Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 20:13, курсовая работа
Смешанная экономика – это современная рыночная экономика, существующая в реальности в разнообразных формах и характеризующаяся сочетанием рыночных элементов и участием государства в регулировании экономики. Смешанная экономика характеризуется таким хозяйственным механизмом, в котором сосуществуют, взаимодействуют и влияют друг на друга конкурентно- рыночные регуляторы и государственное централизованное регулирование экономики
1. Модели смешанной экономики
1.1. Шведская модел
1.2. Американская модель
1.3. Германская модель
1.4. Японская модель
1.5. Южнокорейская или азиатская модель
1.6. Китайская модель
Сравнительный анализ моделей смешанной экономи
В Японии, где долгосрочное планирование было сначала ориентировано на экспортный потенциал, добились успехов в обеспечении экономического роста. Однако вследствие ухудшения общемировой экономической конъюнктуры появились трудности, связанные с платежным балансом и инфляцией. Проблема была решена двумя способами. Во-первых, японские компании добились успехов за счет концентрации и интернационализации производства. Во-вторых, были созданы условия для доступа иностранного капитала в страну. Сначала было разрешено его участие в пропорции 50/50, а затем число предприятий для иностранного капитала было расширено. В результате в Японии, как и в других странах неоэтатистской ориентации, интерес к долгосрочному планированию и государственному регулированию упал.
Японская модель смешанной экономики представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сочетаются с активной государственной политикой и особым социальным значением корпоративного начала. Экономике Японии 90-х годов ХХ в. были присущи проблемы, связанные с потерей индекса конкурентоспособности; с организацией новой волны экспортной экспансии в Азии; с последствиями азиатского финансового кризиса; с темпами экономического роста. Свою первую позицию в индексе конкурентоспособности Япония потеряла еще в 1991 г. В последующие годы положение ухудшилось: в 1995 г. - пятая позиция, в 1997 г.- десятая, в 1998 г. - восемнадцатая позиция. Причем в 1998 г. Япония пропустила вперед не только индустриальные страны, но и Тайвань, Австралию и Новую Зеландию. Такая ситуация была обусловлена политикой дешевого доллара, проводимая США, желающими расширить «свою собственную экспортную экспансию».
Американские корпорации значительно усилили свое присутствие на внутреннем рынке Японии, увеличив объемы своего экспорта с 27 до 65 млрд. долл.. В результате этого началась волна массовых банкротств японских предприятий: с 1991 г. по 1996 г. закрылось почти 110 тыс. фирм. Попытки правительства повысить спрос на отечественном рынке потерпели неудачу, хотя общая сумма экстренных мер составила весьма значительную сумму - 800 млрд. долл. (1992-1997 годы). Новая акция правительства в 1998 г., направленная на развитие потребительского рынка (было выделено 123 млрд. долл.) желаемых результатов не дала. Одновременно с этим волна банкротств породила проблему безработицы. Ее уровень ежегодно (в период 1992-1998 годы) составлял 10%.Такой доли безработных в стране не наблюдалось за все послевоенные годы.
Начавшаяся новая волна экспортной экспансии в Азии привела к тому, что уже в 1991 г. Объем экспорта японских товаров и услуг в Юго-Восточную Азию составил 96 млрд. долл., т.е. превзошел экспорт в США. Японские компании «Сони», «Мацусита» и «Саньо» увеличили долю своих продаж в Юго-Восточной Азии с 5-6% до 20%. Особое значение приобрели прямые инвестиции в экономику данного региона. В результате этого японские компании в Таиланде, Малайзии и Индонезии обеспечили работой до 7% всего трудоспособного населения этих стран. Возросло и число филиалов, создаваемых японскими банками в Юго-Восточной Азии. Осуществляя экспортную экспансию, японское правительство, однако, во-первых, не учло, что азиатские страны полностью повторили японскую модель вместе с ее недостатками; во-вторых, недооценило важность финансовых проблем в самой Японии; в-третьих, преувеличило свои возможности контроля над экономикой азиатских стран. Финансовые проблемы в Японии возникли еще в начале 90-х годов ХХ в. Однако азиатский финансовый кризис оказался для нее наиболее разрушительным. Оценки проблемных долгов в стране весьма различны. В течение 1998 г. японское правительство пыталось реформировать финансовые институты и систему государственного управления. Однако качественных изменений в стране не произошло. Япония по-прежнему проявляет приверженность однажды выбранной индустриальной модели.
