Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:24, курсовая работа
Цель: на основе изучения работ учёных - экономистов по исследуемой теме оценить состояние конкурентной среды в экономике России и за рубежом.
Объект исследования: экономика России и зарубежных стран.
Предмет: конкуренция и монополизм.
Задачи:
Раскрыть сущность конкуренции, рассмотреть ее функции и выявить причины возникновения конкуренции.
Охарактеризовать влияние монополизма на экономику страны.
Рассмотреть недостатки государственного антимонопольного регулирования и предлагаемые нововведения.
Проследить за процессом становления и развития антимонопольного государственного регулирования за рубежом и в России.
Введение…………………………………………………………………………....3
1 РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИЗМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………………………………….......5
1.1 Сущность конкуренции и монополизма………………………………..…....5
1.2 Преимущества и недостатки различных рыночных структур........................9
1.3 Необходимость государственного антимонопольного регулирования…....16
2 КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЗМ: ЗАРУБЕЖНАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА…………………………………………… ………………………...21
2.1 Процесс становления и развития антимонопольного государственного регулирования за рубежом и в России…………………………………………...21
2.2 Влияние российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие…………………………………......................................28
2.3 Определение необходимого уровня государственного антимонопольного регулирования…………………………………………………………………..…29
Заключение…………………………………………………………………….......32
Библиографический список ………………………………………….………......34
Приложение………………………………………………..……………………....36
Факультет ИНПО
Кафедра педагогики
профессионального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории
на тему:
«МИРОВОЙ
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС»
Студента 2 курса очной
формы обучения (сокр.)
специальность: экономика и
управление в АПК
Овчинниковой
Д.В.
Шифр:21 эк.
Научный руководитель:
к.э.н, доцент
Грубов А.П
Оренбург-2010
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1 РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ
И МОНОПОЛИЗМА В РЫНОЧНОЙ
1.1 Сущность конкуренции
и монополизма………………………………..….
1.2 Преимущества и
недостатки различных рыночных структур......................
1.3 Необходимость государственного антимонопольного регулирования…....16
2 КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЗМ: ЗАРУБЕЖНАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА…………………………………………… ………………………...21
2.1 Процесс становления
и развития антимонопольного
государственного
2.2 Влияние российского
антимонопольного
2.3 Определение необходимого
уровня государственного
Заключение……………………………………………………
Библиографический список ………………………………………….………......34
Приложение………………………………………………..
Введение
Проблемы
монополизации хозяйственной
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по разным вопросам.
Основное
внимание уделено исследованию естественных
монополий, которые существуют преимущественно
в отраслях коммунального обслуживания.
В большинстве стран эти
Регулированию монополий уделяется большое внимание в разных странах в рамках антимонопольного законодательства. Первый в России антимонопольный закон был принят в 1991 году, а закон о регулировании естественных монополий принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации.
Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, так как законодательная база в ней ещё очень слабо развита, и для создания и нормального функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий.
Разрабатывали теории конкуренции и монополизма А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Робинсон, Й. Шумпетер и другие экономисты. Сейчас данной проблемой занимаются В. Кудров, Е. Балацкий, М. Ильин, Н. Розанова и многие другие.
Цель: на основе изучения работ учёных - экономистов по исследуемой теме оценить состояние конкурентной среды в экономике России и за рубежом.
Объект исследования: экономика России и зарубежных стран.
Предмет: конкуренция и монополизм.
Задачи:
Раскрыть сущность конкуренции, рассмотреть ее функции и выявить причины возникновения конкуренции.
Охарактеризовать влияние монополизма на экономику страны.
Рассмотреть недостатки государственного антимонопольного регулирования и предлагаемые нововведения.
Проследить
за процессом становления и
1
Роль конкуренции и
монополизма в рыночной
экономике
1.1
Сущность конкуренции
и монополизма
В рыночной экономике в условиях частной собственности, свободы, инициативы и предпринимательства главным элементом хозяйственного механизма является конкуренция. Она обеспечивает координацию действий всех участников общественного производства через спрос, предложение, цены, издержки производства и т. д.
Термин
«конкуренция» вошел в
«Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом» [2;16].
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
Толкование
понятия конкуренции в
Поведенческая
трактовка конкуренции была характерна
и для неоклассической
Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.
Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, «в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае — об одной из разновидностей конкуренции несовершенной» [22;40].
Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается от ее определения в классической теории, не проводившей различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведении - соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия.
Кроме поведенческой и структурной трактовки конкуренции, в экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как «процедуры открытия».
Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й. Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели — организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать «созидающим разрушителем». Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию.
Другой
австрийский экономист и
Монополизм (от греч. mono-polism) тип экономических отношений, при котором отдельные предприниматели могут навязывать собственные интересы своим конкурентам и обществу, игнорируя их действительные потребности и возможности [21;340]. Основным элементом монополизма является монополия
Монополия – (от моно… и
греч. Poleo – продаю), исключительное
право определенной области
Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны с перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства.
История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся рост акционерной собственности, новая роль банков и развитие системы участия, монополистические слияния как способ централизации капитала, эволюция форм капиталистических объединений и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем каждый из них по-своему ускорял развитие монополизации хозяйства.
В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вариантов предопределен величиной прибыли, получаемой от продажи возможного количества товара по данной цене.