Мировой финансовый кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: на основе изучения работ учёных - экономистов по исследуемой теме оценить состояние конкурентной среды в экономике России и за рубежом.
Объект исследования: экономика России и зарубежных стран.
Предмет: конкуренция и монополизм.
Задачи:
Раскрыть сущность конкуренции, рассмотреть ее функции и выявить причины возникновения конкуренции.
Охарактеризовать влияние монополизма на экономику страны.
Рассмотреть недостатки государственного антимонопольного регулирования и предлагаемые нововведения.
Проследить за процессом становления и развития антимонопольного государственного регулирования за рубежом и в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
1 РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИЗМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………………………………….......5
1.1 Сущность конкуренции и монополизма………………………………..…....5
1.2 Преимущества и недостатки различных рыночных структур........................9
1.3 Необходимость государственного антимонопольного регулирования…....16
2 КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЗМ: ЗАРУБЕЖНАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА…………………………………………… ………………………...21
2.1 Процесс становления и развития антимонопольного государственного регулирования за рубежом и в России…………………………………………...21
2.2 Влияние российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие…………………………………......................................28
2.3 Определение необходимого уровня государственного антимонопольного регулирования…………………………………………………………………..…29
Заключение…………………………………………………………………….......32
Библиографический список ………………………………………….………......34
Приложение………………………………………………..……………………....36

Работа содержит 1 файл

Курсовая эконом теория.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

     Цель  антимонопольного  законодательства – предотвратить ограничивающие конкуренцию  действия. Право на конкуренцию и реализацию конкурентных принципов в России основывается на конституционных принципах свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств и свободы экономической деятельности (п.1 ст. 8 Конституции РФ) и на конституционном праве граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской или иной, не запрещенной законом экономической  деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ).

     Страна  до сих пор не имеет серьезной  стратегии развития на средне- и  долгосрочную перспективу, что затрудняет процесс формирования конкурентной среды, а, следовательно, и повышение  уровня благосостояния общества. Более  того, в последние годы наблюдается возврат к монополизации российской экономики. Одним из методов антимонопольного регулирования является дробление одного крупного предприятия на несколько самостоятельных предприятий меньшего размера. Но этот метод не применим к отечественным монополиям, которые создавались, как единая сеть. Прежде всего, это относится к естественным монополиям. Хотя вопрос регулирования естественных монополии волнует  многих экономистов из разных стран мира.

     Россия  должна не столько опираться на зарубежный опыт, сколько искать свои способы выхода из сложившийся ситуации, поскольку причины, породившие монополии не те же самые, а отличаются они между собой коренным образом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список 

     1. Авдашева С. Модернизация антимонопольной политики в России / С. Авдашева, А. Шаститко // Вопросы экономики. – 2005. –  №5.

     2. Архипова А. И. Экономика. / А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова. – М. : «Проспект», 2002. – 250 с.

     3. Балацкий Е. Недостатки антимонопольного  регулирования / Е. Балацкий // Экономист. – 2003. – №5.

     4. Борисов Е. Ф. Экономическая  теория : Учебник / Е. Ф. Борисов. – М. : «Юристъ», 2006. – 568 с.

     5. Васильева З. А.  Иерархия понятий  конкурентоспособности субъектов  рынка / З. А. Васильева // Маркетинг в России и за Рубежом. – 2006. – № 2. – С. 83 – 94.

     6. Грязнова А. Г. Микроэкономика. Теория и российская практика : учебник для вузов / А. Г.  Грязнова, А. Ю. Юданова. М. : ИТД «КноРус», 2001. – 544 с.

     7.  Грязнова А. Г. Микроэкономика. Теория и российская практика :

учебное пособие / А. Г. Грязновоа, А. Ю. Юданова. – 5-е  изд. – М. : «КНОРУС». 2005. – 592 с.

     8. Дерябина М. Реформирование естественных  монополий : теория и практика / М.Дерябина // Вопросы экономики. – 2006. – №1. – С. 102 – 121.

     9. Иохин В. Я. Экономическая теория : Учебник / В. Я. Иохин. – М. : «Экономистъ», 2005. – 861 с.

     10. Конституция Российской Федерации  : 2006. – 128 с.

     11. Кудров В. Современная мировая экономика и Россия / В. Кудров // Вопросы экономики. – 2003. –  №3.

     12. Леонтьева Ю. О. Антимонопольная эффективность / Ю. О. Леонтьева // «ЭКО»,  – 2003. –  № 4. – С. 146 – 152.

     13. Менкью Г. Принципы микроэкономики: 2-е изд. / Перевод с анг.- СПб. : Питер, 2005. – 560 с.

     14. Носов С. С. Экономическая теория : Учебник для вузов / С. С. Носов. – М. : Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999. – 520 с.

     15. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики : Учебник для вузов / Р. М. Нуреев. – М. : Издательская группа «НОРМА-ИНФРА», 2002. – 572 с.

     16. Розанова Н. Поддержка конкуренции  и промышленная политика  / Н. Розанова  // Мировая экономика и международные отношения. – 2005. – № 5.

     17. Розанова Н. Эволюция антимонопольной  политики в России : проблемы и перспективы / Н. Розанова // Вопросы экономики. – 2005. – №5. – С. 117 – 131.

     18. Современная экономика. Для студентов вузов. Общедоступный учебный курс / О. Ю. Мамедова [и др.]. – Ростов н / Д. : «Феникс», 1998. – 672 с.

     19. Экономическая теория. Микроэкономика  – 1,2 : Учебник / Г. П. Журавлева [и др.]. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 934 с.

     20. Экономическая теория : Учебник / В. И. Видяпин [и др.]. – перераб. и доп. – М. : ИНФРА – М, 2006. – 672 с.

     21. Экономический словарь / Е. Г. Багудина (и др.); отв. ред. А. И. Архипов. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 340 с.

     22. Юданов  А. Ю. Конкуренция: теория и практика / А. Ю. Юданов. – 2-е изд.,  М. 1998. — 40 с.

     23. Экономическая теория : учебник для  вузов / В. Д. Камаев [и др.]. –  10-е изд., перераб. и доп. –  М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. – 592 с.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  А 
 
 
 
 

       Рисунок - 2 Механизм реакции свободного рынка на расширение спроса покупателей [2;67], 
 

     где повышение спроса (сдвиг кривой D0 в положение D1)  вызывает рост цены с P0 до P1.   Возросшая цена — это сигнал для производителя о выгодности увеличения объемов выпуска. Расширение производства (сдвиг кривой S0 в положение S1)  ведет к снижению равновесной цены и увеличению равновесного объема Q1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  Б 

     Таблица 1.1 Основные черты сходства и отличия  различных рыночных  конкурентных структур [20;354]. 

Основные  характеристики рынка Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Чистая монополия
Число фирм отраслей Очень велико (стремиться к бесконечности) Велико Одна
Самостоятельность политики Фирмы действуют самостоятельно, так как предсказать реакцию конкурентов невозможно Фирма действует  самостоятельно, так как ей не с  кем считаться
Барьеры для  вступления в отрасль новых производителей Отсутствуют Слабые Непреодолимые
Эластичность  спроса на продукцию отрасли Небольшая Средняя Наименьшая
Получение фирмой экономической прибыли В долгосрочном периоде экономической прибыли  нет Фирма может постоянно  получать экономическую прибыль
Соотношение цены и предельных издержек Цена равна предельным издержкам            ( Р = МС ) Цена превышает  предельные издержки ( Р > МС )

Информация о работе Мировой финансовый кризис