Монополистическая конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – понять, какое место занимает монополистическая конкуренция среди остальных рыночных структур, в чем ее сходство и различие с ними. Какие существуют особенности рыночных отношений, форм конкуренции и какими могут быть последствия монополистической конкуренции для общества.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие конкуренции. 5
1.1. Сущность и виды конкуренции. 5
1.2. Общие принципы поведения фирмы на рынке. 14
Глава II. Конкуренция в условиях монополистического производства. 20
2.1. Виды конкуренции в условиях монополистического производства: соперничество, неценовая конкуренция, реклама. 20
2.2. Неэффективность монополистической конкуренции. 31
Заключение 34
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая моноп конк.doc

— 651.50 Кб (Скачать)

       Критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы. Или по-другому: критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.

       Если в условиях совершенной конкуренции объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое влияние существует (наглядно это видно на рис. 1.3). 

       

       

        Q3         Q2       Q1     Q                                

       Рис. 1.3. Критерий несовершенной конкуренции  и его последствия.

       

       Экономический смысл этой закономерности состоит в том, что большие объемы продукции при несовершенной конкуренции фирма может реализовывать, только снижая цены. Или по-другому: поведение фирмы значимо в масштабах отрасли.

       Действительно при совершенной конкуренции  цена остается одинаковой, сколько бы продукции не выпустила фирма, потому, что ее размеры пренебрежительно малы по сравнению с общей емкостью рынка.

       Монополист  может увеличить свои доходы за счет завышения цен. Но неумеренное завышение  цен резко сокращает объем продаж, а значит, сокращает доходы. Таким образом, монополист начинает действовать себе в убыток.

       Общей закономерностью рынков несовершенной  конкуренции является наличие пределов роста валового дохода (TR) фирмы.

       Согласно  критерию несовершенной конкуренции линия спроса на продукцию фирмы (и соответственно цен на нее, т.к. D=P) падает по мере роста объема производства: чем больше стремится продать фирма, тем ниже она должна установить цену. Предельный доход (MR), т.е. доход, получаемый фирмой за каждую дополнительно проданную единицу, будет падать.

       Монополистическая конкуренция — одна из форм несовершенной конкуренции. Сочетание элементов монополии и конкуренции определяет поведение фирм на этом рынке. Основные черты рынка монополистической конкуренции представлены на рис. 1.4. 

       

       

         
 

       Рис. 1.4. Черты монополистической конкуренции.

       Итак, при монополистической конкуренции  выпускаемый каждой фирмой товар  чем-то отличается от изделий других компаний. Каждая фирма, действующая  в условиях монополистической конкуренции, контролирует лишь небольшую долю всего рынка соответствующего продукта. Однако дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, сравнительно самостоятельные части, их называют сегментами рынка. И на таком сегменте рынка доля даже маленькой фирмы может стать очень большой.

       Дифференциация  продуктов возникает из-за существования между ними различий в качестве, сервисе и рекламе.

       Следующим видом рынка несовершенной конкуренции  является олигополия - одна из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру. На рис. 1.5. схематически отражены основные черты олигополистического рынка.

       

        

         
 

       Рис. 1.4. Черты олигополии.

       Наиболее  заметная черта олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм. В олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. На несколько ведущих компаний приходится большая часть суммарного оборота отрасли, именно их деятельность определяет развитие событий.

       Формально к олигополистическим обычно относят  те отрасли, где несколько крупнейших фирм (в разных странах за точку отсчета принято от 3 до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции. Если  концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции.

       В России отчетливо олигополистический характер носят сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия.

       Следующим наиболее ярким проявлением несовершенной конкуренции является монополия. В условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.

       Всевластию монополиста помогает уникальность или незаменимость продукции последнего.

       Основные  черты монополии представлены на рис. 1.5.

       

       

         

       Рис. 1.5. Черты монополии.

       Обслуживая всех потребителей отрасли, монополист точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает.

       Монополистическая структура рынка защищена целой системой практически непреодолимых барьеров на пути вторжения в отрасль независимых конкурентов. Основными барьерами, существующими в монополистической отрасли, являются:

  1. преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии);
  2. легальные барьеры (монопольное владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права);
  3. нечестная конкуренция.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.2. Общие принципы  поведения фирмы  на рынке.

       Рассмотрим, как ведет себя фирма в условиях совершенной конкуренции. Основная цель фирмы состоит в максимизации прибыли Прибыль (П) - это разница между совокупным доходом (ТR) и совокупными издержками (ТС) за период продаж:

       П=ТR-ТС=PQ-TC.

       Из трех переменных, находящихся в правой части равенства, главным  рычагом управления объемом прибыли для фирмы является объем производства (Q). Цена (Р) представляет собой в условиях совершенной конкуренции константу, т. е. не изменяется. Это внешнее условие деятельности фирмы, с которым надо считаться, а не фактор, которым можно управлять. Издержки (ТС) во многом зависят от объема производства.

