Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 15:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ монополий и антимонопольного регулирования в России и за рубежом.
Отсюда вытекают следующие задачи:
изучение понятия, видов и сущности монополии;
ознакомление с монополистическими объединениями;
проследить историю антимонопольного регулирования;
анализ антимонопольной политики в России и за рубежом;
рассмотрение деятельности монополии на конкретных примерах.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИЙ 5
1.1 Понятие, сущность и виды монополий 5
1.2 Определение цены и объема производства в условиях монополий
1.3 Показатели монопольной власти
1.4 Монополистические объединения
9
12
14
ГЛАВА 2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 16
2.1 История антимонопольного регулирования 16
2.2 Антимонопольное регулирование за рубежом 18
2.3 Антимонопольная политика в России
2.3.1 Особенности монополий в России
22
22
2.3.2 Методы антимонопольной политики в России
ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОНОПОЛИЙ НА КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРАХ
25
33
3.1 Железнодорожная отрасль России.
3.2 РАО «ЕЭС России»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вместе с тем в рамках ЕЭС действуют общие положения защиты конкуренции, установленные в Договоре об учреждении ЕЭС, в котором есть раздел, отражающий установленные общие правила конкуренции.
В частности, считаются несовместимыми с общим рынком:
Вместе с тем, если отмеченные запретительные меры способствуют экономическому или научно-техническому прогрессу, они могут быть признаны правомерными с оставлением предпринимателю соответствующей части получаемой прибыли.
Запрещается злоупотребление доминирующим положением, в частности навязывание цен; ограничение производства, сбыта или технического развития в ущерб потребителям.
Меры по антимонопольному регулированию устанавливаются Европейским советом единогласно. В противном случае решение принимается квалифицированным большинством. Названными выше принципиальными положениями антимонопольной деятельности руководствуются все страны ЕЭС.
Большое внимание в ЕЭС уделяется выявлению и недопущению демпинга внутри Общего рынка. Комиссия по торговле контролирует поведение на рынках отдельных товаропроизводителей и стран. В случае установления демпинга Комиссия может вносить предложения по его прекращению. Если демпинг продолжается, Комиссия по торговле уполномочивает пострадавшие страны принять меры защиты, которые она определяет.
Несовместимой с общим рынком признается всякая деятельность по государственной поддержке или за счет государственных ресурсов отдельных фирм, которая нарушает или грозит нарушить конкуренцию.
На уровне основных мировых конкурентов — США, ЕЭС, Японии действуют меры государственного протекционизма собственных товаропроизводителей, регулирование внешней деятельности которых осуществляется с помощью внутренних мер и внешних соглашений (таможенных барьеров или льгот, взаимных поставок, эмбарго и т.д.).
Между транснациональными корпорациями правила свободной конкуренции не действуют. Поскольку эти корпорации имеют определенную товарную направленность (например, транснациональные нефтяные корпорации), существует раздел мира по территориальному признаку. Борьба за новые рынки сбыта или изменение квот осуществляется ими самостоятельно.
В мировой практике существует монополизация рынка, сложившаяся в результате развития международного разделения труда на основе различного уровня технологического развития национальных производств. Так, технологическая монополизация и высокая эффективность национального производства позволили Японии монополизировать рынки продукции электронной промышленности через насыщение их качественными, недорогими товарами, которые оказываются вне конкуренции.
Как
видно, антимонопольная деятельность
обеспечивает развитие основных положений
рыночной экономики, служит источником
повышения ее эффективности и является
эффективным механизмом государственного
регулирования. Ее проведение должно опираться
не только на законодательно-нормативную
базу, но и на эффективную систему контроля
исполнения и санкций. Последнее положение
особенно важно для России.
2.3
Антимонопольная политика в России
2.3.1
Особенности монополий в России
Итак, монополия существует во всём мире, но в каждой стране она имеет свои отличительные особенности. В России эти особенности представлены следующим: чаще всего в роли монополиста выступает само государство; большинство олигополий, существующих в РФ, по сути, также являются монополистами; большая часть монополий являются естественными монополиями и функционируют в сфере услуг. Но главной особенностью монополизации российского рынка можно считать, пожалуй, то, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики.
Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной структуры. То есть, своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливали такие предприятия, как Госплан, Госснаб и Госкомцен. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто всего поручалось всего одному - двум заводам.
Причины для концентрации такого типа:
Так же советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних по сравнению с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии - 186, в Западной Европе - 86. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Нередко ту или иную продукцию выпускало одно - два предприятия, которые диктовали свои условия потребителю. Плохое качество товара, завышенные цены или устаревший ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков.
В результате начала рыночных реформ в России, монополистические тенденции резко усилились. Это усиление было во многом связано с распадом СССР и с ослаблением экономических связей с бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках СССР, на ставшие таковыми на сократившейся территории.
Стало ясно, что необходимо разрабатывать антимонопольную политику.
Антимонопольная политика – комплекс государственных мер, опирающихся на антитрестовое законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции и направленных на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.
Антимонопольное регулирование включает два направления:
Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.
Таким образом, суть фактически любой антимонопольной политики заключается в использовании выгод крупномасштабной экономики и в нейтрализации её побочных последствий, связанных с ослаблением конкуренции на товарных и иных рынках.
Специфика
российских монополий сказалась и на особенностях
законодательного регулирования их деятельности.
Российское законодательство о конкуренции
разрабатывалось при сильных монополиях
и лишь формирующихся рыночных отношениях.
Поэтому для нашей страны важно не только
ограничивать монополизм и злоупотребления
доминирующим положением, добиваться
соблюдения правил конкуренции, наказывать
за их нарушения, но и создавать конкурентную
среду, проявляя политическую волю.
2.3.2
Методы антимонопольной
Пожалуй, самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.
Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.
Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.
Так же закон запрещает устанавливать монопольно высокие цены (цена, устанавливаемая доминирующим на рынке данного товара производителем, чтобы компенсировать необоснованные затраты, вызванные недостаточно полным использованием производственных мощностей, и (или) получить дополнительную прибыль за счет снижения качества товара) или монопольно низкие цены (цена, сознательно установленная доминирующим на рынке данного товара продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи, для того чтобы вытеснить конкурентов с рынка). Кроме того запрещается изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.
Этот запрет на установление
монопольных цен действует
Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.
Так же российское антимонопольное законодательство стремиться к запрету заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, а к таким относятся:
Наряду с запретами на
Информация о работе Монополии и антимонопольное регулирование