Монополистическая конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – понять, какое место занимает монополистическая конкуренция среди остальных рыночных структур, в чем ее сходство и различие с ними. Какие существуют особенности рыночных отношений, форм конкуренции и какими могут быть последствия монополистической конкуренции для общества.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие конкуренции. 5
1.1. Сущность и виды конкуренции. 5
1.2. Общие принципы поведения фирмы на рынке. 14
Глава II. Конкуренция в условиях монополистического производства. 20
2.1. Виды конкуренции в условиях монополистического производства: соперничество, неценовая конкуренция, реклама. 20
2.2. Неэффективность монополистической конкуренции. 31
Заключение 34
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая моноп конк.doc

— 651.50 Кб (Скачать)

       Модель  рынка совершенной конкуренции  предполагает наиболее рациональное использование  всех ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции.

       Рынок монополистической конкуренции, по сути, предполагает отклонение от состояния равновесия, сложившегося в условиях совершенной конкуренции. Общество несет определенные потери в связи с монополизацией хозяйственной жизни.

       Власть  над ценой (а она всегда относительна и никогда не бывает абсолютной) — очень тонкий инструмент в руках фирмы - несовершенного конкурента. Если эта власть одновременно сопровождается уменьшением издержек производства продукции вследствие экономии на масштабах производства, развитием научно-технического прогресса, насыщением рынка массовым выпуском стандартизированной продукции по доступным ценам, то, очевидно, монополистическая конкуренция несет обществу определенный выигрыш, объективный процесс экономического развития общества приводит к рынку несовершенной конкуренции.

       Если при монополизации преступить некую степень контроля над ценой, это оборачивается разрушением и уничтожением богатства общества, ведет к стагнации, застою и т. п. Тайные соглашения о ценах, создание искусственных дефицитов — все это опасные проявления монополистической конкуренции. Потери от монополистической конкуренции можно проиллюстрировать и графически (рис.1.9.).

       Если  бы цена устанавливалась на уровне точки Е1 (точки пересечения кривой МС и кривой спроса), т. е. цена Р1 соответствовала бы условиям совершенной конкуренции МС=Р, то потребительский избыток (потребительская рента) был бы равен площади треугольника Р1Е1Р0

       

       Рис. 1.9. На рис. 1.9. ЕЕ1Е2 потери общества от монопольной власти, где СЕ1Е2 - потери потребителей, ЕСЕ1 — потери производителя.

       В условиях монополистической конкуренции цена устанавливается на уровне точки Е2. При такой же цене — на уровне Р2 объем предложения фирмы равен Q2, он меньше того объема, который был бы при совершенной конкуренции: Q2<Q1 Потребительская рента уменьшилась до площади треугольника Р2Е2P0, монопольная прибыль соответствует площади заштрихованного прямоугольника Р1СЕ2Р2, графически чистый убыток (чистые потери) для общества - треугольник ЕЕ1Е2. Монополия как бы «рвет на части» потребительскую ренту (потребительский излишек) и ренту производителя: часть достается (заштрихованный прямоугольник) самой монополии, а другая часть этой ренты потребителя в виде СЕ1Е2 вообще теряется обществом, не достается никому. Также не достается никому часть ренты производителя (треугольник ЕСЕ0), это недополученное, а точнее, разрушенное богатство общества. Так, например, П. Самуэльсон и В. Нордхаус констатируют, что, по некоторым подсчетам, «мертвый убыток»,

возникающий в силу монополистического распределения ресурсов, составляет 0,5 — 2% валового национального продукта США». 

Заключение. 

       Подводя итог работе, можно сделать несколько выводов:

       Во-первых, равновесная цена при монополистической  конкуренции в долгосрочном периоде  превышает равновесную цену, которая установилась бы при совершенной конкуренции. Другими словами, структура рынка монополистической конкуренции заставляет потребителя платить за товар «лишние» деньги.

       Во-вторых, при монополистической конкуренции  устанавливается несколько меньший, чем наиболее эффективный, объем выпуска продукции. В случае совершенной конкуренции каждый продавец производит продукцию в объеме, соответствующем минимуму средних издержек, так что производство всего продаваемого на рынке объема продукта достигается при минимально возможных затратах. При монополистической конкуренции объем производства несколько меньше оптимального, поэтому весь рыночный объем товара мог бы быть произведен дешевле, действуй там те же закономерности, что действуют при совершенной конкуренции.

       В-третьих, поскольку в точке долгосрочного  равновесия цена спроса выше предельных издержек фирмы, найдутся покупатели, которые согласились бы заплатить  за дополнительную единицу товара больше, чем расходы продавца на производство этой единицы. И такая ситуация возникает на всех сегментах рынка. С точки зрения покупателей, отрасль недоиспользует ресурсы для производства нужного им товара. Но увеличение выпуска не в интересах продавцов, так как при этом сократилась бы их прибыль. Чем выше степень дифференциации продукта, тем более несовершенной является конкуренция на рынке и тем значительнее отклонение используемых мощностей, объемов производства и цен от наиболее эффективных. По традиции эту закономерность принято называть «теоремой избыточной мощности» при монополистической конкуренции.

       Монополистическая конкуренция имеет и положительные стороны: многообразие видов одного и того же продукта, что помогает более полно удовлетворять потребности потребителя.

       Являясь промежуточным типом таких рыночных структур, как совершенная (чистая) конкуренция и чистая монополия, монополистическая конкуренция впитала в себя черты их обеих. Эти черты отражаются как в определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Но, все же, являясь самостоятельной структурой, монополистическая конкуренция приобрела и свои собственные свойства, например, использование, в качестве основных, неценовых методов конкуренции. Нужно отметить три особенности, возникающие в реальном мире, вносящем свои коррективы в любую теоретическую основу, в том числе и рассмотренную – модель монополистической конкуренции:

       1) Некоторые фирмы могут выпускать  продукцию, которую чрезвычайно  сложно воспроизвести. Например, бензозаправочная станция занимает  единственное доступное место на самом оживленном перекрестке в городе. Или фирма имеет патент, который дает ей более или менее долговременное преимущество перед соперником. Такие фирмы способны получать небольшие экономические прибыли даже в долговременном периоде.

        2) Вхождение в отрасль имеет некоторые ограничения. Поскольку продукция дифференцирована, возникают более значительные финансовые проблемы, чем в других случаях. В результате дифференциации, с точки зрения размещения и доступности, убытки и прибыль ниже нормальных могут сохраняться в долговременном периоде. Например, владельцы неудачно расположенной закусочной могут примириться с невысоким доходом и не переключаться на более прибыльный бизнес из-за того, что их деятельность является для них привычным образом жизни.

Информация о работе Монополистическая конкуренция