Монополии и антимонопольное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ монополий и антимонопольного регулирования в России и за рубежом.

Отсюда вытекают следующие задачи:

изучение понятия, видов и сущности монополии;
ознакомление с монополистическими объединениями;
проследить историю антимонопольного регулирования;
анализ антимонопольной политики в России и за рубежом;
рассмотрение деятельности монополии на конкретных примерах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИЙ 5
1.1 Понятие, сущность и виды монополий 5
1.2 Определение цены и объема производства в условиях монополий
1.3 Показатели монопольной власти

1.4 Монополистические объединения
9
12

14

ГЛАВА 2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 16
2.1 История антимонопольного регулирования 16
2.2 Антимонопольное регулирование за рубежом 18
2.3 Антимонопольная политика в России
2.3.1 Особенности монополий в России
22
22

2.3.2 Методы антимонопольной политики в России
ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОНОПОЛИЙ НА КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРАХ
25
33

3.1 Железнодорожная отрасль России.
3.2 РАО «ЕЭС России»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 495.50 Кб (Скачать)

     Реализация  реформы будет знаменовать собой разрушение последнего бастиона неэффективной, нецивилизованной, закрытой экономики, доставшейся России в наследство от прежних лет, и завершение процесса формирования современного рыночного хозяйства, ориентированного на всемерное привлечение инвестиций и, как итог, повышению жизненного уровня россиян.

     Синхронная  работа объединений энергосистем позволит обеспечить свободные перетоки электроэнергии от Атлантики до Дальнего Востока  и обратно, значительно повысить надежность энергообеспечения всех государств-участников интеграции и эффективность использования энергоресурсов. Выполнение всех необходимых условий, продиктованных временем, позволит осуществить взаимное открытие рынков, привлечение современных западных технологий и обеспечит реальную базу интеграции России в мировое экономическое сообщество. 

                  
     

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Монополия – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (то есть принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление  какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

      Основными чертами монополии являются уникальность продукции, непреодолимые барьеры, единственная фирма-гигант и полная информация.

      Сочетание таких обстоятельств создает  для монополиста исключительно  выгодную обстановку и благоприятные  предпосылки для получения сверхприбылей.

      Основными барьерами являются: преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии), легальные барьеры (монопольное владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права) и нечестная конкуренция.

     Монополии устанавливают объем производства на уровне ниже эффективного объема, назначая цену выше предельных издержек, что приводит к безвозвратным потерям для общества. Последствия подобной политики могут быть смягчены посредством разумных действий правительства или, в некоторых случаях, самим монополистом посредством ценовой дискриминации.

     В некотором смысле монополия —  весьма обычное явление. Большинство  фирм в той или иной степени  управляют ценой, которую они  устанавливают. Их никто не заставляет назначать рыночную цену на свои товары, потому что они значительно отличаются от продукции других фирм. Mercedes — это не Samara, телевизор Sопу — отнюдь не Rubin. Каждый из этих товаров имеет убывающую кривую спроса, что дает каждому производителю определенную власть над рынком.

     И все же фирмы, обладающие действительно  монопольной властью над рынком, встречаются довольно редко. Немногие из товаров являются действительно  уникальными. Большинство имеют заменители, которые если и не полностью им идентичны, то весьма близки. Компания Nestle может немного поднять цену на мороженое, но если ее маркетологи «перестараются», объем продаж резко снизится.

     В конце концов, монопольная власть над рынком весьма относительна. Верно, что многие фирмы обладают "некоторой  монопольной властью. Однако не менее справедливо, что их монопольная власть ограниченна. Мы не совершим большой ошибки, считая, что рынки, на которых функционируют такие фирмы, являются конкурентными, даже если это и не совсем так.

