Модели корпоративного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Правильно построенная система корпоративного управления не только позволяет избежать потери активов компании. Она также рассматривается в качестве гаранта финансовой прозрачности, подотчетности компании и ответственности инвесторов. Это позволяет сохранить в глазах общественности понимание важности рыночных институтов в долгосрочной перспективе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….....3
I.Мировой опыт корпоративного управления как основа национальной модели………......5
1.1 Понятие корпоративного управления: цели, задачи, функции…………………...5
1.2 Значение корпоративного управления как государства в целом ………………...8
II. Модели корпоративного управления………………………………………………………10
2.1 Японская модель……………………………………………………………………10
2.2 Англо-американская………………………………………………………………..15
2.3 Немецкая модель……………………………………………………………………18
III. Особенности национальной модели корпоративного управления……………………...21
3.1 Российская модель корпоративного управления ………………………………...21
3.2 Сравнительный анализ моделей корпоративного управления…………………..23
3.3 Проблемы и пути решения корпоративного управления в российской экономике………………………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………………………..29
Библиографический список…………………………………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

План на тему.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

                                         Содержание  

Введение…………………………………………………………………………………….....3                                                                                                                                       

I.Мировой опыт корпоративного управления как основа национальной модели………......5                                                                                                           

     1.1 Понятие корпоративного управления: цели, задачи, функции…………………...5

     1.2 Значение корпоративного управления как государства в целом ………………...8                          

II. Модели корпоративного управления………………………………………………………10                                                                                   

     2.1 Японская модель……………………………………………………………………10                                                                                                       

     2.2 Англо-американская………………………………………………………………..15                                                                                                 

     2.3 Немецкая модель……………………………………………………………………18                                                                                                       

III. Особенности национальной модели корпоративного управления……………………...21

     3.1 Российская модель корпоративного управления ………………………………...21

     3.2 Сравнительный анализ моделей корпоративного управления…………………..23                                               

            3.3 Проблемы и пути решения корпоративного управления в российской экономике………………………………………………………………………………………26   

Заключение……………………………………………………………………………………..29                                                                                                                                  

Библиографический список…………………………………………………………………...31                                                                                                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     

                                                         Введение 

        В течение последнего десятилетия как за рубежом, так и в России наблюдается беспрецедентный рост интереса общественности к проблеме корпоративного управления.

      Причина подобной ситуации состоит в том, что проблемы корпоративного управления тесно связаны с некоторыми наиболее характерными для настоящего времени явлениями в мировой экономике. К ним относятся: возрастание в экономике роли частного сектора; усиление тенденции к интернационализации и глобализации мирового хозяйства; новые условия конкуренции для компаний.

      Частная компания во всех странах мира становится все более важным орудием создания общественного богатства. Более  чем десятилетний период либерализации  рынка капиталов, совершенствование  политики в области конкуренции  и реализация программ приватизации сыграли главную роль в развитии и укреплении частного сектора в процессе экономического роста. Частным компаниям все в большей степени доверяется решение проблем создания рабочих мест, генерирования налоговых поступлений, насыщения рынка товарами и услугами, эффективного управления накоплениями, формирования пенсионного обеспечения.

      Правильно построенная система корпоративного управления не только позволяет избежать потери активов компании. Она также  рассматривается в качестве гаранта  финансовой прозрачности, подотчетности компании и ответственности инвесторов. Это позволяет сохранить в глазах общественности понимание важности рыночных институтов в долгосрочной перспективе.

      Актуальность  проблемы корпоративного управления в  России стала отчетливо заметна со второй половины 90-х годов, в период активного формирования крупных финансово-промышленных групп. Внешними факторами послужили, среди прочих, возросший интерес к корпоративному управлению в ведущих индустриальных странах, мировой финансовый кризис 1997-1998 гг., обнаруживший слабость корпоративного управления в ряде стран Юго-Восточной Азии, проблемы финансирования корпораций развивающихся стран, а также подписание в 1999 г. Принципов корпоративного управления ОЭСР, которое стало важным этапом в деле обобщения опыта стран с различными системами корпоративного управления.

     Целью работы является анализ моделей корпоративного управления, их роли и места в экономическом развитии, а также проблемы и пути решения корпоративного управления в России.

     Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих принципиальных задач: значения корпоративного управления, определение основных характеристик и особенностей моделей корпоративного управления.

     Объектом  исследования являются системы корпоративного управления.

     Предметом исследования являются сущностные  характеристики и особенности национальных моделей корпоративного управления.

     Задачи  исследования являются изучение теоретических основ корпоративного управления, изучение моделей корпоративного управления, таких как: Японская, Англо-американская и Немецкая, также выяснить проблемы и пути решения  корпоративного управления в российской экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.Мировой опыт корпоративного управления как основа национальной             модели.

1.1 Понятие  корпоративного управления: цели, задачи, функции

     Любая организация является экономически интегрирующей подсистемой –  целостным объектом, объединяющим множество  социально-экономических процессов  и связей, и достигающим прибыльности через многие факторы деятельности.

