Модели корпоративного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Правильно построенная система корпоративного управления не только позволяет избежать потери активов компании. Она также рассматривается в качестве гаранта финансовой прозрачности, подотчетности компании и ответственности инвесторов. Это позволяет сохранить в глазах общественности понимание важности рыночных институтов в долгосрочной перспективе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….....3
I.Мировой опыт корпоративного управления как основа национальной модели………......5
1.1 Понятие корпоративного управления: цели, задачи, функции…………………...5
1.2 Значение корпоративного управления как государства в целом ………………...8
II. Модели корпоративного управления………………………………………………………10
2.1 Японская модель……………………………………………………………………10
2.2 Англо-американская………………………………………………………………..15
2.3 Немецкая модель……………………………………………………………………18
III. Особенности национальной модели корпоративного управления……………………...21
3.1 Российская модель корпоративного управления ………………………………...21
3.2 Сравнительный анализ моделей корпоративного управления…………………..23
3.3 Проблемы и пути решения корпоративного управления в российской экономике………………………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………………………..29
Библиографический список…………………………………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

План на тему.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

-  Отсутствие  законодательной базы, а также  устаревание действующей. На сегодняшний  день, вопрос управления объектами государственной собственности регулируется более чем 200 нормативно-правовыми актами, которые часто противоречат друг другу.

     -  Отсутствует необходимый учет  объектов государственной собственности,  который используется в сфере хозяйственной деятельности, и достаточная информация про эти объекты. За годы независимости государство не выработало определенной системы учета государственного имущества. Данный учет велся различными органами, однако конкретной системы его ведения не существует. Результатом чего произошло, по словам  Главы Фонда госимущества,  исчезновение с поля зрения 20 тысяч предприятий.

     Участие государства в функционировании государственных предприятий и  предприятий со смешанной формой собственности (корпоративные права государства) представляет собой разные формы деятельности. В первом случае она направлена на выполнение заданий государства как регулятора процессов общественного воспроизводства, гаранта социальной защиты граждан страны, в другом, – на получение прибыли на свою долю.

      - Отсутствие комплексного подхода к управлению государственной собственностью отразилось на определении этой границы, до которой необходимо осуществлять демонтаж государственной собственности, и осмысленность полной приватизации предприятий, которые имеют стратегическое назначение для экономики и безопасности государства.

     Ориентация  на существенное сокращение государственного сектора экономики предполагала  повышение эффективности работы приватизированных предприятий. Вместе с тем, нельзя не учитывать фактов неэффективного хозяйствования на уже приватизированных предприятиях, а также сокращение производства, уровня занятости и активов в результате превращения средних и больших государственных предприятий в частные. Причина состоит не только в неудачах общего экономического плана, но и в отсутствии весов управления, т.к. государство от них уже избавилось.

     -       Отсутствие в большинстве случаев реальных показателей влияния государства на деятельность объектов, в которых она владеет определенной долей;

     -      Низкий профессиональный уровень  управления корпоративными правами  со стороны уполномоченных органов  государства и их представителей;

     -        Недостаточная ответственность  за качество управления;

              Пути решения основных проблем корпоративного управления

     Исходя  из вышеперечисленных проблем, с  которыми настоящий момент столкнулось  наше государство в сфере корпоративного управления, представляется возможным  сформировать последовательность основополагающих факторов, улучшение состояния которых положительно отразится на изменении ситуации корпоративного управления России в целом.

     Необходимым условием повышения эффективности  управления государственными корпоративными правами являются:

     - Повышение требований государства до отдачи собственности, которая ему принадлежит;

     - Усовершенствование старой законодательной базы, или разработка новой, с устранением существующих на сегодняшний день противоречий в вопросах законодательной аргументации принципов управления государственной собственностью;

     - Разработка системы показателей влияния государства на деятельность объектов, в которых оно владеет определенной долей;

     - Повышение квалификации управленческого состава в целом;

     - Обеспечение надлежащего уровня финансирования корпораций со стороны государства;

     - Сделать основные положения Кодекса  корпоративного управления обязательными  для исполнения всеми компаниями, зарегистрированными на фондовой  бирже. 

      - Обязать крупные государственные  компании подавать пример.

     - Поощрять прозрачность, а не наказывать за нее.

     - Гарантировать защиту прав собственности. 

     - Перейти от регулирования, основанного  на <форме>, к регулированию, основанному  на <содержании>.

     - Перейти от практики руководства,  ориентированной на соблюдение  норм законодательства, к практике, основанной на подотчетности руководства перед акционерами.

     - Обеспечить прозрачность своей  деятельности в глазах общественности, раскрыв собственные доли участия  в капиталах компаний.

