Мировой финансовый кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: на основе изучения работ учёных - экономистов по исследуемой теме оценить состояние конкурентной среды в экономике России и за рубежом.
Объект исследования: экономика России и зарубежных стран.
Предмет: конкуренция и монополизм.
Задачи:
Раскрыть сущность конкуренции, рассмотреть ее функции и выявить причины возникновения конкуренции.
Охарактеризовать влияние монополизма на экономику страны.
Рассмотреть недостатки государственного антимонопольного регулирования и предлагаемые нововведения.
Проследить за процессом становления и развития антимонопольного государственного регулирования за рубежом и в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
1 РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИЗМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………………………………….......5
1.1 Сущность конкуренции и монополизма………………………………..…....5
1.2 Преимущества и недостатки различных рыночных структур........................9
1.3 Необходимость государственного антимонопольного регулирования…....16
2 КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЗМ: ЗАРУБЕЖНАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА…………………………………………… ………………………...21
2.1 Процесс становления и развития антимонопольного государственного регулирования за рубежом и в России…………………………………………...21
2.2 Влияние российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие…………………………………......................................28
2.3 Определение необходимого уровня государственного антимонопольного регулирования…………………………………………………………………..…29
Заключение…………………………………………………………………….......32
Библиографический список ………………………………………….………......34
Приложение………………………………………………..……………………....36

Работа содержит 1 файл

Курсовая эконом теория.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

     Стремление  монополиста к максимизации прибыли  путем установления контроля над  ценой и объемом продаж есть нарушение  свободной конкуренции и утверждение  особой власти на рынке. Рыночная власть означает способность продавца (покупателя) влиять на цену товара. 
 
 

    1.2     Преимущества и недостатки различных рыночных структур 

     Основные  характеристики экономической деятельности фирмы формируются под воздействием той конкретной ситуации, которая складывается на рынке. Дело в том, что любой показатель функционирования фирмы  связан с ценообразованием, независимо от того, идет речь о формировании издержек производства или о реализации продукции и оказании услуг, а ценообразование складывается в определенных ситуациях. Прежде всего, оно различно для разных типов рынка: совершенной (чистой) и несовершенной конкуренции, имеющего вид монополии, монополистической конкуренции или олигополии. Причем каждому типу рынка свойственен свой набор характеристик, касающихся набора реализуемых благ, организованности или неорганизованности, соотношения свободных рыночных и государственных начал в регулировании рыночных отношений. В соответствии с этим образуются различные рыночные структуры.

     На  рынок поступают самые различные  блага и в самом различном  количестве. Одни блага имеют уникальные свойства и не подлежат замене другими товарами или услугами. Классическим примером таких благ может служить земля. Для человечества это самое ценное благо, ибо, с одной стороны, наделяет людей готовыми потреблению дарами природы, а с другой  - посредством возделывания  в состоянии производить целый комплекс нужных обществу благ. Часть поступающих  и реализуемых на рынке благ может иметь заменители, поэтому их полезность будет ниже. Без отдельных товаров (предметы роскоши) общество вообще может обойтись. Однако в любом случае определяющее воздействие на характер функционирования рынка  оказывает соотношение спроса и предложения, а также степень организованности и совершенства рыночных отношений.

     Таким образом, можно сказать, что структура  рынка – это совокупность тех  качественных характеристик, с учетом которых фирмы определяют свое поведение  на рынке. При это во внимание принимается  характер продукции (ее уникальность, степень заменяемости,  разнообразие ассортимента), монополизировано или не монополизировано производство и сбыт этой продукции (легкость входа на рынок данного продукта и выход фирмы из него),  количество и размер фирм – производителей этой продукции, наконец, доступность информации, позволяющей по средством расчетов определять минимальный размер риска при вхождении на рынок и в процессе деятельности фирмы на  нем.

     При определении рыночной поведенческой  стратегии обычно допускаются упрощенческие позиции: считается, что фирма производит один вид изделия, хотя в действительности выпускается ряд товаров; что единственной целью фирмы выступает максимизация прибыли от производства данного продукта, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде, хотя в реальной действительности превалирующей может оказаться максимизация доходов с целью добиться экономического роста.

