Модели смешанной экономики и их сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Смешанная экономика – это современная рыночная экономика, существующая в реальности в разнообразных формах и характеризующаяся сочетанием рыночных элементов и участием государства в регулировании экономики. Смешанная экономика характеризуется таким хозяйственным механизмом, в котором сосуществуют, взаимодействуют и влияют друг на друга конкурентно- рыночные регуляторы и государственное централизованное регулирование экономики

Содержание

1. Модели смешанной экономики
1.1. Шведская модел
1.2. Американская модель
1.3. Германская модель
1.4. Японская модель
1.5. Южнокорейская или азиатская модель
1.6. Китайская модель
Сравнительный анализ моделей смешанной экономи

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по экономической теории КГТУ.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

     Другая важная сторона экономической модели Южной Кореи  - значительное внимание к развитию науки и техники, государственная поддержка НИОКР, подготовка квалифицированных кадров. В плане внутренней экономической политики четко обозначены тенденции сочетания государственного планирования с развитием рыночного хозяйства, интенсивного развития агропромышленного комплекса с целью обеспечения населения продовольствием. Экономический успех Южной Кореи связан и с такими приоритетными направлениями ее экономической политики, как:

• приостановление  инфляции и сдерживание ее роста  в процессе индустриализации;

• нормальное обеспечение  населения продовольствием посредством необходимого импорта и развития национального сельского хозяйства;                                                          • обеспечение социально-политической стабильности благодаря справедливому распределению доходов населения;                                                                                              • трансформация страны от застойного, азиатского способа производства в рыночный.

     Характерной  особенностью 90-х гг. стали существенные  изменения в социальной сфере. Уровень средней заработной платы за 1990–1999 гг. возрос более чем вдвое. Экономический динамизм поддерживался на фоне достаточно низкой инфляции. Опережающими темпами развивалось ряд отраслей машиностроения и приборостроения, химической и радиотехнической промышленности. Если в целом индекс промышленного производства за 1990-1999 гг. составил 163 (1990 г. - 100), то для автомобилестроения - 240, судостроения - 175, металлургической промышленности - 1681.

      Перспективные направления экономического развития Южной Кореи связаны с дальнейшим развитием наукоемких, высокотехнологичных производств, расширенной приватизацией государственных предприятий и сокращением государственного вмеша-тельства в экономику, усилением рыночных механизмов. Научно-технический потенциал страны находится под особым патронажем правительства. В 1999-2003 гг. Сеул планирует инвестировать около 110 млрд. долл. в индустрию знаний и технологий, развивая наукоемкие промышленные центры. 
 

    1. Китайская модель.
 

   Со дня образования КНР ее положение в мировом хозяйстве кардинально изменилось. КНР превратилась из отсталой в промышленно-аграрную страну, поставившую цель достичь в первой половине XXI в. высокого уровня развития и стать одной из ведущих держав мира.

    В последние десятилетия в стране осуществлялся перевод хозяйства от централизованно планируемой экономики к рыночным методам регулирования. По социально-экономической характеристике хозяйства КНР скорее относится к группе стран с переходной экономикой, чем к развивающимся странам.

  Основное отличие Китая от других стран состоит в том, что он является страной, которая не отреклась от социалистической доктрины и возглавляется коммунистической партией. После Второй мировой войны в Китае было проведено несколько экономических реформ, значительно отличающихся друг от друга по своим задачам и методам. Первыми были преобразования, направленные на строительство социалистической экономики. Они начались в 1949 г., когда правительство КНР национализировало собственность китайской и иностранной буржуазии.

    С 1956 по 1958 г. в Китае проводилась политика «большого скачка», суть которой заключалась в попытке резко поднять уровень обобществления средств производства и собственности. В это время по всей стране были созданы народные коммуны.                                      

     С 1960 г. начался отход от политики «большого скачка». Однако вскоре, в 1966 г., в стране началась «культурная революция», продолжавшаяся до 1976 г. и вновь затормозившая экономический рост.

    К концу 70-х гг. сложились основные черты экономической системы Китая. Ее характерная особенность – сверхцентрализация. Государство полностью изымало все доходы предприятий и покрывало все их расходы. Отрицалась роль рынка и товарная (рыночная) экономика. Обычным стал товарный дефицит.

