Модели смешанной экономики и их сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Смешанная экономика – это современная рыночная экономика, существующая в реальности в разнообразных формах и характеризующаяся сочетанием рыночных элементов и участием государства в регулировании экономики. Смешанная экономика характеризуется таким хозяйственным механизмом, в котором сосуществуют, взаимодействуют и влияют друг на друга конкурентно- рыночные регуляторы и государственное централизованное регулирование экономики

Содержание

1. Модели смешанной экономики
1.1. Шведская модел
1.2. Американская модель
1.3. Германская модель
1.4. Японская модель
1.5. Южнокорейская или азиатская модель
1.6. Китайская модель
Сравнительный анализ моделей смешанной экономи

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по экономической теории КГТУ.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

- антициклическое  регулирование; 

- стимулирование  технологических и организационных инноваций;

- проведение  структурной политики;

- защита  и поощрение конкуренции. 

 Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

Другой  особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский  капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.

На сегодняшний  день Германия испытывает из-за своей  модели социально-рыночной экономики  серьезные сложности. У Германии в конце 1990-х годов были довольно низкие темпы роста ВВП, которые  были почти в три раза ниже, чем  у США в этот же период. Зарегистрирован самый высокий с 1933 г. уровень безработицы, который в свой пик (в марте 1997 г.) составил 11,3% экономически активного населения. Вплоть до лета 1999 г. продолжал снижаться курс немецкой марки, достигнув уровня 1,92 марки за доллар США в конце июля. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Достаточно велик уровень пособий по безработице, что способствует иждивенчеству части немцев. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг невиданных размеров.

     Невысокие темпы роста валового продукта вызваны структурной перестройкой хозяйства восточных земель, сдвигами в условиях производства, как в национальном хозяйстве, так и в мировой экономике. Причина этого явления кроется в недостаточной адаптации германских компаний к изменениям спроса на внутреннем и внешнем рынках.

Относительно  низкой была динамика капиталовложений в оборудование. Германские фирмы  ассигнуют на НИОКР большую долю своих средств, чем их конкуренты в ЕС. Они владеют большим числом патентов, чем остальные страны ЕС и лишь незначительно уступают по этому показателю японским и американским компаниям. Большинство германских фирм ориентировалось, скорее, на внедрение современных технологий, чем на освоение новых видов продукции.

Для стимулирования экономического роста и увеличения капиталовложений были проведены изменения  в налогообложении; снижены прямые налоги на компании, повышена граница  личного подоходного налога. Произошло  сокращение предпринимательской функции государства. Приватизация в восточных районах осуществляется на льготных условиях.

     Одним из направлений экономической  политики было сдерживание роста  государственного долга. В связи  с дефицитностью бюджета государственный долг вырос с 44% ВВП в 1990 г. До 61% в конце истёкшего столетия, несколько превысив контрольный уровень ЕС. Это вызвало повышение выплат процентов, которые достигли 4% ВВП. Уменьшение роста государственного долга достигалось сдерживанием социальных расходов, а также повышением доходов, в частности за счёт приватизации ряда государственных компаний.

Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных  инвестиций приводит к тому, что  Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала. В Германии, несмотря на утроение объема иностранных инвестиций в экономику страны до величины 58 млрд. долл. в 2002 г., на долю иностранных инвесторов приходится 7,5%.

Доля  государственных расходов в экономике  Германии крайне высока (около 50%), а рост государственных расходов порождает проблему с дефицитом бюджета и государственным долгом. Усложняет проблему социально-рыночного хозяйства Германии консолидация восточных и западных земель.

Для экономики  Германии характерна «сверхиндустриализация», то есть достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению со многими развитыми странами мира. Только Япония является в большей степени индустриальной, чем Германия. Это не случайно, так как специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной продукции. Несомненно, что Германия в конце 2002-го года достигла определенного пика развития национальной модели экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации. Скорее всего, Германии потребуется либерализация экономики и консервативные реформы по американскому образцу. Из-за слабости структурных преобразований в экономике Германия с каждым разом все менее справляется со своей ролью локомотива развития Европы и ЕС.  
 
 

    1. Японская  модель.
 

    Темпы экономического роста послевоенной Японии, достигнув пика в 50-х годах (среднегодовой прирост ВВП составлял 14,9%), обнаружили затем долговременный понижающийся тренд: в 60-х — 11,3%. За этим трендом стоит смена этапов экономического развития страны. Среди них — этап реформ первых послевоенных лет (1946—1952 гг.), этап высоких темпов роста (1955—1973 гг.), этап адаптации к росту цен на сырье и топливо и к интернационализации экономики (1974—1989 гг.) и этап структурного кризиса 90-х годов.

     В годы «экономического чуда» Япония преодолела техническое отставание от наиболее развитых стран и освоила технологии массовой переработки сырьевых и топливных ресурсов и массового стандартизированного выпуска готовых изделий.

      В 50-х годах были реконструированы предприятия черной металлургии, угольные шахты и электростанции и воссоздан разрушенный во время войны торговый флот.

     В 60-х годах на базе конверсии военных предприятий и нового промышленного строительства «с нуля» были созданы производство электробытовых приборов, автомобильная промышленность, нефтехимия, производство синтетических волокон и смол, электроника. В это же время были закрыты почти все угольные шахты, не выдержавшие конкуренции дешевой импортной нефти, которая стала топливной базой

энергетического хозяйства.

Главным направлением в перестройке отраслевой структуры явилось создание на новой  технической базе практически универсального набора отраслей обрабатывающей промышленности. Этому способствовало сочетание следующих факторов: наличие дешевой, хорошо обученной рабочей силы; отсутствие собственного сырья и топлива, до­

ступность новых зарубежных технологий, а также  существование достаточных внутренних источников накопления и механизмов финансирования капиталовложений.