     - Обеспечить последовательное исполнение  законов.

     Очевидно, следует обеспечить большую прозрачность и раскрытие информации, в частности в аспектах структуры капитала и вознаграждения директорам. Требуется больше независимых директоров. Важно сделать достижение высокого уровня корпоративного управления одним из национальных приоритетов, а не отдавать его на произвол рыночной стихии. Необходимо, чтобы правительство, выражая ожидания всех публичных компаний, взяло на себя лидерство в этом процессе, подкрепленное четкими указаниями тем компаниям, в которых государство имеет долю участия. Государство должно задавать тон и создавать атмосферу стимулирования хорошего корпоративного управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    
 
 

                                                        Заключение  

     Подводя итог проделанного исследования можно сказать, что единой модели построения корпоративного управления не существует, однако обязательным началом для всех его форм и видов является обеспечение интересов акционеров.

     Надлежащий  режим корпоративного управления способствует эффективному использованию корпорацией своего капитала, подотчетности органов ее управления как самой компании, так и ее акционерам. Все это помогает добиться того, чтобы корпорации действовали на благо всего общества, способствует поддержке доверия инвесторов (как иностранных, так и отечественных), привлечению долгосрочных капиталов.

     В России преобладает характерная  совмещением функций владения и  управления «инсайдерская» модель корпоративного контроля связанная с высокими затратами  на удержание собственности.

     В самом общем виде общепризнанные международные принципы корпоративного управления сводятся к следующему:

  • структура корпоративного управления должна обеспечивать защиту прав акционеров, выступать основным методом предварительного урегулирования и разрешения возникающих конфликтов интересов;
  • режим корпоративного управления должен обеспечивать равное отношение ко всем группам акционеров, включая мелких и иностранных акционеров, обеспечивающее каждому из них одинаково эффективную защиту в случае нарушения их прав;
  • корпоративное управление должно обеспечивать соблюдение установленных законодательством прав заинтересованных лиц и поощрять сотрудничество всех субъектов корпоративного управления в развития корпорации;
  • корпоративное управление должно обеспечивать информационную открытость кампании, своевременное и полное раскрытие информации по всем существенным вопросам финансово-хозяйственной деятельности корпорации;
  • структура корпоративного управления должна обеспечивать эффективное выполнение управленцами своих функций, а также подотчетность органов управления самой компании и акционерам.

     Таким образом, основной целью процесса совершенствования  корпоративного управления должно стать  внедрение в отечественную практику корпоративных отношений цивилизованных принципов построения отношений между всеми субъектами корпоративного управления как сферы постоянных конфликтов интересов. Очевидно, что для достижения этого результата одного только совершенствования законодательства недостаточно. В мировой практике для регулирования подобных отношений принято вырабатывать специальные своды правил корпоративного управления – кодексы корпоративного управления, определяющие основные принципы, которых должны придерживаться корпорации при построении своих систем корпоративного управления, при принятии решений внутри компании, во взаимоотношениях с акционерами и инвесторами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и 2. Офиц. текст на 1 
    янв, 2007 г. - М.: Закон, 2007. - 360 с.
  2. Губина Е.П.  Управление и корпоративный контроль в акционерном обществе: практич. пособие– М.: Юрист,М, 2003.
  3. Жуков, Е.Ф. Рынок ценных бумаг: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004. - 352с.
  4. Кодекс корпоративного права/ Журнал для акционеров. - 2005. - № 12
  5. Корпоративное управление в России. //Вестник - 2007.
  6. Кукура С.П. Теория корпоративного управления. – М.:Феникс, 2006.
  7. Марек Хессель. Совет директоров корпорации: контроль через представительство. –Корпоративное управление. Москва. Джон Уайли энд Санз. 2003.
  8. Мащенко В.Е. Системное корпоративное управление. – М.:ЮНИТИ, 2006.
  9. Приходина Ю.А., От качества Корпоративного управления - к инвестиционной привлекательности компаний // Право и экономика. - 2006. - №5.
  10. Радыгин А.Д. Особенности формирования национальной модели корпоративного управления. – М.:Инфра, М, 2005.
  11. Смоленко И.Н. Управление компанией/ Управление компанией. – 2004. - №1
  12. Цуглевич В.Н. Корпоративный менеджмент в условиях нестабильного рынка. – М.:Инфра, М, 2003.
  13. Шихвердиев А.П., Гусятников Н.В., Беликов И.В. Корпоративное управление. М.: Акционер,М, 2007. – 741с.
  14. http://www.gaap.ru/biblio/management/curp/009.asp

Информация о работе Модели корпоративного управления