Монополистическая конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – понять, какое место занимает монополистическая конкуренция среди остальных рыночных структур, в чем ее сходство и различие с ними. Какие существуют особенности рыночных отношений, форм конкуренции и какими могут быть последствия монополистической конкуренции для общества.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие конкуренции. 5
1.1. Сущность и виды конкуренции. 5
1.2. Общие принципы поведения фирмы на рынке. 14
Глава II. Конкуренция в условиях монополистического производства. 20
2.1. Виды конкуренции в условиях монополистического производства: соперничество, неценовая конкуренция, реклама. 20
2.2. Неэффективность монополистической конкуренции. 31
Заключение 34
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая моноп конк.doc

— 651.50 Кб (Скачать)

P

       

 
 
 
 
 
 

       

                      Q1                                         Q

Рис. 1.7. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде в условиях монополистической  конкуренции.

В результате кривая спроса на продукцию фирмы-старожила снизится, так как часть клиентов перейдет к конкурентам и ее сегмент на рынке сократится. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не исчезнет экономическая прибыль и кривая спроса не займет положение касательной к кривой затрат (D3 на рис. 1.7.)

       Таким же будет финал, если в начальный момент фирма несла экономические убытки. Только в этом случае компании будут сужать ассортимент убыточных товаров, и кривая спроса для той фирмы, которая не покинет рынок, будет повышаться, пока тоже не займет положение касательной.

       Типичный  пример – вхождение импортных  товаров на российский рынок. В начале 90-х, когда российские покупатели увидели  германские йогурты Frutties, они стали пользоваться небывалым спросом, несмотря на цену. Германские производители Frutties имели небывалую прибыль. На рынок стали входить другие йогурты, экономические прибыли стали исчезать – торговля йогуртами превратилась в обыденный бизнес, приносящий среднюю прибыль.

       Особенность рыночного поведения олигополиста в том, что огромную роль играет субъективный фактор — характер взаимоотношений между конкурирующими на рынке фирмами.

       При олигополии объем производства больше того уровня, который установился  бы при чистой монополии, но меньше, чем сложился бы при совершенной конкуренции: Qm<Qolig<Qc.

       Цены  при олигополии ниже монополистических, но превышают конкурентные: Pm<Polig<Pc.

       Суммарные олигополистические прибыли обоих дуополистов окажутся ниже прибылей фирмы-монополиста на том же рынке, т.к. ограничивая производство и завышая цены, монополия оставляет неудовлетворенной часть рыночного спроса. Этот остаток и служит рынком сбыта для второго, третьего и т.д. дуополиста, позволяя ему выпустить дополнительную продукцию. Тенденция к получению положительных экономических прибылей сохраняется: Пmolig>0.

       Особенности поведения монопольного рынка в  том, что данное поведение характерно для всей отрасли, т.к. рынок монопольный. Объем производства установится  на уровне, соответствующем предельному  доходу и предельным издержкам (MC =MR). Степень несовершенства рынка достигает максимального уровня. С особой силой реализуются типичные последствия несовершенной конкуренции:

  1. сильное недопроизводство товаров по сравнению с конкурентным уровнем (Qm<<Q0);
  2. значительное завышение цен в сравнении с ценой, которая сложилась бы при совершенной конкуренции (Pm>>P0.)

3) тенденция к постоянному получению экономической прибыли (Pm-ATCm>0). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Конкуренция в условиях монополистического производства. 2.1. Виды конкуренции в условиях монополистического производства.

       Виды  конкуренции в условиях монополистического производства делятся на ценовые и неценовые.

       Ценовая конкуренция - методы конкурентных действий субъектов профессионального бизнеса, в процессе которых цены на товары либо увеличиваются, либо уменьшаются. Все остальные методы конкуренции определяются как неценовые.

       Отсутствие  четкого правового определения категории «рыночная цена», не позволяет определить «правильные» цены, но и не препятствует развитию в экономике таких стран «правильной» ценовой конкуренции.

       Методы  ценовой конкуренции могут быть разделены на 3 группы. Первую группу составляют методы, основанные на понижении цен, вторую — методы, основанные на повышении цен, третью — методы, основанные на поддержании цен на неизменном уровне.

       Ценовая конкуренция может иметь объективную и субъективную основу. Субъективная основа ценовой конкуренции состоит в том, что указанные группы методов конкурентных действий применяются субъектами предпринимательского бизнеса под влиянием разных целевых конкурентных установок.

       Понижение цен ниже среднерыночного уровня применяется в том случае, если фирма намерена:

       - осуществить наступательные действия и привлечь потребителей и поставщиков новым стабильным конкурентным преимуществом в виде относительно низких цен. Например, распродажи в магазинах в различное время суток;

       - поддерживать относительно низкие цены и тем самым осуществлять оборонительные действия, сохраняя ранее достигнутое конкурентное преимущество. Так ведут себя сотовые операторы, попавшие первыми на рынок, удерживая низкие цены и не давая тем самым войти конкурентам;

  • временно или окончательно отступить с конкурентного поля и ради этого идет на существенное снижение цен, чтобы поскорее покинуть соответствующую сферу бизнеса. Например, ликвидационная распродажа товаров;

       - провести контрнаступление за счет резкого и масштабного снижения цен в надежде вызвать ажиотажный спрос на свою продукцию и застать врасплох конкурентов (прямой демпинг);

       - сымитировать активные действия на том или ином сегменте (или секторе) рынка на фоне сохранения неизменных или даже повышающихся цен на товары (услуги), предлагаемые для других сегментов рынка (позиционный демпинг);

       - использовать относительно низкие цены в условиях, когда определить среднерыночный уровень цен на идентичные товары не представляется возможным вследствие того, что сам рынок еще не сформирован.

