Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:00, курсовая работа
В этой работе рассматриваются причины и сущность различных рыночных ситуаций, конкуренции и монополии. В целом монополизация рынка зачастую объективно обусловленный процесс, который не устраняет конкуренцию, а поднимает ее на новый качественный уровень. С другой стороны, это сложное и противоречивое явление, так как если не само укрупнение масштабов предпринимательской деятельности, то проводимая предприятиями монопольная, дискриминационная политика может нанести вред обществу, что находит свое выражение в необоснованном увеличении цен, снижении объемов производства. В этом смысле интерес для анализа представляет политика государства, являющаяся основным регулятором монополистических противоречий в экономике.
Введение
Гл. 1. Монополия и конкуренция: модели современного рынка…...........стр. 5
1.1.Виды монополии. Сущность и основные признаки монополизма..8
1.2. Виды и типы конкуренции. Её цели в современном мире…..стр.10
Гл. 2. Совершенная конкуренция………………………………………........стр.12
Гл. 3. Несовершенная конкуренция……………………………………........стр.14
3.1.Монополистическая конкуренция, олигополия,
чистая монополия …………………………………………………стр. 16
Гл. 4. Плюсы и минусы монополии………………………………………….стр. 21
4.1. Антимонопольная политика государства……………………стр. 24
Гл. 5. Проблемы соотношения между уровнем конкуренции и монополизации в рыночной экономике…… …………….……..стр. 26
5.1. Рыночное равновесие в условиях монополии и совершенной конкуренции……………………………………………………………стр. 28
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.
Чистым
монополистом можно было бы считать того,
кто имел бы возможность заполучить все
доходы потребителя, независимо от уровня
производства. На деле же чистого монополиста
не бывает, так как все производители вступают
в конкуренцию из-за ограниченности уровня
доходов потребителя. В конце концов, все
товары конкурируют между собой, и единственным
способом стать чистым монополистом, было
бы производство всех благ в обществе.
Поэтому монополия в чистом виде - это
теоретическое понятие, имеющее ограниченное
значение. В реальности монополистом может
называться та фирма, которая контролирует
предложение товара, не имеющего точной
замены, и когда перекрестная эластичность
спроса между ее товаром и всеми другими
товарами очень слаба.
3.1.Вид несовершенной конкурении: монополистическая конкуренция,
олигополия, чистая монополия.
1) Монополистическая конкуренция.
Представление о конкуренции складывается под влиянием современных нам тенденций экономической жизни. Конкуренция и монополия не исключают друг друга, как это было принято считать раньше. В реальной экономической жизни конкуренция и монополия переплетаются друг с другом, и в наш обиход входит понятие монополистической конкуренции.
Монополистическая конкуренция получила наибольшее распространение на рынках потребительских товаров. Монопольное положение достигается не только посредством массового производства, но и через создание своей рыночной ниши, то есть своего круга потребителей. Фирмы, действующие на таком рынке, продают дифференцированные товары. Дифференциация продукта существует тогда, когда в понимании покупателя продукт одной фирмы не является совершенной заменой продукта другой фирмы, занимающейся тем же видом деятельности, что и первая. Дифференциация определяется либо характерными особенностями продукта (его маркой, внешним видом), либо условиями продажи. Причина предпочтения покупателя чисто психологическая и вызывается факторами личного характера . Уменьшая ценовую эластичность спроса с помощью дифференциации продукта, продавец получает монопольную власть над продуктом, то есть может в определенных пределах повышать цену продукта без риска сокращения объема его продаж. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет все же ограниченный контроль над рыночной ценой.
Рынок
монополистической конкуренции
в целом характеризуется
Долгосрочным
девизом фирм, действующих в условиях
монополистической конкуренции, является
безубыточность. Однако стремление к безубыточности
является долгосрочной тенденцией и в реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период времени. Как было уже отмечено, это связано в первую очередь с дифференциацией продукции
Эффективная конкуренция развертывается
между фирмами, имеющими различную величину,
различные издержки производства, разные
стратегические курсы и цели. Она побуждает
к прогрессу, к улучшению хозяйствования,
растущему разнообразию качества и видов
продукции, появлению новых товаров. Она
позволяет распространять связанные с
таким прогрессом выгоды на клиентов,
посредством снижения цен, и на факторы
производства, путем повышения их оплаты.
