Монополии и антимонопольное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ монополий и антимонопольного регулирования в России и за рубежом.

Отсюда вытекают следующие задачи:

изучение понятия, видов и сущности монополии;
ознакомление с монополистическими объединениями;
проследить историю антимонопольного регулирования;
анализ антимонопольной политики в России и за рубежом;
рассмотрение деятельности монополии на конкретных примерах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИЙ 5
1.1 Понятие, сущность и виды монополий 5
1.2 Определение цены и объема производства в условиях монополий
1.3 Показатели монопольной власти

1.4 Монополистические объединения
9
12

14

ГЛАВА 2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 16
2.1 История антимонопольного регулирования 16
2.2 Антимонопольное регулирование за рубежом 18
2.3 Антимонопольная политика в России
2.3.1 Особенности монополий в России
22
22

2.3.2 Методы антимонопольной политики в России
ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОНОПОЛИЙ НА КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРАХ
25
33

3.1 Железнодорожная отрасль России.
3.2 РАО «ЕЭС России»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 495.50 Кб (Скачать)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2 – Спрос, предельный и совокупный доход фирмы в условиях чистой монополии 

     На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точке E, где PC=MC. В условиях монополистического рынка мы перемещаемся к монопольной цене Pm и количеству продукции Qm (рис.3). Поскольку монопольная цена превышает предельные издержки (Pm>MC), то величина излишка потребителей и излишка производителей меняются. Площадь треугольника ABE соответствует величине чистых убытков от монопольной власти, или так называемой величине мертвого груза монополии. 
 
 
 
 
 

Рисунок 3 – Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии

      В середине 50-х гг. А.Харбергер был  первым, кто попытался определить величину этих треугольников с точки  зрения издержек всего общества, так  как объем производства без монополии  больше, чем в условиях монопольного рынка. Эти треугольники часто называют харбергеровскими треугольниками. Используя математический аппарат, он показал, что такие потери в промышленном секторе США в 1929 г. Составили менее 0,1% ВНП. В современной экономике США они бы составили около 6 млрд.долл. Поэтому проблема чистой монополии не является такой острой, как она представлялась ранее другим экономистам.

      Обычно  считают, что монопольные цены –  самые высокие. Действительно, они, как правило, выше конкурентных, однако следует помнить, что монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. И главное, рост цен не беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию данной фирмы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Показатели  монопольной власти
 

    Между совершенно конкурентной фирмой и фирмой с монопольной властью есть важное различие: для конкурентной фирмы цена равна предельным издержкам, для фирмы с монопольной властью цена превышает предельные издержки. Следовательно, способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки.  В 1934 г. экономист Абба Лернер предложил следующий индекс:

                                   

,      (1)

 где – монопольная цена; МС – предельные издержки.

    Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между   0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0. Чем выше , тем больше монопольная власть.

          Подсчитать такой  показатель, однако, непросто в связи с трудностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае исходная формула может быть записана так:

                                   

,      (2)

    Для характеристики монопольной власти используется и показатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван в связи с фамилиями предложивших его ученых индексом Херфиндаля - Хиршмана. При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:

                               ,                 (3)

 где – удельный вес самой крупной фирмы; – удельный вес следующей по величине фирмы; … ; - удельный вес наименьшей фирмы.

      Если, например, в отрасли функционирует 1 фирма, то =100%, a . Если же в отрасли 100 одинаковых фирм, то  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Монополистические объединения
 

      По  происхождению можно выделить два  основных вида монополии: естественную и искусственную.          

      Естественная  монополия – это предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи). Как правило, подобные «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем.

      Искусственная монополия – это монополия специально созданная путём концентрации в чьих-то руках определённой деятельности. При этом для получения рыночной власти и сверхприбылей отдельные компании гигантски укрупняют своё производство, поглощают конкурентов или объединяются в различные монополистические союзы, чтобы не конкурировать, а владеть рынком совместно.

     Основные  формы монополистических союзов:

    1. Картель представляет собой соглашение нескольких предприятий о разделе рынков, то есть устанавливающее для всех участников цены на товар, условия найма рабочей силы, разграничение рынков сбыта и производные квоты (кто и сколько производит) каждого участника в общем объёме производства и сбыта. Его целью является повышение цен.
    2. Синдикат организует совместный сбыт продукции и единые закупки сырья в определённых количествах и по определённым ценам. Эта форма характерна для фирм, договаривающихся о единой реализации своей продукции с крупными торговыми компаниями.
    3. Трест – наиболее тесный монополистический союз. Входящие в него предприятия объединяются под единым управлением. Именно такие гигантские сверхмонополии были типичны для экономики СССР.
    4. Финансово-промышленная группа – объединения промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установленных между ними отношений экономического и финансового взаимодействия.
    5. Транснациональная корпорация – корпорация, которая владеют производственными подразделениями в других странах, производит и продает свою продукцию за границей.
    6. Конгломерат – группа предприятий, принадлежащих одной фирме и осуществляющих одну или более стадий производства разнородных продуктов, не конкурирующих друг с другом.
    7. Холдинг – компания, использующая свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний с целью управления дочерними компаниями и получения дивидендов.

