Мировой финансовый кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: на основе изучения работ учёных - экономистов по исследуемой теме оценить состояние конкурентной среды в экономике России и за рубежом.
Объект исследования: экономика России и зарубежных стран.
Предмет: конкуренция и монополизм.
Задачи:
Раскрыть сущность конкуренции, рассмотреть ее функции и выявить причины возникновения конкуренции.
Охарактеризовать влияние монополизма на экономику страны.
Рассмотреть недостатки государственного антимонопольного регулирования и предлагаемые нововведения.
Проследить за процессом становления и развития антимонопольного государственного регулирования за рубежом и в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
1 РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИЗМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………………………………….......5
1.1 Сущность конкуренции и монополизма………………………………..…....5
1.2 Преимущества и недостатки различных рыночных структур........................9
1.3 Необходимость государственного антимонопольного регулирования…....16
2 КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЗМ: ЗАРУБЕЖНАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА…………………………………………… ………………………...21
2.1 Процесс становления и развития антимонопольного государственного регулирования за рубежом и в России…………………………………………...21
2.2 Влияние российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие…………………………………......................................28
2.3 Определение необходимого уровня государственного антимонопольного регулирования…………………………………………………………………..…29
Заключение…………………………………………………………………….......32
Библиографический список ………………………………………….………......34
Приложение………………………………………………..……………………....36

Работа содержит 1 файл

Курсовая эконом теория.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

      В первой половине 1996 г. в отраслях - естественных монополиях (электроэнергетика, газовая промышленность, нефтепроводный транспорт, железнодорожный транспорт, отрасли связи) рост цен несколько замедлился по сравнению с предшествующими годами реформы. Кроме того, под давлением МВФ постановлением правительства от 21 марта 1996  года были ликвидированы внебюджетные фонды в отраслях ТЭК и от 1 апреля - стабилизационный фонд  РАО «Газпром», тем самым «Газпром» был лишен основных налоговых льгот.

     После  выборов был предпринят ряд мер  по жесткому ограничению роста цен  естественных монополий. Так Указом Президента от 17 октября 1996 г. цены на электроэнергию, отпускаемую с оптового рынка,  были снижены на 10 %; Постановлением Правительства от 3 апреля 1997 г. из состава себестоимости производства энергии были исключены целевые инвестиционные фонды.

     На  сегодняшний день наиболее остро  стоят проблемы кадрового обеспечения, разработки конкретных методов регулирования, улучшения информационной базы, позволяющей  принимать обоснованные решения.

     Во  всех промышленно развитых странах  в настоящее время осуществляется правовое регулирование (как правило, в рамках торгового права) процесса концентрации капитала и конкуренции в целях смягчения экономических и социальных последствий монополистической практики.

     Разработка  и принятие антимонопольного законодательства одно из самых важных средств такого государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма. При этом под олигополией понимается такая организация отрасли, при которой ограниченное число крупных производителей выпускают значительную или преобладающую часть отраслевой продукции и благодаря этому они способны либо осуществлять самостоятельную монопольную политику, либо вступать в монопольный сговор относительно единой рыночной политики. Важнейшая черта олигополистического рынка взаимодействие конкурентных и монопольных сил.

     Возвращаясь к генезису антимонопольного законодательства, необходимо отметить, что исторически сложилось два типа антимонопольных законов. Первый из них предусматривает формальное запрещение монополии, второй строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений. Речь идет об антитрестовском законодательстве США и европейской системе антимонопольного законодательства, которая предусматривает контроль за монополистическими объединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим господствующим положением на рынке. В странах европейской системы антимонопольного законодательства предусмотрена регистрация определенных видов соглашений о создании монополий или существенном ограничении конкуренции. При противоречии указанных соглашений публичным интересам они признаются государственным органом, регистрирующим подобные соглашения, вышестоящим государственным органом или судами недействительными.