     В экономической теории и практике хозяйствования рыночные структуры  играют различную роль. Весьма сложно, например, понять механизм действия рынка чистой конкуренции. В свою очередь в среде монополистического рынка невозможно понять содержание олигополии, если предварительно не изучена монополистическая конкуренция. С этой целью выделяются понятия идеальных и реальных рыночных структур. Следует отметить, что современные рыночные отношения не имеют, вариантов идеальных рыночных структур и вместе с тем для понимания несовершенной конкуренции в качестве идеальной будет выступать чистая конкуренция, ибо только с ее помощью возможно восприятие тех ограничений, которые вносит на рынок монополия. С помощью же реальных рыночных структур дается обстоятельное описание реально функционирующих рыночных отношений. Сочетание реального и идеального подходов к описанию функционирующих рыночных отношений позволяет  выделить  в них выделить следующие рыночные структуры: чистая (совершенная) конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.

     Чистая (совершенная) конкуренция. Это такое  состояние рынка, когда большое  количество фирм производит аналогичную продукцию, но ни размер самих фирм, ни другие причины не позволяет хотя бы одной из них воздействовать на рыночную цену.

     Чистая (абсолютная) монополия. Рынок считается  абсолютно монопольным, если на нем  функционирует единственный производитель продукта, причем этому продукту нет близких заменителей в других отраслях. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают.

     Монополистическая конкуренция. Данная рыночная структура  имеет сходство с совершенной  конкуренцией, за исключением того, что в отрасли производится подобная, но не идентичная продукция. Дифференциация продукта дает фирме элемент монопольной власти над рынком. Различия в продукте могут и не затрагивать качества товара как такового. Покупатели могут отдавать предпочтение товару из-за более удобного расположения магазина, красивой упаковки и т.п.

     Монопсония. Ситуация на рынке, когда на нем имеется  только один покупатель. Монопольная  власть покупателя ведет к тому, что он является создателем цены.

     Монополия, практикующая дискриминацию. Обычно под  этим понимается практика компаний, состоящая  в назначении разных цен для разных покупателей.

     Двусторонняя  монополия. Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец — монополист.

     Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют  только две фирмы. Частный случай олигополия.

     Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое  число крупных фирм производит основную часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.

     Перечисленные рыночные структуры имеют разную степень распространения на рынке. Принято считать, что «…наиболее распространенными рыночными структурами  являются монополистическая конкуренция и олигополия. Чистая же монополия представляет собой крайне редкое явление, особенно в масштабах всей страны. Что же касается совершенной конкуренции, то она на данный момент является скорее научной абстракцией, чем фактическим состоянием современного рынка» [2;63].

     Совершенная конкуренция — это такая форма  организации рынка, при которой  исключаются какие-либо виды соперничества, как между продавцами, так и  между покупателями. Однако, для  существования совершенной (чистой) конкуренции необходимо соблюдение следующих предпосылок:

  • Большое количество относительно мелких производителей и покупателей, их свободный вход на рынок и такой же выход из него.
  • Абсолютная мобильность материальных, финансовых, трудовых и прочих факторов производства в долгосрочном периоде.
  • Полная информированность всех участников конкуренции о рыночных условиях.
  • Абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие монополии по дифференциации продукта).
  • Ни один участник свободной конкуренции не может оказывать влияния на решения, принимаемые другими участниками.

     Таким образом, в модели совершенной конкуренции  рыночная цена является независимой  переменной, а находящуюся в этих условиях фирму — ценополучателем. Ее выбор сводится лишь к принятию решения о величине спроса.

      На приведенных  ниже рисунках представлены модели конкурентной фирмы и конкурентного рынка, на которых отражены описанные выше характеристики совершенной конкуренции, а также механизм реакции свободного рынка на расширение спроса покупателей.

     

     Рисунок 1 - Конфигурация рынка совершенной конкуренции [2;66],  

     где P — цена

          Q — количества товара

          E — точка равновесия. 
 

     Рисунок 1 иллюстрирует, что при совершенной  конкуренции предложение поддерживается на равновесном уровне (Pe). Иными словами, любой объем выпуска может быть распродан по равновесной рыночной цене. Это исключает инфляцию, безработицу, перепроизводство и другие явления экономического неравновесия. (см. Приложение А)

      Антиподом чистой конкуренции является чистая монополия. Монополия возникает, когда в силу различных причин на рынке товара существует единственный производитель - монополист, способный удовлетворить общий спрос всей массы потребителей данного продукта. Отсюда следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходится без него.