     Монополия — единственный поставщик на рынке. Монополии возникают в тех случаях, когда фирме удается овладеть источником ключевого ресурса, заполучить у правительства исключительные права на поставку товара или удовлетворить рыночной спрос с более низкими издержками, чем нескольким фирмам. Так как монополия — единственный поставщик, кривая спроса на ее продукцию — убывающая. Когда монополия увеличивает производство на единицу, это вызывает снижение цены на ее товар, что уменьшает доход от реализации продукции. В результате предельный доход монополии всегда ниже цены ее товара. Подобно конкурентной фирме, фирма-монополия максимизирует прибыль, производя тот объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Затем монополия назначает цену, соответствующую спросу на данный объем продукции. В отличие от конкурентной фирмы монопольная цена превышает предельный доход фирмы, а, следовательно, и ее предельные издержки. Объем производства монополиста, стремящегося к наибольшей прибыли, лежит ниже уровня, максимизирующего сумму потребительского излишка и излишка производителя. То есть, когда монополист назначает цену выше предельных издержек, некоторые потребители, оценивающие товар выше предельных издержек, но ниже установленной монопольной цены, отказываются от его покупки. В результате деятельность монополии ведет к безвозвратным потерям для общества, подобным тем, которые возникают при введении налога.

     Правительство реагирует на проблему монополии  одним из четырех способов: использует антитрестовские законы, направленные на повышение уровня конкуренции в отрасли; регулирует цены, устанавливаемые монополиями; преобразует монополии в государственные предприятия; в случае незначительного, в сравнении с неизбежными несовершенствами политики, фиаско рынка политики могут просто «плыть по течению». Один из методов увеличения монопольной прибыли — назначение разных цен на один и тот же товар в зависимости от готовности различных групп потребителей заплатить за него. Практика ценовой дискриминации ведет к увеличению экономического благосостояния, так как товар приобретут те покупатели, которые в иных условиях отказались бы от его покупки. В особом случае совершенной ценовой дискриминации безвозвратные потери отсутствуют. В более общем случае несовершенной ценовой дискриминации она может привести как к увеличению, так и уменьшению благосостояния в сравнении с установлением единой монопольной цены.

     Можно сказать, что выпуск монополиста  «слишком мал», а цена  его продукции  «слишком высока». Это заставляет общество искать способы регулирования монополии, достижения эффективности на рынке. Итак, нами рассмотрены сущность и положение монополий (в особенности естественных)  на российском рынке, их влияние на российскую экономику, перспективы их реформирования. Современный подход к регулированию естественных монополий, по нашему мнению, должен строиться на положении, согласно которому естественные монополии - составная часть того, что Дж. Гэлбрейт называл "планирующей системой". В современной высокоразвитой экономике в нее входят крупнейшие корпорации. Законы их поведения отличаются от законов функционирования традиционной рыночной системы, играющей в современной экономике подчиненную роль. Рынок сам по себе не в состоянии ни управлять, ни контролировать "планирующую систему". Эти функции могут выполнять только государство и общество в целом. В отношении естественных монополий такой контроль должен касаться издержек, цен и распределения прибыли. Экономическая деятельность монополий, в том числе и естественных, должна рассматриваться в контексте глобализации мировой экономики и ужесточения международной конкуренции транснациональных корпораций. Именно транснациональные корпорации выступают основными субъектами глобальной экономики, аккумулирующими большую часть образующихся в ней доходов. Создание и успешное развитие этих компаний требуют огромных усилий, времени, благоприятного климата, поддержки, в том числе и на правительственном уровне. Национальная экономика без таких компаний обречена на пассивную роль в общемировых экономических отношениях. На сегодняшний день в нашей стране действует единственная в полном смысле транснациональная компания, обладающая неоспоримым весом на европейском континенте - это ОАО  "Газпром". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     
  1. Нуреев  Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд. – М.: Издательство НОРМА, 2007.
  2. Под ред. Булатова А. С., Экономика – 4-е издание.,перераб. и допол. М.: "Экономистъ".: - 2008.: - 832 стр.
  3. Новиков В. И др. Российское антимонопольное регулирование и задачи промышленной политики: позитивный и нормативный анализ // www.consult.ru
  4. http://ru.wikipedia.org
  5. http://www.glossary.ru
  6. http://50.economicus.ru/
  7. http://www.twirpx.com/
  8. http://www.rao-ees.ru
  9. http://www.rzd.ru/
  10. http://eup.ru/
  11. http://www.aup.ru/
  12. http://ecsocman.edu.ru/
  13. http://www.expert.ru/
  14. http://www.econline.h1.ru/
  15. http://econom.nsc.ru/eco/index.htm

Информация о работе Монополии и антимонопольное регулирование