     Американская  система антимонопольного законодательства принята в Аргентине и ряде других стран. Европейская система  помимо стран Западной Европы действует в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Промежуточное положение между этими двумя системами занимает законодательство ФРГ, что объясняется тем фактом, что антимонопольное законодательство этой страны наряду с общей нормой о запрете монополий предусматривает большое количество исключений из этого принципа.

     Первый  антитрестовский закон был принят в штате Алабама в 1883 году. Затем, на протяжении 1889-1890 годов, аналогичное  законодательство было принято в  других штатах США. Принятие антитрестовского законодательства многими штатами способствовало разработке соответствующих законов на федеральном уровне. Так, в 1890 г. появляется так называемый Закон Шермана, положивший начало антимонопольному законодательству США. Главной особенностью этого законодательства является формальный запрет монополий, что придает ему, в отличие от законодательства других стран, наиболее жесткий характер. В 1914 г. в развитие общих положений Закона Шермана были приняты Закон Клейтона и Закон о федеральной торговой комиссии. Эти три нормативных акта с последующими изменениями и дополнениями составили костяк антимонопольного законодательства США.

     Основная  особенность антитрестовского законодательства США заключается в принципе запрета  монополий как таковых, то есть признания  их незаконными изначально, в то время как  западноевропейское антимонопольное законодательство строилось на принципе регулирования монополистической практики путем устранения ее отрицательных последствий. Но вскоре судебная практика в США нашла инструмент, посредством которого жесткое правило запрета всякой монополии нашло смягчение. Таким инструментом стало так называемое “правило разумности”, одобренное Верховным судом США в 1911 г. Верховный суд постановил, что Закон Шермана основывается на доктринах общего права об ограничении торговли и что его следует толковать в пользу запрета только тех ограничений, которые можно классифицировать как “неразумные” согласно принципам общего права.

     Однако  сам режим антитрестовского регулирования  время от времени претерпевает определенные изменения (смягчение или ужесточение), связанные с различными факторами, в частности со сменой экономической политики после прихода к власти определенной администрации, ослаблением или усилением государственного вмешательства в дела частного сектора. Преобладающей в настоящее время является оценка монополизма и его антипода конкуренции, исходя из принципа эффективности экономики. Иными словами, отрицательные последствия монополизма в плане ограничения конкуренции могут перекрываться экономической эффективностью монополизации тех или иных рынков.

     Ярким примером страны с европейской системой патентного законодательства является Великобритания. В целом оно либеральнее  американского антитрестовского законодательства, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей.

     Становление современного антимонопольного законодательства в Великобритании связано с принятием  в 70-х годах нашего столетия ряда нормативных актов в области ограничительных торговой практики и добросовестной торговли: Закона о добросовестной торговле 1973 г., Закона об ограничительной торговой практике 1975 г., законов о суде по ограничительной практике 1976 и 1977 г.г., Закона о перепродажных ценах 1976 г. Результатом попытки совершенствования  правового регулирования процессов монополизации в стране стали разработка и принятие Закона о конкуренции 1980 г. Однако в целом надежды, возлагаемые на этот Закон, не оправдались, поскольку процедура контроля за антиконкурентной практикой не стала более оперативной и не возросло количество рассматриваемых дел.

     Опыт  законодательства промышленно развитых стран свидетельствует о различных  источниках правового регулирования  пресечения недобросовестной  конкуренции и монополистической деятельности: отдельно принятые антимонопольные законы и законы о пресечении недобросовестной конкуренции (Австрия, Испания, Канада, ФРГ, Швейцария); антимонопольные законы и общие нормы гражданского права в области пресечения недобросовестной конкуренции (Италия, Франция); антимонопольные или антитрестовские законы и судебные прецеденты в области пресечения недобросовестной конкуренции (Великобритания, США).  
 
 

    2.2     Влияние российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие 
     

     Министерство  Российской Федерации по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства  проводит государственную антимонопольную  политику и осуществляет управление в области предупреждения, ограничения  и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции на товарных рынках, обеспечивает контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей  и о рекламе, о регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте.