2. Олигополия.
Критерий олигополии состоит не столько в малом количестве продавцов на данном рынке, сколько в намерениях этих продавцов: каждый продавец задается вопросом, каково будет воздействие его решения вопроса "цена-количество" на поведение других фирм и какова будет их реакция. Таким образом олигополист руководствуется не только спросом, но и реакцией конкурентов. В рамках отрасли существует взаимозависимость цены и объемов продаж, и эта взаимозависимость признается и остро ощущается олигополистами. Прибыль фирм обусловлена трудно доступностью выхода на рынок для конкурентов. Степень доступности зависит от величины капиталовложений и контроля действующего производителя над технологией.
Олигополия способна оказывать сдерживающее влияние на развитие научно-технического прогресса. На рынке складывается ситуация, когда для всех сторон не выгодно прибегать к крупномасштабным изменениям, так как это может привести к снижению прибыли и нет определенности в том, кто сможет получить выгоду от этих изменений. Поэтому существует больше оснований, что стороны скорее всего постараются договориться о ценах и объемах производства.
Фирмы действительно очень часто прибегают
к различным рода, сговорам и соглашениям,
но стимулы конкуренции настолько велики,
что вскоре тот или
иной участник
постарается обойти условия соглашения.
Поэтому часто это приводит к
тому, что конкуренция обретает самые
жесткие и бескомпромиссные формы.
К этому можно добавить, что
не существует идеального соглашения,
условия которого могли бы устроить
каждую из сторон, учитывали бы динамично
меняющиеся реалии экономических отношений.
Соглашения между конкурирующими продавцами
обычно не имеют юридической силы и не
только не встречают поддержки со стороны
государства, а наоборот подпадают под
всевозможные ограничения и запреты.
3. Чистая монополия.
В современном обществе не существует чистой монополии, то есть такой, которая в какой-то мере не была бы подвержена конкуренции со стороны отраслей, не контролируемых монополией. Монополия в чистом виде может существовать там, где устранена всякая конкуренция, то есть там, где бы она охватывала предложение всех экономических благ. Таким образом, монополия предполагает господство одного производителя только в отдельно взятой отрасли, где он полностью контролирует объем предложения товара, что позволяет устанавливать цены, которые принесут максимум прибыли.
Издержки монополиста и рыночный спрос являются ограничителями, которые не позволяют монополисту устанавливать произвольно высокую цену на свою продукцию. Максимизируя прибыль, он определяет цену и объем производства, исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Поскольку кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса, он будет продавать по более высокой цене и производить в меньшем объеме по сравнению с условиями совершенной конкуренции.
Монополист,
устанавливая цену более высокую, чем
средняя стоимость, стремится к
получению прибыли выше нормы. Цена
будет тем выше, чем меньше для
монополиста угроза появления конкурентов
и мало эластичнее спрос. В некоторых случаях
монополист, когда имеется эластичный
спрос, стремится увеличить прибыль, снижая
цены, с тем чтобы увеличить спрос.
Объем производства при монопольной ситуации имеет тенденцию к такому уровню, когда предельная стоимость ниже цены, тогда как при конкуренции производство стремится к такому уровню, когда предельная стоимость равна цене. Заниженная стоимость обеспечивает монополисту объем производства выше, чем у фирм-конкурентов. Отсюда можно заключить, что лучшим средством против ограничительной практики является не столько поиск конкурентных структур, сколько стимулирование расширения производства монополиста до такой точки, где его цена сравняется с предельной стоимостью.
Наличие монополий порождено рядом причин естественного и искусственного характера. Так, например, расчеты по отраслям автомобильной промышленности, металлургии и энергетики показывают, что для возмещения издержек необходим массовый выпуск продукции, обеспечивающий экономию на масштабе производства. Существующий на рынке спрос на данную продукцию в состоянии полностью удовлетворить всего несколько крупных предприятий. Высокоэффективное производство достигается только в условиях крупного производства, за счет использования эффекта масштаба. Таким образом, технология в ряде отраслей естественным образом порождает монополии.