С одной стороны, сохраняя приверженность к индустриальной модели, Япония в состоянии конкурировать со странами Юго-Восточной Азии, как более развитая страна; с другой стороны, с постиндустриальными странами она не обеспечивает положительного баланса в торговле технологиями и средствами их производства.
Для решения самых насущных проблем Японии потребуется не менее десяти лет. За этот период времени Китай обеспечит себе доминирующее положение в регионе. Он располагает для этого всеми необходимыми условиями, во-первых, огромными людскими ресурсами; во-вторых, значительным инвестиционным потенциалом за счет «внутреннего недопотребления». К тому же страны Западной Европы будут меньше заинтересованы в поставках из Японии, поскольку они используют свои новые возможности для производства высококачественных и дешевых товаров в восточной части континента.
По требованию Федерации отраслевых союзов предпринимателей «Кэйданрэн» в 2000 г. в Программу были включены пенсионная реформа и реформа государственного медицинского страхования. В 1999—2001 гг. акционерные компании переходят на новые правила бухгалтерского учета и отчетности. Начата реформа бюджетной системы и новый тур приватизации государственных и смешанных предприятий.
В 2000 г. прирост ВВП составил 2,4%, промышленного производства — 5,9%.
Началось дерегулирование рынка труда. Численность работающих по временным контрактам начала расти после того, как были сняты ограничения на профессии по временному найму. До последнего времени японские компании устанавливали низкий возрастной лимит (40 лет) для приема на работу, но в конце 2000 г., по примеру США, возрастной лимит был вообще отменен.
К концу 2000 финансового года (к апрелю 2001 г.) совокупный внутренний долг центрального правительства и местных администраций достиг 130% ВВП. Это наихудшая в развитом мире фискальная ситуация. Абсолютная цифра накопленного долга составила
689 трлн. иен (5,6 трлн. долл.). Отрицательные эффекты долгового кризиса, испытываемого правительством, будут серьезны. Только на обслуживание государственного долга в 2000 финансовом году было затрачено 25,8% расходной части бюджета. Кроме того, держатели облигаций японского правительства, видя, что национальный долг растет, уходя в бесконечность, могут начать предъявлять эти бумаги к продаже.
На внутреннем рынке оптовые цены практически
неизменны. Их годовой прирост на 0,1% объясняется
только подорожанием импортной нефти.
Розничные цены снизилась на 0,7%. Это считается
тревожным явлением, напоминающим об опасности
«дефляционной спирали». Цены на товары
длительного пользования снизились больше
всего — на 20% по сравнению с уровнем 1995
г. Растущий импорт из Китая и других стран
с низкими издержками тоже оказывает давление
на цены. Но важнейшей причиной снижения
цен является вялость потребительского
спроса.
Послевоенная Корея 1953-1961 гг. представляла собой аграрную страну с закрытой экономикой. Промышленная база была полностью разрушена войной. Быстрый рост населения, ускоренная урбанизация, безработица осложняли ситуацию переходного периода. В условиях дефицита основных потребительских товаров правительство ориентировало производителей на выпуск товаров повседневного спроса, замещающих соответствующий импорт. Однако политика импортозамещения вскоре натолкнулась на ограниченность инвестиций и недостаточную емкость внутреннего рынка.
Правительство провело земельную реформу, направленную на увеличение числа землевладельцев за счет перераспределения земельных ресурсов. Число фермеров-арендаторов земли снизилось с 42,1% в 1947 г. до 5,2% в 1964 г. Таким образом, удалось нарастить объемы производства основных сельскохозяйственных продуктов, существенно ослабив остроту проблемы насыщения внутреннего рынка продовольствием.
Вторым шагом к восстановлению южнокорейской экономики явилась реформа, направленная на максимальное использование людских ресурсов. Корея обеспечила 265%-ый рост охвата населения средним образованием по сравнению с предыдущими годами. Уровень неграмотности сократился с 78% до 28%. Наличие относительно дешевой и квалифицированной рабочей силы стало основным конкурентным преимуществом.
В целом за рассматриваемый период экономика страны, пройдя путь ошибок и проб в поиске эффективной стратегии развития, подошла к началу 60-х гг. с относительно невысокими темпами роста ВНП - 3,7% , а ВНП на душу населения - 1,7%.