     Приведенной совокупности свойств максимально  отвечает корпоративная форма хозяйствования. В основу корпоративной деятельности положен принцип создания временных  и договорных организационных структур. Их объединяют интересы, капиталы и взаимодействие владельцев и работников в совместной хозяйственной деятельности.

     В современных условиях совершенствование  корпоративного управления стало одним  из решающих факторов социально-экономического развития. Надлежащий режим корпоративного управления способствует  эффективному использованию корпорацией своего капитала, подотчетности органов ее управления, как самой компании, так и ее акционерам. Все это помогает добиться того, чтобы корпорации действовали на благо всего общества, способствует поддержке доверия инвесторов (как иностранных, так и отечественных), привлечению долгосрочных капиталов.

     Корпорация  как социальная организация и  правовая форма бизнеса включает замкнутые группы людей с максимальной централизацией и авторитарностью  руководства.

     Следует обратить внимание, что большинство корпораций возникло в процессе приватизации имущества. Переход к частной собственности во многих теоретических концепциях реформирования экономики играл роль некоторого магического средства, способного обеспечить ускоренное развитие рыночных отношений и переход к эффективному хозяйствованию. Акцентируя роль частной собственности как необходимого исходного условия функционирования рыночных механизмов, многие теоретики «шоковой терапии», по – видимому, не уделили достаточно внимания и обратному влиянию – воздействию складывающихся рыночных отношений и рыночных институтов на формирование условий, необходимых для эффективного функционирования современной частной собственности1.

     Так, многие проекты и модели разгосударствления имущества исходили из элементарных, подчас явно упрощенных предположений современной микроэкономической теории. Предполагалось, в частности, что если даже будут допущены некоторые неоптимальные действия в начальном распределении имущества, ранее принадлежащего государству, то участники рыночного процесса смогут, в соответствии с принципом («теоремой») Коуза, в конечном счете, заключить между собой такие соглашения, которые внесут  в процесс приватизации необходимые коррективы. В подобных рассуждениях упускались из вида по крайней мере два момента, исходно предполагаемые в теоретических схемах Коуза: наличие достаточно высокоразвитой рыночной и контрактной инфраструктуры и, что представляется особенно существенным,  присутствие судебно-правовых и хозяйственных механизмов, обеспечивающих четкую реализацию контрактных прав и прав собственности.

     Корпорация  – это современное системное  образование, объединяющее людей и  капиталы. Круг участников, предоставивших капиталы для коммерческой деятельности, по интересам, и объемы капиталовложений строго определены в любой момент времени. В число участников корпорации входят держатели капиталов и интересов, владельцы контрольных пакетов акций, крупные акционеры – юридические лица, частные владельцы и мелкие акционеры.2

     Корпорация  как правовая форма бизнеса отделена от конкретных владельцев. Призванный властями этот вид «юридического  лица» обладает правом покупать ресурсы, владеть активами, производить и  реализовывать продукцию, занимать и предоставлять в кредит капиталы и быть истцом и ответчиком в суде.

     Корпорация, подобно единоличным владельцам и партнерам,  осуществляет любую  хозяйственную, производственную и  иную коммерческую деятельность, но в  отличие от названных субъектов  бизнеса несет ограниченную ответственность за результаты соей деятельности.

     Современная корпорация – это материнская компания с сетью дочерних компаний и филиалов с различным юридическим статусом и уровнем самостоятельности.

     Современная корпорация являет собой объединения, АО и организации в промышленности, коммерции, научно-технических разработках, сбыте, маркетинге и других областях. Целью объединения является формирование согласованной политики по специализации и интеграции производства, определению объемов выпуска продукции, разделу сегментов рынка, распределению и объемам инвестиций, кооперации в НИОКР и освоении наукоемких и высокотехнологичных изделий.

     Отличительными  признаками корпораций являются их крупные  размеры, межотраслевой и транснациональный  характер деятельности.

     Корпорации  развитых стран организуют массовое производство на основе высоких технологий, новейшего оборудования, научной организации труда.

     Известны  две глобальные формы роста масштабов  производства и накопления капиталов:

     - концентрация через накопление  и расширенное воспроизводство;

     - слияние и поглощение компаний.

     Оба этих направления формируют правовую основу современного корпоративного строительства. [5, 10]

     Таким образом, следует обратить внимание, что корпорации  позволяют успешно  решать две основные проблемы рыночной экономики, к которым относятся:

      - привлечение капиталов для реализации  крупных проектов.  В развитых  странах корпорации самостоятельно  накапливают средства, привлекая  сбережения населения. Участие  в корпорации позволяет четко  выделить долю собственности  для продажи и акционеры компании ограниченно отвечают по обязательствам корпорации.

     - диверсификация, перераспределение  риска, связанного с любыми  инвестициями. Всякий инвестор предпочитает  разделить капитал на части  и вложить их в максимальное  число компаний, что позволяет снизить риски. Этому содействуют компании, акции которых циркулируют на финансовых рынках.

Информация о работе Модели корпоративного управления