Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:00, курсовая работа
В этой работе рассматриваются причины и сущность различных рыночных ситуаций, конкуренции и монополии. В целом монополизация рынка зачастую объективно обусловленный процесс, который не устраняет конкуренцию, а поднимает ее на новый качественный уровень. С другой стороны, это сложное и противоречивое явление, так как если не само укрупнение масштабов предпринимательской деятельности, то проводимая предприятиями монопольная, дискриминационная политика может нанести вред обществу, что находит свое выражение в необоснованном увеличении цен, снижении объемов производства. В этом смысле интерес для анализа представляет политика государства, являющаяся основным регулятором монополистических противоречий в экономике.
Введение
Гл. 1. Монополия и конкуренция: модели современного рынка…...........стр. 5
1.1.Виды монополии. Сущность и основные признаки монополизма..8
1.2. Виды и типы конкуренции. Её цели в современном мире…..стр.10
Гл. 2. Совершенная конкуренция………………………………………........стр.12
Гл. 3. Несовершенная конкуренция……………………………………........стр.14
3.1.Монополистическая конкуренция, олигополия,
чистая монополия …………………………………………………стр. 16
Гл. 4. Плюсы и минусы монополии………………………………………….стр. 21
4.1. Антимонопольная политика государства……………………стр. 24
Гл. 5. Проблемы соотношения между уровнем конкуренции и монополизации в рыночной экономике…… …………….……..стр. 26
5.1. Рыночное равновесие в условиях монополии и совершенной конкуренции……………………………………………………………стр. 28
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.
2) Усиление неравенства в доходах в обществе. Оно так же связано с монопольным завышением (или занижением) цен и сверхприбылями, ибо их получение означает относительное уменьшение доходов остальной части населения.
Например:
возьмём российский Сбербанк - почти монополиста
в хранении вкладов населения (свыше 73%
всех частных депозитов в стране на 1 марта
2002 года). Достаточно взглянуть на дорогие
конторские здания этого учреждения, сравнить
зарплаты его работников и, скажем, учителей,
врачей, чтобы убедиться в получении им
монопольных сверхприбылей. Через заниженный
депозитный и завышенный кредитный процент
(своеобразные «ножницы цен») банк перераспределяют
доходы общества в свою пользу.
3) Экономический застой и торможение НТП. Он возможен потому,
что монополисты
не испытывает давление конкурентов
и часто могут иметь высокие
прибыли и без дополнительных
усилий, благодаря своей рыночной
власти. Это не подталкивает их к
рационализации производства, к поиску
резервов роста его эффективности, к улучшению
качества продукции,
расширению её, ассортимента, развитию НТП и к проявлению заботы об интересах клиентов. Помимо всего этого НТП действует и такой факт: монополисты заинтересованы в полном физическом использовании работающего оборудования, внедрение же новых машин угрожает ему быстрым моральным износом и необходимостью замены физически ещё годной техники. Отсюда и вывод, что в отношении НТП в монополистическом секторе «борются» две противоположные тенденции: одна - к его развитию, другая - к торможению.
4) Опасность для демократии, как в экономике, так и в политике.
В частности,
в экономике монополисты (
4.1.
Антимонопольная политика
государства.
Рынок
и конкуренция всегда были антиподами
монополизма. Рынок является единственной
реальной силой, которая препятствует
монополизации экономики. Там, где
существовал эффективный
Но в конечном итоге в большинстве стран с развитыми рыночными системами баланс рынка и монополий оказался неустойчивым и вызвал необходимость проведения антимонопольной политики, направленной на защиту конкуренции. Благодаря этому крупные фирмы, способные подавить любые ростки конкуренции, часто предпочитают воздерживаться от проведения монопольной политики.
Государство не стремится сделать все рынки совершенно конкурентными, а пытается устранить серьезные недостатки рынка. Оно создает среду, где поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариант поведения выгоднее второго. Таким образом, антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики, с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений, ее основными моментами является:
- охрана и поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;
- контроль над ценами;
- защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса.
Пока
существуют монопольные рынки, их нельзя
оставлять без государственного
контроля. Так, эластичность спроса становится
в этой ситуации единственным фактором,
но не всегда достаточным, ограничивающим
монопольное поведение. С этой целью проводится
антимонопольная политика. Можно выделить два ее направления. К первому относятся формы и методы регулирования, назначение которых состоит в либерализации рынков. Не затрагивая монополию как таковую, они нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение невыгодным. Сюда относятся меры по снижению таможенных тарифов, количественных ограничений, улучшение инвестиционного климата, поддержка малого бизнеса. Второе направление объединяет меры непосредственного воздействия на монополию. В частности, это финансовые санкции, в случае нарушения антимонопольного законодательства, вплоть до раздела компании на части. Антимонопольное регулирование не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства.
Государство стремится не допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма. Государство контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым. Именно против таких монополий, возникших на основе централизации капитала, в первую очередь направлено антимонопольное законодательство. Однако, следует помнить, что целью является не борьба с отдельными компаниями, а предотвращение ухудшения условий конкуренции.
Противоречивость
такого явления, как монополизм отражается
и на специальном законодательстве.
С одной стороны антимонопольное законодательство
направлено на защиту прав потребителя,
а с другой призвано поощрять процесс
концентрации производства и образования
крупных корпораций, если это обусловлено
развитием научно-технического прогресса
и условиями конкуренции на мировых рынках.
гл.
5. Проблемы соотношения
между уровнем конкуренции
и монополизации в экономике.
Мировой опыт показывает, что производство в сложных высокотехнологичных отраслях, нацеленное даже на самый крупный национальный рынок, уже не эффективно - лишь продажи на мировом рынке могут обеспечить необходимые масштабы производства. Только крупномасштабное производство, обязательно подразумевающее соответствие международным масштабам, непрерывно расширяет те отрасли экономики, в которых оно является доминирующим.
