Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 15:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ монополий и антимонопольного регулирования в России и за рубежом.
Отсюда вытекают следующие задачи:
изучение понятия, видов и сущности монополии;
ознакомление с монополистическими объединениями;
проследить историю антимонопольного регулирования;
анализ антимонопольной политики в России и за рубежом;
рассмотрение деятельности монополии на конкретных примерах.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИЙ 5
1.1 Понятие, сущность и виды монополий 5
1.2 Определение цены и объема производства в условиях монополий
1.3 Показатели монопольной власти
1.4 Монополистические объединения
9
12
14
ГЛАВА 2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 16
2.1 История антимонопольного регулирования 16
2.2 Антимонопольное регулирование за рубежом 18
2.3 Антимонопольная политика в России
2.3.1 Особенности монополий в России
22
22
2.3.2 Методы антимонопольной политики в России
ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОНОПОЛИЙ НА КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРАХ
25
33
3.1 Железнодорожная отрасль России.
3.2 РАО «ЕЭС России»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рисунок
2 – Спрос, предельный и совокупный доход
фирмы в условиях чистой монополии
На конкурентном
рынке равновесие может быть достигнуто
в точке E, где PC=MC. В условиях монополистического
рынка мы перемещаемся к монопольной цене
Pm и количеству продукции Qm (рис.3). Поскольку
монопольная цена превышает предельные
издержки (Pm>MC), то величина излишка потребителей
и излишка производителей меняются. Площадь
треугольника ABE соответствует величине
чистых убытков от монопольной власти,
или так называемой величине мертвого
груза монополии.
Рисунок 3 – Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии
В середине 50-х гг. А.Харбергер был первым, кто попытался определить величину этих треугольников с точки зрения издержек всего общества, так как объем производства без монополии больше, чем в условиях монопольного рынка. Эти треугольники часто называют харбергеровскими треугольниками. Используя математический аппарат, он показал, что такие потери в промышленном секторе США в 1929 г. Составили менее 0,1% ВНП. В современной экономике США они бы составили около 6 млрд.долл. Поэтому проблема чистой монополии не является такой острой, как она представлялась ранее другим экономистам.
Обычно
считают, что монопольные цены –
самые высокие. Действительно, они,
как правило, выше конкурентных, однако
следует помнить, что монополист стремится
к максимизации совокупной прибыли, а
не прибыли на единицу продукции. И главное,
рост цен не беспределен, он ограничивается
ценовой эластичностью спроса на продукцию
данной фирмы.
Между совершенно конкурентной фирмой и фирмой с монопольной властью есть важное различие: для конкурентной фирмы цена равна предельным издержкам, для фирмы с монопольной властью цена превышает предельные издержки. Следовательно, способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. В 1934 г. экономист Абба Лернер предложил следующий индекс:
где – монопольная цена; МС – предельные издержки.
Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0. Чем выше , тем больше монопольная власть.
Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае исходная формула может быть записана так:
Для характеристики монопольной власти используется и показатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван в связи с фамилиями предложивших его ученых индексом Херфиндаля - Хиршмана. При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:
, (3)
где – удельный вес самой крупной фирмы; – удельный вес следующей по величине фирмы; … ; - удельный вес наименьшей фирмы.
Если,
например, в отрасли функционирует
1 фирма, то
=100%, a
. Если же в
отрасли 100 одинаковых фирм, то
По происхождению можно выделить два основных вида монополии: естественную и искусственную.
Естественная монополия – это предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи). Как правило, подобные «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем.
Искусственная монополия – это монополия специально созданная путём концентрации в чьих-то руках определённой деятельности. При этом для получения рыночной власти и сверхприбылей отдельные компании гигантски укрупняют своё производство, поглощают конкурентов или объединяются в различные монополистические союзы, чтобы не конкурировать, а владеть рынком совместно.
Основные
формы монополистических
Иногда
среди монополистов могут оказаться
и так называемые концерны. Концерн
– это главная форма современных хозяйственных
объединений. Он представляет собой крупный
многоотраслевой экономический комплекс,
в который входят промышленные, торговые,
банковские и другие предприятия, подчас
разбросанные по многим странам. Их объединения
вокруг себя обеспечивает холдинг
– главная компания, сосредоточившая
у себя акции участников концерна и благодаря
этому влияющая на их деятельность.
ГЛАВА
2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
2.1
История антимонопольного регулирования
Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополий, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.
Классическим
примером антимонопольного законодательства
является антитрестовское
Эти недостатки в значительной степени устранены в 1914 г., когда были приняты закон Клейтона и закон о Федеральной торговой комиссии (ФТК). В законе Клейтона не только уточнялись основные понятия антитрестовского законодательства, но и расширялось понятие антимонопольной деятельности. В частности, особое внимание уделялось финансовым аспектам взаимодействия монополистов, а также монопольной власти как таковой. Благодаря этим законам расширилась профилактика «монопольной болезни». В дальнейшем антитрестовское законодательство США все в большей степени переходило от узкой к широкой трактовке монополистического поведения. Закон Уилера-Ли (1938г.) был направлен на защиту прав потребителей (против ложной рекламы и искаженной информации); закон Келлера-Кефаувера (1950г.) обращал внимание на взаимодействие монополистов в сфере материальных активов. Совершенствование антитрестовкого законодательства продолжалось и позднее. Например, в первой половине 80-х гг. американское правительство приняло инструктивные документы, которые установили нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Херфиндаля-Хиршмана. Если этот индекс не превышал 1000, то рынок признавался слабоконцентрированным. Введение подобных нормативов фактически ускорило концентрацию в тех отраслях, где ранее она была низка, и не препятствовало вертикальной концентрации и образованию конгломератов.
Антитрестовские
законы США оказали большое влияние
на развитие антимонопольного законодательства
других стран, в том числе и современной
России.
2.2
Антимонопольное регулирование за рубежом
Опыт западных стран в антимонопольном законодательстве велик и разнообразен. Возникновение подобного законодательства обусловлено историческими причинами. В силу особенностей развития экономики различных стран сложились разные системы антимонопольного регулирования. В глобальном масштабе выделяется два подхода: американский и европейский.
Американская система антимонопольного законодательства принята в Аргентине и ряде других стран. Европейская система помимо стран Западной Европы действует в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Промежуточное положение между этими двумя системами занимает законодательство ФРГ, что объясняется тем фактом, что антимонопольное законодательство этой страны наряду с общей нормой о запрете монополий предусматривает большое количество исключений из этого принципа.
Различия в антимонопольной политике стран мира заключаются в следующем:
В межгосударственных отношениях, деятельности транснациональных корпораций требования защиты конкуренции практически отсутствуют.
Антимонопольная деятельность государства является в определенной мере проведением монетаристской политики, предусматривающей движение к свободной конкуренции. Вследствие государственного регулирования национальной экономики, применяемого во всех странах, и тяготения крупного производства к сверхприбыли требования свободной конкуренции в полной мере не выполняются, что находит отражение в антимонопольном законодательстве различных стран и практике проведения антимонопольной политики.
В политике ЕЭС используются методы регулирования цен межгосударственными соглашениями. На мировом рынке страны Европейского сообщества выступают согласованно. В Европе также проводится политика повышения эффективности экономики в ущерб конкуренции.
Информация о работе Монополии и антимонопольное регулирование