Именно государство создает условия для развития основ рыночной экономики - свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции. В современном рыночном хозяйстве государство стало фактически основным “мозговым центром”, который регулирует формирование рыночной среды и обеспечивает динамизм и устойчивый экономический рост. Ведущая роль государства в экономике Южной Кореи была отражена в ее конституции: “Государство регулирует и координирует экономическую жизнь”, что фактически закрепило государственное вмешательство во все без исключения сферы народного хозяйства.
Госпланирование в Республике Корея началось с так называемого плана Натана, разработанного в 1954 г. с привлечением экспертов ООН.
Пришедшее к власти новое правительство в 1962 г. страны начало разработки серии пятилетних планов экономического развития. Для реализации этой политики было учреждено Министерство экономического планирования (МЭП).
Основой разработанной стратегии экономического развития стали ориентация промышленности на внешние рынки, стимулирование и государственная поддержка экспорта. Практические меры включали в себя: выделение прямых экспортных субсидий, налоговые и таможенные льготы производителям экспортной продукции, обеспечение упрощенного порядка прохождения таможенных процедур и др.
Интенсивное наращивание промышленного производства требовало значительного объема инвестиций, приток которых в условиях ограниченности собственных инвестиционных ресурсов мог быть обеспечен за счет привлечения в страну иностранного капитала. Для этого был принят закон “О поощрении иностранных инвестиций”, в котором иностранным инвесторам гарантировалась защита капитала и страхование от некоммерческих рисков. В результате суммарный приток иностранного капитала возрос в 8 раз по сравнению с предыдущим десятилетием.
Итак, после выполненного ряда реформ результаты превзошли ожидания. ВНП в реальном исчислении увеличился более чем вдвое при среднегодовом темпе роста в 9,5% (13,8% по душевому ВНП). Объем внешнеторгового оборота составил в 1971 г. 3,4 млрд. долл. (по сравнению с 447 млн. долл. в 1962 г.), в том числе экспорт - 1,1 млрд. долл.
1972-1979
гг. наблюдается перестройка отраслевой
структуры промышленности и экспорта
в соответствии с изменившимися условиями
развития мирового хозяйства. В это время
Корея начала терять конкурентные преимущества
в экспорте трудоемких товаров (фанера,
обувь, текстиль), которые обеспечивались
использованием дешевой рабочей силы
невысокой квалификации. В следствии был
сделан упор на дальнейшее усиление политики
импортозамещения и создание собственных
мощностей тяжелой и химической промышленности.
Правительство последовательно
осуществляло курс на ускоренное развитие
металлургических, химических и нефтехимических
производств. Созданные в те годы такие
мощные комплексы, как Югонг (нефтеперерабатывающий
завод), ПОСКО (металлургический комбинат)
и др., составляют сегодня основу индустриального
сектора национальной экономики.
Осуществление крупномасштабных
индустриальных проектов в условиях нефтяного
кризиса 1973-1974 гг., нанесшего сильнейший
удар по платежным балансам, для Кореи
было облегчено за счет осуществления
программы экспорта строительных услуг
в страны Ближнего Востока. В апреле 1979
г. была объявлена программа стабилизации,
целью которой было устранение структурных
диспропорций при сохранении устойчивых
темпов роста.
Южная Корея отличается наиболее высокими темпами экономического роста. По основным макроэкономическим показателям она, прежде всего, претендует на место в группе ведущих индустриальных стран. Корейский прогноз экономического развития определяет доход на душу населения: 13 364 долл. — в 1997 г., 16 372 — к 2000 г. при 100 долл. в середине 50 гг., а рост экспорта — 12–13%. Главные ориентиры экономической модели Южной Кореи - удовлетворение потребностей внешнего рынка. Для этого здесь сначала индустриализации были приняты конкретные меры:
• создание специальных организаций по стимулированию экспорта;
• создание льготного режима вплоть до освобождения от налогов фирм, производящих продукцию на экспорт, и выдача им кредитов на льготных условиях;
• стимулирование
привлечения иностранных
Одной
из главных черт южнокорейской
модели является огромная роль
государства в экономическом
развитии, которая способствовала
привлечению внутренних и
Информация о работе Модели смешанной экономики и их сравнительный анализ