Другим естественным барьером, запрещающим или ограничивающим проникновение в отрасль, являются патенты и лицензии. Изобретатели, имеющие патент, в течение некоторого времени являются монопольными производителями. Государство с помощью лицензий ограничивает доступ в отрасль или занятие какой-либо деятельностью. Следовательно, на основе патентов и лицензий возникает естественная научно-техническая монополия. Она носит временный характер, исчезая по мере распространения и коммерческого освоения результатов научных исследований и технологических разработок.
Государство может предоставить статус
единственного продавца в отрасли (транспорт,
связь, газоснабжение), где долгосрочные
издержки минимальные только, если одно
предприятие обслуживает весь рынок.
Взамен государства
сохраняет за собой право
регулировать действия этих
монополий, чтобы исключить
злоупотребления монопольной
Несовершенство рынка обусловлено тем, что покупатели не склонны "переходить" от одного продавца к другому, если же при этом тот или иной продавец в состоянии поделить свой рынок на отдельные части, то становится ощутимой ценовая дискриминация. Дискриминация возникает тогда, когда монополист в течение одного периода предлагает покупателям один и тот же товар, но по разным ценам. Ценовая дискриминация наиболее сильна, если продавец данной продукции не участвует в конкуренции, или когда конкурирующие продавцы заключили между собой соглашение, или когда рынки, на которых монополист ведет торговлю, отделены один от другого географически или посредством таможенных барьеров. Очевидно, что дискриминация может осуществляться лишь тогда, когда продавец полностью контролирует рынок и исключена возможность перепродажи товаров одним потребителем другому. Можно выделить три основных типа дискриминации: 1)Личная. Некоторые покупатели без проблем приобретают товар по стоимости выше рыночной, другие не могут себе это позволить, в целом это связано с разницей в уровне доходов; 2)Материальная. Цена зависит от использования продаваемых товаров или услуг; 3) Географическая. Продавец использует разницу в расстоянии и назначает цены, играя на разнице в таможенных тарифах, защищающих национальные рынки.
В целом ценовая дискриминация
стимулирует спрос среди
гл.
4. Плюсы и минусы монополии,
и её регулирование.
Как и всё на свете, монополизм в экономике имеет свои плюсы и минусы. Так, положительнее, или позитивные, сторон монополии проявляются в двух главных пунктах. Во-первых, как уже отмечалось, в определенных отраслях она более эффективна и даёт экономию затрат. Во-вторых, по сравнению с конкурентным сектором (фирмами-аутсайдерами – это мелкие, среднее предприятие), у моно – и олигополистов больше средств и стимулов для развития научно -технического прогресса в своём производстве. Почему? Дело в том, что небольшое конкурирующие предприятия обычно весьма стеснены в финансах и озабочены, прежде всего, текущей доходностью, а не будущими возможными выгодами от новшеств. Кроме того, новее идеи быстро копируются конкурентами, и получается, что затрат на их осуществления несут одни, а выгода делится на всех. У крупных же монополистических фирм и финансовые возможности шире, и вся прибыль от инноваций достаётся их авторам.
Вместе с тем всякая монополия и погоня за наживой – зло, говорил Форд. Поэтому обратимся теперь к отрицательным, или негативным, сторонам монополистического господства. Вначале назовём:
1) Нерациональное распределение
ресурсов. Оно происходит, когда в погоне
за сверхприбылями монополисты искусственно
огранивают производство, поднимают цены,
навязывая обществу определеннее виды,
технический уровень, качество и условие
продаж своей продукции тем самым нарушается
механизм рыночного регулирования эффективности
экономики, действующий в условиях конкуренции.
Многие бизнесмены лишаются свободного
и более рационального выбора, не выдерживают
давления экономически неоправданных
монополистических цен, снижают деловую
активность, а то и разоряются. В итоге
сокращается производство, растут безработица
и инфляция, усиливается расстройство
хозяйства. Богатство общества в целом
становится меньше, чем могло бы быть при
более
оптимальном конкурентно-
Например: В странах с развитой демократией (США, ФРГ, Франция) рыночной рациональности угрожает ещё один своеобразный вид монополии - монополизм профсоюзов. Опираясь на свои огромные права, тред-юнионы подчас препятствуют уходящих профессий, сокращению продолжительности рабочего времени с адекватным понижением зарплат и т. д. Это нарушает механизм саморегулирования рынка рабочей силы и тормозит рост производительности труда.
Информация о работе Монополия и конкуренция, их роль в рыночной экономике