Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:41, курсовая работа
Цель работы – понять, какое место занимает монополистическая конкуренция среди остальных рыночных структур, в чем ее сходство и различие с ними. Какие существуют особенности рыночных отношений, форм конкуренции и какими могут быть последствия монополистической конкуренции для общества.
Введение 3
Глава I. Понятие конкуренции. 5
1.1. Сущность и виды конкуренции. 5
1.2. Общие принципы поведения фирмы на рынке. 14
Глава II. Конкуренция в условиях монополистического производства. 20
2.1. Виды конкуренции в условиях монополистического производства: соперничество, неценовая конкуренция, реклама. 20
2.2. Неэффективность монополистической конкуренции. 31
Заключение 34
Список использованной литературы
Внедрение на рынок новых товаров и услуг называется дифференциацией товаров. Делая ставку на данный метод неценовой конкуренции, компании создают новую либо улучшают существующую «товарную корзину» (увеличивают ее размеры, оптимизируют ее состав).
Мы
постоянно наблюдаем как
Совершенствование тех или иных признаков реализуемых товаров (услуг) также относится к совокупности методов неценовой конкуренции и называется дифференциацией потребительских свойств товаров. Такой вид дифференциации применяется в случаях, когда фирма:
Например, при выборе консервированных продуктов решающее значение имеют содержание консервантов, красителей и т.д. Покупатель заплатит вдвое дороже за экологически чистые продукты.
Третьим типом дифференциации является дифференциация каналов сбыта товаров (услуг), в том числе форм продажного и послепродажного сервиса. Такие действия всегда направлены на стимулирование сбыта продукции. Стремясь увеличить объемы предложения и фактических продаж посредством дифференциации каналов сбыта, предпринимательская фирма намерена:
Например, на этикетке кефирного продукта «Биобаланс» может быть написано, что регулярное употребление (столько то раз в день), способствует нормализации основных жизненных функций организма. Потребитель, прочитав такую информацию, начинает покупать только «Биобаланс».
Важную роль в стимулировании сбыта играет прямая и косвенная реклама товаров и услуг. Рекламные усилия, безусловно, дифференцируют каналы сбыта товаров и услуг в том смысле, что они повышают их эффективность. Коммерческая пропаганда товаров с целью стимулирования их продажи, содержащая избирательную информацию о данных товарах и формирующая положительное представление покупателей о них, является специфическим и очень действенным методом неценовой конкуренции. Обеспечивая достижение осведомленности потенциального покупателя о продаваемых продуктах, и инициируя его заинтересованность в приобретении, реклама может выступать и как метод недобросовестной конкуренции. Так происходит, когда реклама содержит заведомую ложь, а также когда ее средства направлены на дискредитацию других субъектов бизнеса.
Например, посмотрев рекламу о новом чистящем средстве, мы идем в магазин и покупаем его, не обращая внимания на цену, надеясь получить определенный результат. Если результат оправдывает наши ожидания, то мы регулярно покупаем данное средство и рекомендуем его другим.
Дифференциация каналов сбыта в качестве неценового метода конкурентных действий включает, например, такие приемы:
Например, компания Sony была вынуждена привести свои гарантийные правила в соответствие с российскими требованиями, значительно сократила сроки гарантий по наиболее пользующимся спросом товарам.
Наряду с названными видами дифференциации, которые используются в неценовой конкуренции, следует выделить также качественную дифференциацию предлагаемых товаров (услуг). В условиях высокой степени насыщенности рынка главным критерием конкурентоспособности товаров и потребительской ценности компании оказывается именно качество.
Вторая группа неценовых конкурентных действий ориентирует субъектов предпринимательского бизнеса на сохранение или улучшение места в цепочках ценностей, вхождение в новые цепочки ценностей. Стремясь к такому положению, предпринимательские фирмы продолжают конкуренцию «вокруг товаров и услуг», хотя фактическими участниками отношении с ними в данном случае выступают не потребители, а поставщики, включая, партнеров по бизнесу.
Конкуренция субъектов бизнеса за пребывание в эффективной или престижной цепочке ценностей и внутри нее осуществляется, как правило, неценовыми методами. Таковыми являются:
Ряд отмеченных выше методов конкурентных действий в отношении поставщиков характерен и для их столкновения с межотраслевыми конкурентами. Методы влияния и давления на них составляют третью группу методов неценовой конкуренции - это специфические методы конкурентных действий, посредством которых субъекты предпринимательского бизнеса пытаются обеспечить и обозначить конкурентные преимущества над соперниками. Различные формы дифференциации товаров, их свойств, каналов сбыта и качества сюда не входят. К методам влияния и давления на конкурентов относятся:
- пропаганда и контрпропаганда в отношении межотраслевых конкурентов;
- заключение договоров с партнерами по цепочкам ценностей или с другими конкурентами о совместном противостоянии общим соперникам;
- приобретение или присоединение фирмы-конкурента в целях подавления его деловой деятельности;
- сбор важной, в том числе конфиденциальной, информации о конкурентах и использование ее в собственной деятельности (экономическая разведка);
- противодействие аналогичным действиям со стороны конкурентов, других экономических агентов, органов власти и управления (экономическая контрразведка);
- переманивание наиболее ценных работников фирмы-конкурента;
- обеспечение поддержки своей деятельности со стороны представителей органов власти, управления и общественности.
Например, крупные станции по ремонту автомобилей для увеличения влияния на рынок часто скупают более мелкие, а если хозяева отказываются от продажи, то происходит «переманивание» высококлассных мастеров, тем самым станцию вынуждают продать бизнес.
Экономическая разведка часто используется в финансовых институтах, таких как банки, страховые компании. Этим пользуются чаще мелкие компании, которые не обладают достаточным опытом работы на рынке, не имеют хороших актуариев. Они узнают условия, тарифы на продукты крупных компаний, а затем запускают у себя подобные продукты. Например, АвтоКАСКО: многие страховые компании при установлении тарифов ориентируются на тарифы таких компаний, как Ингосстрах, Росгосстрах, немного меняют правила и получают свой продукт.
Четвертой группой методов неценовых конкурентных действий являются методы поддержания и повышения общественной репутации и общественных оценок своей деятельности. К их числу следует отнести:
Указанные методы неценового соперничества положительно влияют на поведение потребителей и служат, хотя и косвенно, фактором привлечения их внимания, а также признаком конкурентного преимущества.
2.2. Социально-экономические последствия монополистической конкуренции.
Несмотря на схожесть моделей совершенной конкуренции и монополистической конкуренции, вторая модель имеет ряд отрицательных социально-экономических последствий в силу таких различий между моделями как:
Первое свидетельствует о том,
что предложение
Рисунок 1.8. Эффективность монополистической конкуренции
Избыточные