  В 1978 г. на партийно-государственном уровне был принят курс на рыночные реформы.

    Первый этап реформы продолжался до 1984 г., в это время упор делался на сельские районы. Важным элементом новой политики был переход на семейный подряд, в результате основной хозяйственной единицей в деревне стал крестьянский двор.

    Второй этап хозяйственных реформ начался в 1984 г. с реформирования городской экономики и промышленности. Смысл реформ сводился к тому, чтобы усилить хозяйственную самостоятельность предприятий: при условии выполнения плана предприятию разрешалось вести производство с учетом потребностей рынка. Разрешалась деятельность небольших частных и коллективных предприятий, кустарных мастерских, допускалось частное предпринимательство в сфере торговли и обслуживания, привлекался иностранный капитал. Начался курс на трансформацию директивно-плановой экономики в рыночно смешанную, социально ориентированную. В результате страна вышла на динамично высокий уровень экономического роста.

     Экономическое развитие КНР в 80-90-е годы характеризовалось высокими темпами роста. Объём ВВП увеличился более чем в 5,5 раза, производство на душу населения – более чем в 4,4 раза (в 90-е годы – более чем в два раза). Среднегодовой темп прироста превышал 9%, что было выше показателей предыдущих трёх десятилетий.

   Таким образом, к концу XX в. Китай сделал грандиозные успехи в проведении структурных преобразований и улучшении социально-экономических параметров вывода страны из нищеты до конкурентоспособного уровня, в первую очередь в Восточно-Азиатском регионе.

  К началу XXI в. КНР стала мировым лидером  по производству целого ряда  важнейших товаров: 1-е место по  выплавке стали, добыче угля, производству  цемента, химических удобрений,  телевизоров,  сборам  зерновых (валовой  сбор  зерна  достигнет  в 2005 г. 475 млн. тонн в год), хлопка, масличных культур, табака, мяса, яиц, овощей, фруктов: 2-е - по производству электроэнергии, соли, химических волокон, хлопчатобумажных тканей, мяса, чайного листа. Заметно возросли и объемы продукции на душу населения: 334 кг зерновых, 42,7 кг мяса, 13,6 кг молока, 36,5 кг аквапродукции, что в 2003 г. превысило среднемировой уровень. 

  В  значительной  степени  прирост  китайского  ВВП  обеспечивается экспортом. Доля Китая в мировой торговле непрерывно растет: если в 2001 г. Китай 6-й в мире по объему экспорта и 6-й - по размерам импорта, то в 2004 г. внешнеторговый оборот достиг 1155 млрд.  долл.,  увеличившись  на 35,7 % по  сравнению с 2003 г. и Китай по этому показателю вышел на третье место в мире.  В  целом  Китай  первенствует  в  мире  по  объему  производства свыше 100 видов продукции. В Китае выпускается 50 % продавае-мых  в  мире  фотоаппаратов, 25 % стиральных  машин, 20 % холодильников. С 1978 г. среднегодовой прирост внешней торговли составляет 15 %. Уже много лет подряд Китай является первым в мире  экспортером  текстиля,  одежды,  обуви,  часов,  велосипедов, швейных машин. В последние годы он вышел в первые ряды в мире по экспорту мобильных телефонов, лазерных проигрывателей, дисплеев,  кондиционеров,  оптических  элементов,  электроинструментов,  бытовой электротехники,  на  второе  место – по экспорту телевизоров и мотоциклов. Предполагается, что в ближайшие годы Китай станет важным игроком на мировом автомобильном рынке.

    Под  «социалистической  рыночной  экономикой»  в  Китае   понимается  модель рыночной  экономики  с  ведущей   ролью  государственного сектора.  Это означает, что в процессе  перехода к рыночной  экономике,  основной  составной  частью  экономики  остаются государственные,  коллективные  и  кооперативные  предприятия. При  этом  задачей «социалистической  рыночной  экономики»  ставится  эффективное  соединение  общественной  собственности  с рыночной  экономикой. Главные  черты включают в себя: рыночное распределение ресурсов под макроэкономическим  руководством  государства,  многоукладность экономики при главенстве общественной собственности, расширение  открытости  китайской экономики и усиленное привлечение иностранных инвестиций, макроконтроль опирающийся на косвенные рычаги, система социального обеспечения, реформа государственных предприятий и их превращение в полноценных рыночных агентов, и дифференцированность доходов.