     Парламентские слушания «Экономическая политика в  области государственного антимонопольного регулирования: практический опыт и  задачи совершенствования законодательства»  показали, что в России существует комплекс проблем в области государственного антимонопольного регулирования, его влияния на экономическое развитие и обеспечения добросовестной конкуренции, который не решен до настоящего времени. Недостатки антимонопольного регулирования, политики обеспечения добросовестной конкуренции наиболее остро проявляются в сфере ценообразования. До сих пор не выработано действенных механизмов пресечения нелегальных сговоров участников рынка в целях завышения цены, отсутствуют ясные и научно – обоснованные методики регулирования цен в естественных монополиях и высокомонополизированных отраслях экономики (топливно-энергетический и химико-металлургический комплексы). Вследствие этого нарастает инфляция издержек и ценовые диспропорции, подрывающие финансовое положение предприятий обрабатывающей промышленности, сферы услуг и сельского хозяйства. Сохраняется неудовлетворительное положение с защитой прав потребителей. Проверки качества товаров народного потребления продолжают фиксировать очень высокую долю непригодных к потреблению товаров, в особенности импортного производства. Процессы концентрации собственности остаются вне поля зрения антимонопольного регулирования. Вследствие этого формируются крупные горизонтальные монополии, контролирующие целые отрасли. В ряде случаев этот контроль устанавливается зарубежными компаниями, которые скупают акции российских предприятий, в том числе оборонной промышленности. Из всего этого следует, что несмотря на предпринимаемые в России меры по антимонопольному регулированию, поддержке конкуренции, защите прав потребителей, стимулированию малого предпринимательства, регулированию деятельности естественных монополи, сохраняется актуальность совершенствования антимонопольного законодательства и повышается эффективность его использования [23;207].       
 
 

    2.3     Определение необходимого уровня государственного антимонопольного регулирования 
     

     Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Его права и возможности достаточно широк, а статус соответствует положению аналогичных органов в других развитых рыночных экономиках. Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон «О естественных монополиях».

     Центр тяжести государственной регулирующей деятельности в России в первые годы реформ был сосредоточен на регулировании монополистических цен. Государство устанавливает цены или их предельные уровни на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, транспортировку нефти, коммунальные услуги и другие продукты естественных монополий. Часть этих цен определяется централизованно для всей страны, но в большинстве случаев решения принимаются региональными комиссиями для своих областей, краев или республик.

     Максимальный  уровень цен в большинстве  случаев тяготеет к покрытию издержек монополиста и обеспечению ему минимальной прибыли. Поскольку монополисту  выгодно занижать объем производства по сравнению с существующим спросом, установление максимальных цен сопровождается определением групп потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, что дает тем известную гарантию от сокращения поставок монополистом.

     Положение резко осложняется  и запутывается в результате широкого распространения  практики неплатежей. В этих условиях монополисты добиваются установления цен с таким расчетом, чтобы  все издержки можно было покрыть за счет реально поступающих средств. Государственные органы обычно считают этот уровень завышенным.

     Помимо  цен на продукцию  естественных монополий  на начальных этапах реформы ограничивались и цены предприятий, занимающих доминирующее положение на отдельных товарных рынках, т.е. регулировались цены искусственных (предпринимательских) монополий. С этой целью для всех производителей, контролирующих более 35 % рынка, устанавливались предельные нормы рентабельности.

     Российские законы требуют осуществления государственной политики недопущения формирования новых монополий. На Министерство по антимонопольной политике возложены задачи контроля за слиянием крупных предприятий и пресечения разнообразных форм сговора.

     Наконец, значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающим конкуренцию практикой местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране  региональные власти часто пытаются  незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной политике. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований, далеко не всегда оказываются в силах  одолеть сопротивление местных властей [6;374]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

     Изучив  предложенную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.

     В России на данном этапе проблема монополизации  перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

     Монополия является полным антиподом совершенной  конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть нарушение свободной конкуренции и утверждение особой власти на рынке. Таким образом, монополия ведет к перераспределению реальных доходов общества, увеличивая экономическую и социальную дифференциацию. Высокий уровень монополизации и его отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики.

Информация о работе Мировой финансовый кризис