     Иногда  среди монополистов могут оказаться  и так называемые концерны. Концерн – это главная форма современных хозяйственных объединений. Он представляет собой крупный многоотраслевой экономический комплекс, в который входят промышленные, торговые, банковские и другие предприятия, подчас разбросанные по многим странам. Их объединения вокруг себя обеспечивает холдинг – главная компания, сосредоточившая у себя акции участников концерна и благодаря этому влияющая на их деятельность. 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 

     2.1 История антимонопольного регулирования 

     Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополий, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.

     Классическим  примером антимонопольного законодательства является антитрестовское законодательство США. Первым актом стал знаменитый закон  Шермана (1890г.), который был направлен в основном против монополизации торговли и коммерческой деятельности. Он запрещал любые формы контрактов (объединения, сговор и т.п.), направленные на ограничение свободы торговли, а также объявлял вне закона «недобросовестные приемы» устранения конкурентов, рассматривая их как уголовное преступление. В качестве мер наказания предусматривались штрафы, возмещения убытков, тюремное заключение и даже расформирования виновной фирмы. Главная особенность закона Шермана – нацеленность на борьбу с  уже существующими монополиями. Его недостатками были нечеткость основных определений, отсутствие контролирующего выполнение закона постоянного органа и профилактических антимонопольных мер.

     Эти недостатки в значительной степени  устранены в 1914 г., когда были  приняты закон Клейтона и закон  о Федеральной торговой комиссии (ФТК). В законе Клейтона не только уточнялись основные понятия антитрестовского законодательства, но и расширялось понятие антимонопольной деятельности. В частности, особое внимание уделялось финансовым аспектам взаимодействия монополистов, а также монопольной власти как таковой. Благодаря этим законам расширилась профилактика «монопольной болезни». В дальнейшем  антитрестовское законодательство США все в большей степени переходило от узкой к широкой трактовке монополистического поведения. Закон  Уилера-Ли (1938г.) был направлен на защиту прав потребителей (против ложной рекламы и искаженной информации); закон Келлера-Кефаувера (1950г.) обращал внимание на взаимодействие монополистов в сфере материальных активов. Совершенствование антитрестовкого законодательства продолжалось и позднее. Например, в первой половине 80-х гг. американское правительство приняло инструктивные документы, которые установили нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Херфиндаля-Хиршмана. Если этот индекс не превышал 1000, то рынок признавался слабоконцентрированным. Введение подобных нормативов фактически ускорило концентрацию в тех отраслях, где ранее она была низка, и не препятствовало вертикальной концентрации и образованию конгломератов.

     Антитрестовские законы США оказали большое влияние на развитие антимонопольного законодательства других стран, в том числе и современной России.  
 
 
 
 
 

     2.2 Антимонопольное регулирование за рубежом 

      Опыт  западных стран в антимонопольном  законодательстве велик и разнообразен. Возникновение подобного законодательства обусловлено историческими причинами. В силу особенностей развития экономики различных стран сложились разные системы антимонопольного регулирования. В глобальном масштабе выделяется два подхода: американский и европейский.

      Американская  система антимонопольного законодательства принята в Аргентине и ряде других стран. Европейская система помимо стран Западной Европы действует в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Промежуточное положение между этими двумя системами занимает законодательство ФРГ, что объясняется тем фактом, что антимонопольное законодательство этой страны наряду с общей нормой о запрете монополий предусматривает большое количество исключений из этого принципа.

      Различия  в антимонопольной политике стран  мира заключаются в следующем:

  1. в США запрещается неконкурентная межфирменная кооперация, в Европе такая кооперация разрешается;
  2. в Европе разрешается создание вертикальных неконкурентных связей между поставщиками и изготовителями конечной продукции, в США и России это запрещено.
 

      В межгосударственных отношениях, деятельности транснациональных корпораций требования защиты конкуренции практически отсутствуют.

      Антимонопольная деятельность государства является в определенной мере проведением  монетаристской политики, предусматривающей  движение к свободной конкуренции. Вследствие государственного регулирования национальной экономики, применяемого во всех странах, и тяготения крупного производства к сверхприбыли требования свободной конкуренции в полной мере не выполняются, что находит отражение в антимонопольном законодательстве различных стран и практике проведения антимонопольной политики.

      В политике ЕЭС используются методы регулирования  цен межгосударственными соглашениями. На мировом рынке страны Европейского сообщества выступают согласованно. В Европе также проводится политика повышения эффективности экономики в ущерб конкуренции.

Информация о работе Монополии и антимонопольное регулирование