     Помимо  того что предприятия с иностранным  капиталом дают более 18% добавленной стоимости китайской промышленности, они же создают около 13% налоговых поступлений в бюджет КНР, охватывая работой при этом более 10% городского населения. Китай сегодня имеет достаточно высокую степень интегрированности в систему мирохозяйственных связей. По оценкам специалистов, емкость китайского рынка составляет 300 млрд. долл. Китай занимает девятое место как ведущий экспортер товаров и 11-е место как импортер товаров.

 Зарубежные  инвестиции и технологии оказывают  существенное влияние на качественный рост экономики КНР. Импорт капитала и технологий позволяет развивать такие прогрессивные сектора экономики, как производство программного обеспечения, новых материалов, телекоммуникационная индустрия, биотехнология, здравоохранение, образование. 
 
 
 
 

  1. Сравнительный анализ моделей смешанной экономики.
 

    Признаками  японской  модели  является,  во-первых,  высокий  уровень  государственного  регулирования,  во-вторых,  японцы  придают  первостепенное  значение  стимулированию  труда.  За  счет  определенного  отставания  уровня  жизни  населения  от  роста  производительности   труда  достигается  снижение  производственных  издержек и резкое  повышение  конкурентоспособности  продукции  на  мировом  рынке. Для  японской  экономики  характерно  сохранение  национальных  традиций  при  заимствовании  у  других  стран  всего  того,  что  нужно  для  развития  страны. Такая  модель  возможно  только  при  исключительно  высоком  развитии  национального  самосознания,  готовности  людей  идти  на  определенные  материальные  жертвы  ради  процветания  страны. В стране сильно развита система планирования, она носит рекомендательный характер, но развита очень сильно.

     В  южнокорейской модели, как и в японской, государство создает условия для развития основ рыночной экономики - свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции. В современном рыночном хозяйстве государство стало фактически основным “мозговым центром”, который регулирует формирование рыночной среды и обеспечивает динамизм и устойчивый экономический рост.

     В отличие  от  японской, шведской и германской,  американская  модель  смешанной  экономики  имеет  меньший  уровень  государственного  регулирования:  по  праву  считая  себя  страной  свободного  предпринимательства,  американцы  больше  полагаются  на  развитие  инициативы и предприимчивости  самих бизнесменов,  предоставляя  им  максимум гарантии  экономической свободы.  Это  модель  основана  на  высоком  уровне эффективности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Успешное функционирование американской модели обусловлено постоянным притоком трудовых ресурсов из-за рубежа. Эта модель основана на частной собственности.

     Своеобразием отличается шведская модель. Ее специфика – в наибольшей социальной направленности. В отличие от японской и американской моделей, где препятствий имущественному расслоению не ставится, шведская модель отличается сильной социальной политикой, т.к. государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности путем перераспределения доходов в пользу малообеспеченных слоев населения. Конечно, обеспечение высокого уровня жизни  в стране возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Главное достоинство шведской модели состоит в том, что она сочетает относительно высокие темпы экономического роста с высоким уровнем полной занятости и благосостояния населения. На шведскую модель, как и на японскую значительное влияние оказывают исторические предпосылки, культура и традиции, к которым следует относить и предпринимательство, зародившееся в стране давно.

       Германская модель — это модель  социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаёт надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику. Германская модель сочетает рынок с высокой степенью государственного интервенционизма.

        Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке. Государство здесь также активно участвует в перестройке экономики. Но вследствие относительно  неразвитых рыночных отношений южнокорейское правительство целенаправленно содействовало созданию рыночной экономики в лице крупных корпораций, переросших потом в  финансово-промышленные конгломераты. Кроме того, государственные органы оказывали всестороннюю поддержку мелкому и среднему предпринимательству. Еще одной характерной чертой южнокорейской модели стало четкое и сбалансированное разделение функций между центром и провинциями, что тоже способствовало формированию рыночных отношений. Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорейское государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, так называемых «чеболь» (это крупное финансово-промышленное объединение), переросших затем в финансово-промышленные группы. В южнокорейской модели, как и в китайской, экспорт товаров и привлечение иностранного капитала играет большую роль для страны.

Информация о работе Модели смешанной экономики и их сравнительный анализ