     Доступ иностранным инвесторам на внутренний рынок был ограничен при валютном контроле над всеми внешними связями. Запас прочности денежной системы позволял Банку Японии поощрять кредитную экспансию банков путем рефинансирования. При этом ставки по ссудам удерживались на уровне, не достигавшем равновесного. Капиталовложения предприятий финансировались главным образом банками.

     Период высоких темпов сформировал в Японии современный средний класс. На макроэкономическом уровне главной составной частью совокупного спроса оказались личные потребительские расходы населения, обеспечившие около 60% прироста валового продукта. На экономический рост затрачивалось около 30% ВВП, в том числе 18—20%

приходилось на инвестиции в оборудование и производственное строительство. Пока Япония не построила на основе технического обновления конкурентоспособные экспортные отрасли, главным ограничителем роста было состояние внешних расчетов.

Роль  других компонентов исполняли налоговые  льготы приоритетным отраслям, а также  ограниченность доступа новых конкурентов на рынки и регламентированность специализации предприятий в ряде отраслей (нефтепереработка, нефтехимия, банковская деятельность и страхование). Специфически японский метод помощи приоритетным отраслям, не применявшийся ни в одной другой стране, состоял в предоставлении отраслевым союзам предпринимателей права на создание подконтрольных правительству картелей во время циклических спадов.

     К концу 60-х годов в Японии сложился промышленный потенциал для конкурентоспособного экспорта. По мере того, как продукция обновленной промышленности выходила на международные рынки, внутренний рынок открывался навстречу конкуренции со стороны иностранных товаров. Еще в середине десятилетия исчезли периодические дефициты торгового баланса, а к началу 70-х годов прекратился

валютно-лицензионный контроль над импортом, пришел конец  ограничениям притока иностранного капитала. Затем исчезли и ограничения  экспорта японского капитала за границу.

     В 70-х годах два мировых нефтяных кризиса вызвали в Японии, промышленность которой работает на привозном сырье и топливе, острые вспышки инфляции и резкое замедление темпов роста. В 1973—1974 гг. импортные цены выросли в 2,1 раза, в 1979—1980 гг. — на 86%. К тому же в 70-х годах исчерпались резервы экстенсивного роста на

базе  привлечения новых ресурсов рабочей  силы и обновления товарной номенклатуры промышленной продукции.

   Японская промышленность стала все больше ориентироваться на наукоемкие отрасли. Ее лидерами стали электронное машиностроение и производство современных средств связи. Для форсирования их развития была проведена серия государственных программ финансовой и организационной поддержки научно-исследовательских работ, выполнявшихся крупнейшими фирмами в области высоких технологий.

     Что касается «структурно депрессивных» отраслей, то в 1978—88 гг. были осуществлены две пятилетние программы, благодаря которым удалось частично свернуть те из них, где положение предприятий представлялось особенно тяжелым (выплавка алюминия и мартеновской стали, производство химических удобрений и волокон на нефтяной основе, судостроение, текстильная и швейная промышленность).

     Внутреннее производство продукции, потерявшей конкурентоспособность, стало замещаться импортом. Японская экономика шаг за шагом интегрируется в мировое хо­

зяйство.

Только  в 1995 г., впервые за весь послевоенный период, начались банкротства банков, которые в Японии всегда казались «непотопляемыми». Кризис японской финансовой системы оказывает угнетающее влияние на развитие реального сектора экономики.

В 90-х годах Япония сохранила положительное  сальдо по торговым платежам и доходам  от зарубежных вложений, и оно не компенсируется оттоком капитала. Финансовый кризис в странах Юго-Восточной  Азии сказался на японской экономике, скорее, не прямо (на этот регион приходится всего около 11% внешнеторгового оборота Японии), а косвенно, в форме ухудшения условий деятельности филиалов японских компаний (именно в этот регион перемещены трудоемкие производственные операции многих японских предприятий). Кризисная полоса затянулась более чем на 10 лет и повлекла серию самых серьезных последствий. Первое — массовые банкротства компаний, с обесценивающимся имуществом, под которое раньше можно было получать кредиты, и накапливающимися долгами. Сокращение кредитования напрямик привело к промышленным спадам в 1992—1993 гг. и в 1998 г. Второе — «дефляционная спираль», т.е. снижение цен на фоне сокращающихся масштабов производства. Механизм действия «дефляционной спирали» выглядит так: домашние хозяйства и компании откладывают решения о сколько-нибудь крупных расходах «на потом», когда все станет дешевле. В результате сбережения растут, а потребительские расходы и инвестиции уменьшаются.

Безработица велика только по японским меркам (4,7%), существенного падения номи­

нальных доходов не произошло. Но падение  цен на недвижимость нанесло ущерб  и кошелькам потребителей. Цены на квартиры, купленные вначале 90-х, упали так, что их продажа не покрывает задолженность по закладным. Низкий уровень процентных ставок урезал денежные доходы пенсионеров (из-за падения доходности траст-банков, управляющих пенсионными фондами). Третье — нарастание государственного долга. Правительство теряет налоговые сборы и накачивает деньги частных вкладчиков и финан­

совых учреждений в экономику. Единственный путь к восстановлению экономического роста лежит через структурные реформы.

Сегодня Япония единственная из развитых стран  проводит широкомасштабные экономические  реформы.

     Начиная с 1994 г. правительство принимало годовые программы дерегулирования, а в 1998 г. была принята трехлетняя программа, пересмотренная и дополненная 31 марта 2000 г. В ней было намечено дерегулирование трудовых отношений (условий найма рабочих и служащих), сделок с недвижимостью, банковского дела, страхования, операций с ценными бумагами.

Информация о работе Модели смешанной экономики и их сравнительный анализ