       Повышение цен за среднерыночный уровень применяется в тех случаях, когда фирма намерена:

       - осуществить наступательные действия и привлечь потребителей и поставщиков относительно высокими ценами к каким-либо неценовым стабильным (действительным или мнимым) конкурентным преимуществам. Такие намерения возникают у фирм, участвующих во всех направлениях конкурентных действий. Разновидности намерений: формирование ажиотажного спроса на результаты своей деятельности, создание имиджа солидного, состоятельного и респектабельного товаропроизводителя, в том числе производителя или дистрибьютора эксклюзивных товаров, который может позволить себе держать стабильно более высокие цены по сравнению с их средним уровнем;

       - сымитировать активные действия на том или ином сегменте (или секторе рынка на фоне сохранения неизменных или даже снижающихся

цен на товары (услуги), предлагаемые для других сегментов рынка;

       - осуществить оборонительные действия в надежде сохранить свой специфический сегмент рынка, привыкший нести немалые расходы ради удовлетворения потребностей;

       - провести внезапное контрнаступление в условиях возникновения форс-мажорных обстоятельств;

         - придерживаться изоляционизма и демонстративно назначать либо сохранять высокие цены. Такой метод субъекты предпринимательского бизнеса применяют, когда они не собираются вступать в столкновения с вероятными противниками, что случается по уже известным нам соображениям, обусловливающим изоляционизм как таковой.

       Объективная основа ценовой конкуренции состоит в том, что указанные группы методов конкурентных действий применяются субъектами предпринимательского бизнеса под влиянием изменения ценообразующих факторов. Объективной основой снижения цен всегда является относительное сокращение издержек предпринимательской фирмы, приходящихся на единицу потребительской ценности (полезного эффекта) товаров и услуг. Повышение цен приобретает характер объективно обусловленного явления при наличии абсолютного роста издержек компании. Оно может рассматриваться в качестве метода конкуренции только тогда, когда абсолютный рост издержек данной компании сопровождается относительным сокращением величины издержек, приходящихся на единицу полезного эффекта продукции компании.

       Если  абсолютное увеличение издержек не приводит к росту цен, предпринимательская фирма гарантированно несет убытки. Если же повышение цен сопровождается относительным сокращением издержек фирмы, приходящихся на единицу полезного эффекта продукции, данная фирма, не теряя клиентуры, фактически увеличивает свою прибыль.

       Соотношение объективной и субъективной основ ценовых методов конкуренции является важным показателем при выборе субъектами предпринимательского бизнеса инструментов конкурентных действий.

       Ценовая конкуренция может иметь открытый или скрытый характер. Она имеет открытый характер, если увеличение или сохранение конкурентных преимуществ, привлечение внимания внешнего окружения являются прямым следствием применения ценовых конкурентных действий. Снижая цены, фирма делает свою продукцию более доступной для потребителей. Поэтому ценовые методы конкурентных действий обычно отождествляют именно со снижением цен.

       Ценовая конкуренция имеет скрытый характер, если увеличение или сохранение конкурентных преимуществ достигается за счет скрытых эффектов от применения конкурентных действий. Это происходит, если предпринимательской фирме удается добиться увеличения не только массы прибыли, но и нормы прибыли.

       Скрытый характер ценовой конкуренции проявляется в случаях, когда снижение цен оказывается меньшим, чем сокращение издержек деловой деятельности фирмы.

       Ценовая конкуренция может иметь также прямой или косвенный характер. Применяя прямую ценовую конкуренцию, субъекты предпринимательского бизнеса проводят широкое оповещение своего окружения о планируемом или фактически совершенном снижении цен.

       При косвенной ценовой конкуренции руководители компаний не спешат демонстрировать свои конкурентные преимущества посредством открытых информационных коммуникаций, а предпочитают использовать неформальные информационные каналы.

       Использование указанных инструментов часто приводит к более существенным результатам, чем прямая ценовая конкуренция.

       Как уже говорилось выше, методы, не являющиеся ценовыми, относятся к «неценовой конкуренции», их применение непосредственно не связано с изменением уровня цен на товары и услуги.

       Под неценовой конкуренцией понимают совокупность действий, с помощью которых субъекты профессионального предпринимательства стремятся увеличить свои конкурентные преимущества, не прибегая к варьированию цен.

       Для экономических отношений характерно постоянное сочетание ценовой и неценовой конкуренции как объективных факторов развития предпринимательского бизнеса.

       К неценовым относятся следующие группы методов конкурентных действий субъектов предпринимательского бизнеса:

  1. методы обеспечения конкурентных преимуществ фирмы за счет изменения в лучшую сторону различных потребительских характеристик товаров и услуг и повышения ее потребительской ценности;
  2. методы поддержания своего места в уже сложившихся эффективных цепочках ценностей и вхождения в новые цепочки ценностей;
  3. методы влияния и давления на своих конкурентов, действительных и предполагаемых;
  4. методы поддержания и повышения своей общественной ценности. 
    Первая из указанных групп методов неценовых конкурентных действий может быть определена как конкуренция «вокруг товаров и услуг». Она включает действия по внедрению на рынок новых товаров (услуг), а также товаров, обладающих новыми потребительскими свойствами, улучшенным качеством, более совершенным дизайном, более красивой упаковкой.

       Например, одни и те же печи СВЧ разных фирм могут иметь различный дизайн, различные способы управления (кнопки, ручки, дистанционное управление), но принципиально выполнять одинаковые функции. С целью влияния на конкурентов, магазин, продающий более качественный товар, но по более высоким ценам, может открыться вблизи уже существующего магазина с более низкими ценами, но и более низким качеством товара.

Информация о работе Монополистическая конкуренция