     На  монопольном рынке спрос потребителей, с одной стороны, встречается  с предложением фирмы-монополиста, с другой. Механизм взаимодействия потребителей и единственного производителя на монопольном рынке принципиально отличается от случая совершенной конкуренции.

     Отдельные потребители, не имеющие возможности  оказывать влияния на рыночную цену, вынуждены подстраивать свой запрос под цену, предлагаемую монополистом. Со своей стороны, монополист, способный удовлетворить общий спрос потребителей, так выбирает объем и цену, при которой товар будет полностью куплен потребителями, чтобы максимизировать свою прибыль.

     Вступление  в отрасль в условиях чистой монополии заблокировано существующими барьерами.

       Существует несколько видов барьеров, препятствующих вступлению в  отрасль:

  • экономия, обусловленная ростом масштабов производства: современная технология в некоторых отраслях производства такова, что эффективное малозатратное производство может быть достигнуто, только если производители являются чрезвычайно крупными как в абсолютном выражении, так и относительно рынка. Примерами таких отраслей являются автомобильная, алюминиевая промышленности. Если, к примеру, на всем рынке функционируют 3 крупные фирмы и каждой принадлежит примерно 1/3 этого рынка, то проникнуть новым конкурентам на данный рынок чрезвычайно трудно: мелкие фирмы не в состоянии получить такой экономии на издержках, как ведущая "тройка" и, следовательно, объема прибыли, необходимого для выживания и расширения. Для вхождения в отрасль в виде крупного производителя очень трудно найти такой объем денежного капитала, который будет необходим для того, чтобы приобрести оборудование, сопоставимое с тем, которое накоплено любым из членов "тройки".
  • естественные монополии: обычно этим отраслям государство предоставляет какие-либо привилегии. Но в обмен на это исключительное право оно оставляет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы не допустить злоупотребления монопольной властью, которую оно предоставило. Примерами естественных монополий могут служить так называемые предприятия общественного пользования - электрические и газовые компании, автобусные фирмы, предприятия водоснабжения и связи.
  • государство может также выдавать патенты и лицензии, создавая легальные барьеры для вступления в отрасль. Выдавая патенты государство стремится защитить изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими фирмами, которые не участвовали в расходах времени, усилий и денег, которые пошли на его разработку. Прибыли, обеспеченные одним важным патентом, могут быть  использованы для того, чтобы финансировать научно-исследовательскую работу, требуемую для разработки пригодной для патентования продукции. Монопольная власть, достигнутая  благодаря патентам, вполне может усиливаться.

        Вступление в отрасль могут  быть ограничены государством  путем выдачи лицензий. Однако  барьеры для вступления в отрасль,  которые являются очень значительными в краткосрочном периоде, могут оказаться преодолимыми в долгосрочном периоде. Существующие патентные преимущества могут быть обойдены посредством разработки новой и отличающейся, хотя и способной служить заменителем продукции. Могут быть найдены новые источники стратегического сырья. 

     Основные  черты сходства и отличия различных  рыночных  конкурентных структур [19;354]. (см. Приложение Б) 
 
 
 
 
 

1.3     Необходимость государственного  антимонопольного  регулирования 
 

     История развития монополий является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Существование монополистической структуры приводит к различным отрицательным последствиям для общества, не позволяет использовать все преимущества рыночного механизма. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения деятельности других. Ведь одной из важнейших функции государства является создание условий для нормального функционирования рынка.

     Накопленный опыт и научные обобщения помогли  обществу понять все “плюсы” и  “минусы” монополий, выработать по отношению  к ним определенную политику, которая получила название монопольной. Монопольную политику разрабатывает и реализует государство. Во всех странах с рыночной экономикой существует  антимонопольное законодательство. Оно впервые возникло в Канаде (в 1889 году) и США (в 1890 году).

     Под антимонопольной политикой понимается система государственных мер правового, экономического, финансового, налогового, психологического характера, препятствующая проявлениям антиконкурентного поведения и способствующая эффективному функционированию рыночной экономики. Антимонопольная политика — это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

     Отношение государства, общества к проблемам  монополизма и конкуренции двояко. Эта двойственность исходит из того, что в условиях концентрации производства и обращения объективна тенденция сокращения производства, роста цен, злоупотреблений монопольным положением.

Информация о работе Мировой финансовый кризис