       В условиях совершенной конкуренции важнейшие решения фирмы по управлению своей судьбой связаны, прежде всего, с установлением оптимального объема производства. Прежде чем решить, какой объем продукции позволяет достичь максимальной прибыли, каждой фирме надо принципиально решить, стоит ли вообще заниматься производством, найти критерий целесообразности производства. Этот критерий не одинаков для краткосрочного и долгосрочного периодов.

       Для долгосрочного периода очевидно, что критерием будет наличие  неотрицательной экономической  прибыли (П>0) или, что то же самое, получение бухгалтерской прибыли в средних, типичных для данного хозяйства размерах. Иначе и не может быть: никто не станет на долгую перспективу омертвлять деньги  в деле, приносящем одни убытки или несоразмерно малую прибыль.

       В краткосрочном периоде ситуация сложнее, чем просто получение прибыли. В данном случае часть издержек фирмы носит постоянный характер и при остановке производства не исчезает. Например, арендную плату на землю, на которой расположено предприятие, придется вносить независимо от того, простаивает или работает завод. Таким образом, убытки фирме гарантированы даже в случае полного прекращения выпуска продукции.

       Фирме предстоит взвесить, когда убытки будут меньше. В случае полной остановки завода доходы будут отсутствовать, а расходы точно равняться постоянным издержкам. В случае продолжения  производства к постоянным  издержкам прибавятся переменные, но зато появятся и доходы от реализации продукции.

       Итак, в неблагоприятных условиях решение о временном прекращении производства принимается не в момент исчезновения прибыли, а позже, когда убытки от производства начинают превышать величину постоянных издержек. Критерием целесообразности производства в краткосрочном периоде является непревышение убытками размера постоянных издержек (П≥TFC).

       На  практике никто не останавливает производство, если фирма терпит временные убытки.

       Критерий  целесообразности производства справедлив не только для условий совершенной  конкуренции, но и для любых других типов рынка.

       Для фирмы, действующей в краткосрочном периоде, возможны три принципиальных варианта поведения:

  1. производство ради максимизации прибыли;
  2. производство ради минимизации убытков;
  3. прекращение производства.

       В условиях совершенной конкуренции  фирма является ценополучателем, а  в условиях несовершенной конкуренции  – ценоискателем. То есть, найдя такой объем производства V, при котором MR=MC, фирма ищет цену, соответствующую этому объему V.

       Может сложиться 4 ситуации:

    1. фирма получает экономическую прибыль;
    2. фирма получает только нормативную прибыль;
    3. фирма терпит убытки, но производство их минимизирует;
  1. любой объем производства только увеличивает убытки фирмы, поэтому ей лучше начать процедуру закрытия либо банкротства.

       Для анализа поведения фирмы в  условиях монополистической конкуренции, прибегнем к графику. На рис. 1.6 представлена ситуация,

складывающаяся  в краткосрочном периоде.

       

 

         
            Рис.  1.6. Выбор оптимального объема производства в краткосрочном периоде фирмой, максимизирующей свою прибыль (а) или минимизирующей убытки (б).

       Кривая  спроса (D) удовлетворяет критерию несовершенной конкуренции – спрос не является абсолютно эластичным, кривая имеет отрицательный наклон. Причина – дифференциация продукта. Рост объема

реализации достигается  за счет снижения цен.

       В условиях монополистической конкуренции (как и на любом другом типе рынка) фирма максимизирует прибыль при таком объеме, при котором предельные издержки равны предельному доходу MC=MR. Иными словами, фирма наращивает производство до тех пор, пока дополнительные затраты, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, не начинают превышать выручку от ее реализации. Соответственно точка пересечения МС и МR на графике задает тот размер выпуска продукции Q1, продавая который по цене Р0 фирма максимизирует прибыль (рис. 1.6 а) или минимизирует убытки (рис. 1.6 б). Из графика видно, что Q1 меньше Q2. Если бы та же самая цена Р0 при тех же самых предельных затратах фирмы сложилась на рынке совершенной конкуренции, то фирма выбрала бы объем продаж Q2.

       При анализе поведения фирмы в краткосрочном периоде наиболее заметны «родовые» черты, сближающие монополистическую конкуренцию с другими видами несовершенной конкуренции.

       Более отчетливо специфика монополистической конкуренции как особого типа рынка проявляется в долгосрочном периоде (рис. 1.7). Примем, что кривая затрат не меняется. Допустим, что первоначально фирма получает экономическую прибыль (линия D1 лежит выше минимального уровня АТС). В условиях чистой монополии такая ситуация имела бы тенденцию к закреплению на длительное время, так как господствующая фирма не допустила бы на рынок новых производителей. Напротив, при монополистической конкуренции вход на рынок сравнительно свободен. Поэтому в долгосрочном периоде на него неизбежно проникнут привлеченные экономической прибылью другие компании. Новички станут производить товары, по своим характеристикам близкие к продукции рассматриваемой фирмы.

Информация о работе Монополистическая конкуренция