучим
содержание и сущность монополии, проанализируем
её виды и её роль в рыночных отношениях.
На мой взгляд, эта тема актуальна, т. к.
полезно время от времени проводить, сравнение
и взаимосвязь между конкуренцией и монополией
и особенностями других основных моделей
рынка: чистой монополией, монополистической
конкуренцией и олигополией. В целом система
конкурентных отношений, требует к себе
пристального внимания со стороны различных
социальных групп населения, науки и государства.
В
наше время необходимым условием успешного
развития производительных сил является:
постоянный рост уровня, их обобществления.
Действие данного общего экономического
закона ведет к непрерывной и все увеличивающейся,
монополизации производства. Масштабы
указанного явления красноречиво характеризуют
следующие цифры: в Великобритании, например,
одна компания производит свыше 90% продукции
черной металлургии и две - 75% компьютеров;
во Франции два концерна контролируют
почти 100% выпуска автомобилей, а два других
- 70% выплавки стали.
Сегодня для прогрессивного развития
промышленности, внедрения новейших технологических достижений, нужна централизация ресурсов. Отдельное же предприятие не имеет ни ресурсов, ни интеллектуальных сил, чтобы уверенно держать сегмент рынка. Именно поэтому эта тема как никак, актуальна в наше время.
Послевоенное
развитие мировой экономики
В
этой работе рассматриваются причины
и сущность различных рыночных ситуаций,
конкуренции и монополии. В целом монополизация
рынка зачастую объективно обусловленный
процесс, который не устраняет конкуренцию,
а поднимает ее на новый качественный
уровень. С другой стороны, это сложное
и противоречивое явление, так как если
не само укрупнение масштабов предпринимательской
деятельности, то проводимая предприятиями
монопольная, дискриминационная политика
может нанести вред обществу, что находит
свое выражение в необоснованном увеличении
цен, снижении объемов производства. В
этом смысле интерес для анализа представляет
политика государства, являющаяся
основным регулятором монополистических
противоречий в экономике.
Гл.
1 Монополия и конкуренция:
модели современного
рынка.
Если в начале капитализма господствовала свободная конкуренция, то позднее с развитием и укреплением производства, стал набирать силу монополизм. В современной же экономике конкуренция и монополия неизбежно и противоречиво сосуществуют и подчас сложно переплетаются. Тем не менее, в большом многообразии сегодняшнего хозяйства можно выделить четыре основные модели рынка.
Чистая конкуренция и чистая монополия - это две крайне и достаточно редкие ситуации. Между ними располагаются более характерные для современного рынка две модели под общим названием «несовершенная конкуренция». Общая сравнительная характеристика всех четырёх моделей представлена в таблице 1.1. Более подробный рассказ об этих формах можно свисти к следующему.
1 Чистая конкуренция имеет место там, где действует множество независимых производителей однородных товаров и услуг (например, стандартизированной пшеницы или молока, услуг по обмену валют или купле-продаже ценных бумаг и пр.). В этих условиях доля каждого отдельного производителя в общеотраслевом выпуске настолько мала, что он не может ощутимо совокупное предложение продукции, а значит, и сложившуюся рыночную цену. Из-за одинаковости же товара неценовая конкуренция здесь отсутствует. Приспосабливаясь к рыночной цене, фирмы стремятся добиться эффективности своего производства. Сотни и тысячи из них при этом не выживают. Однако свободный доступ в подобные конкурентные отрасли привлекают туда всё новых предпринимателей.
2
Чистая монополия
- полная противоположность чистой конкуренции.
Она существует, когда одна фирма является
единственным производителем данного
продукта. Примером здесь могут служить
уже известные нам представители естественной
монополии - газовые, электрические, водопроводные,
телефонные и другие подобные компании.
Манипулируя
объёмом предложения своей продукции, монополист, по существу, диктует потребителям свою цену и остальные условия.
3 Монополистическая конкуренция, как следует из неё названия, предполагает сочетание монополии и конкуренции. Причём если конкуренция присутствует здесь в очень значительном объёме, то монополия лишь в
небольшом количестве. Такая рыночная ситуация может складываться там, где много сравнительно небольших производителей (продавцов) предлагают похожую, но не одинаковую продукцию (скажем, различные виды одежды или обуви, мебели или книжной продукции, рознично-торговых услуг и. т. п.)
Многочисленность этих независимых фирм, как правило, не позволяет каждой из них в отдельности существенно влиять на рыночное предложение и цену. То же обстоятельство мешает их тайному сговору для овладения рынком. Поэтому между ними идёт как ценовая, так и неценовая конкуренция. Что касается монополии, она возникает здесь в результате дифференциации продуктов (то есть создание их разновидностей) компаниями- соперницами.
Например, если одна из швейных фабрик, в отличие от своих конкурентов, изготавливает брюки с какой-либо популярной фирменной «изюминкой», то это значит, что в данном виде продукции она хотя бы на время становится «немножко монополистом» и может влиять на оценку этих брюк.
Однако монополия в подобных отраслях не может преобладать над конкуренцией. Множественность предприятий и относительная лёгкость присоединения к ним всё новых и новых фирм постоянно стимулирует живительную конкуренцию.
4.
Олигополия характерна для таких отраслей,
в каждой из которых господствует несколько
крупных фирм (производство стали и алюминия,
автомобиле и сельхозмашиностроение,
большие компании в сфере оптовой торговли
и пр.). Немногочисленность олигополистов
означает, что каждый из них обладает значительным
рыночным весом и может влиять на цену.
В этих условиях фирмы оказываются взаимосвязанными,
а безудержная конкуренция между ними
угрожает « неприятностями» для всех.
К примеру,
если три
автозавода-гиганта
Экономическая
теория долгое время использовала количественный
критерий, чтобы классифицировать различные
ситуации рынка. Так, она выделяла конкуренцию
между большим числом продавцов - совершенная
конкуренция, конкуренцию между малым
числом продавцов - олигополия и ситуацию,
когда присутствовал лишь один продавец.
1.1. Виды монополии. Сущность и основные признаки монополизма.
Информация о работе Монополия и конкуренция, их роль в рыночной экономике