Наиболее привычной на сегодняшний день тенденцией является специализация производства, превратившая крупные отрасли в набор все уменьшающихся в размерах рынков-ниш, а также быстрые перемены в технологии управления, что позволяет лучшему представителю каждой ниши распространить плоды своего успеха на всю страну и весь мир. Если раньше конкурентная борьба происходила между компаниями, у которых были приблизительно одинаковые технологии и производственные процессы, то теперь это конкуренция всех против всех.
Концентрация рыночных сил, также не новое явление в экономике. Например: в свое время компании "Юнайтед Фрут" и "Истмэн Кодак" контролировали буквально каждый банан и каждый кусочек фотопленки, продававшиеся в США. Сегодня экономисты утверждают, что по мере того, как экономика движется от индустриальной эпохи к информационной, тенденция, при которой "победитель получает все" в конкурентной борьбе, будет усиливаться. Говоря иначе, функционирование даже самых повседневных сфер производства наиболее эффективно только в крупных масштабах.
На
фоне этих тенденций можно сделать
вывод, что большинство рынков не
укладывается в рамки конкретной
рыночной ситуации и занимает промежуточное
положение. Конкуренция отнюдь не устраняется,
а принимает новые формы. Рассматривая
цену и объем производства как основные
факторы конкуренции, мы отмечаем возросшее значение межотраслевой конкуренции, стратегии поведения фирм и ряда неценовых способов конкуренции.
Развитие экономических отношений дает нам право рассматривать несовершенную конкуренцию как особый случай монополии, а не наоборот. Новый уровень развития конкуренции характеризуется тем, что отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Следовательно, открытость национальной экономики, ее интеграция в мировой рынок важное условие для стимулирующего воздействия конкуренции на экономику страны. Сама логика конкурентной борьбы подталкивает монополии к тому, чтобы осваивать международные рынки.
Конкуренция
толкает предприятия к тому, чтобы
расширять и увеличивать объемы
своего производства, захватывая все
большую долю на рынке. Монополия
предполагает крупные масштабы деятельности,
порождая при этом проблемы координации,
управления, ее отдельными
составляющими. Одновременно конкуренция
проявляется на различных уровнях и не
дает предприятию заполучить абсолютно
монопольную власть. Экономические отношения
характеризуются борьбой противоположных
тенденций, монополизация обеспечивает
высокотехнологичное производство, а
конкуренция, безусловно принимающая
еще более острый характер, обеспечивает
столкновение разнонаправленных
интересов, а через это и поступательное
развитие производительных сил. Монополисту
приходится решать целый клубок проблем,
учитывая при этом, что каждая фирма имеет
к тому же определенный срок жизни можно
сделать вывод, что в целом ограничить
конкуренцию удается лишь в краткосрочной
перспективе.
5.1.
Рыночное равновесие
при монополии и совершенной
конкуренции.
Экономическое равновесие - это состояние экономики, при котором произведенная продукция реализуется, а спрос удовлетворен. Совершенная конкуренция автоматически через рыночные цены, в силу действия внутренних экономических законов обеспечивает общее равновесие или состояние оптимальности, создавая условия для получения максимальной полезности. По Вальрасу конкуренция является одним из необходимых условий достижения общего равновесия.
Отличие равновесия монопольного рынка от равновесия совершенного рынка состоит в том, что цена спроса не может быть равна цене предложения. В условиях монополии, когда цена устанавливается выше средних и предельных издержек, действуют административные регуляторы, способствующие поддержанию равновесия. Государственное регулирование экономики осуществляется в двух направлениях, что определяется степенью развитости рыночной инфраструктуры: через монетарные инструменты, деньги и кредит, объем денежной массы в обращении; и путем проведения соответствующей бюджетной политики, государственных капиталовложений, налоговой политики и прямого государственного вмешательства в экономику. В целом административными и другими методами трудно уничтожить условия для образования монополий, поэтому нужно стремиться к созданию условий для перераспределения монопольного дохода в интересах всего общества.
Противоречия присущие экономическим
отношениям, в частности
между конкуренцией и монополией, воздействуют
на производство, и в свою очередь порождают
нарушения равновесия между спросом и
предложением. Так, если для рынка совершенной
конкуренции были характерны кризисы
перепроизводства, то в последнее время
характер кризисов и диспропорций в экономике
изменился. Сегодня фирма в условиях монополистической
конкуренции гораздо лучше знает конъюнктуру
рынка. Образование
монопольных объединений и нередкие случаи соглашений между ними привносят элемент стабильности. Рынок утрачивает хаотичность и подпадает под регулирующее воздействие устойчивых хозяйственных связей. Правда, развитие этих же тенденций может вылиться в застой.
И все же монополистическая корпорация не может заранее спрогнозировать и рассчитать последствия своей производственной и коммерческой деятельности. Экономическая жизнь порой настолько динамична, что да же те "слабые сигналы", которые удается уловить, недостаточны для принятия своевременного и взвешенного решения. Укрепление монополий в экономике заметно ограничивает гибкость конкурентно-рыночного механизма преодоления диспропорций, порождая при этом новое явление в экономике - структурные кризисы.
Планомерность организации производства
при монополии и диверсификация позволяют
при наличие продуманной государственной
политики, опирающейся на рыночные отношения,
избегать особых нарушений рыночного
равновесия. Для экономических процессов,
(если мы рассматриваем их в динамике,
нарушение равновесия на рынке) - обычная
ситуация, но введение элемента планомерности
позволяет прогнозировать колебания и
не допускать их до критических отклонений.
Информация о работе Монополия и конкуренция, их роль в рыночной экономике