Мировой финансовый кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: на основе изучения работ учёных - экономистов по исследуемой теме оценить состояние конкурентной среды в экономике России и за рубежом.
Объект исследования: экономика России и зарубежных стран.
Предмет: конкуренция и монополизм.
Задачи:
Раскрыть сущность конкуренции, рассмотреть ее функции и выявить причины возникновения конкуренции.
Охарактеризовать влияние монополизма на экономику страны.
Рассмотреть недостатки государственного антимонопольного регулирования и предлагаемые нововведения.
Проследить за процессом становления и развития антимонопольного государственного регулирования за рубежом и в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
1 РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИЗМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………………………………….......5
1.1 Сущность конкуренции и монополизма………………………………..…....5
1.2 Преимущества и недостатки различных рыночных структур........................9
1.3 Необходимость государственного антимонопольного регулирования…....16
2 КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЗМ: ЗАРУБЕЖНАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА…………………………………………… ………………………...21
2.1 Процесс становления и развития антимонопольного государственного регулирования за рубежом и в России…………………………………………...21
2.2 Влияние российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие…………………………………......................................28
2.3 Определение необходимого уровня государственного антимонопольного регулирования…………………………………………………………………..…29
Заключение…………………………………………………………………….......32
Библиографический список ………………………………………….………......34
Приложение………………………………………………..……………………....36

Работа содержит 1 файл

Курсовая эконом теория.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГОУ  ВПО ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 
 
 
 

Факультет ИНПО

Кафедра педагогики профессионального образования  
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по экономической  теории

на тему:

«МИРОВОЙ  ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС» 
 

 Студента 2 курса очной 

формы обучения (сокр.)

специальность: экономика и 

управление  в АПК

Овчинниковой  Д.В. 
 

Шифр:21 эк.

Научный руководитель:

к.э.н, доцент Грубов А.П 
 
 
 

      Оренбург-2010 

Оглавление  

Введение…………………………………………………………………………....3

1 РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ  И МОНОПОЛИЗМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………………………………….......5

1.1 Сущность конкуренции  и  монополизма………………………………..…....5

1.2 Преимущества и  недостатки различных рыночных структур........................9

1.3 Необходимость  государственного антимонопольного регулирования…....16

2 КОНКУРЕНЦИЯ И  МОНОПОЛИЗМ: ЗАРУБЕЖНАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ  ПРАКТИКА……………………………………………   ………………………...21

2.1 Процесс становления  и развития антимонопольного  государственного регулирования  за рубежом и в России…………………………………………...21

2.2 Влияние российского  антимонопольного законодательства  на экономическое развитие…………………………………......................................28

2.3 Определение необходимого  уровня государственного антимонопольного  регулирования…………………………………………………………………..…29

Заключение…………………………………………………………………….......32

Библиографический список ………………………………………….………......34

Приложение………………………………………………..……………………....36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Проблемы  монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

     С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без  принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться  на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

     Изучение  монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по разным вопросам.

     Основное  внимание уделено исследованию естественных монополий, которые существуют преимущественно  в отраслях коммунального обслуживания. В большинстве стран эти отрасли  либо являются регулируемыми, либо находятся в государственной собственности и управляются государством с целью помешать им, воспользоваться монопольной властью.

     Регулированию монополий уделяется большое  внимание в разных странах в рамках антимонопольного законодательства. Первый в России антимонопольный закон был принят в 1991 году, а закон о регулировании естественных монополий принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации.

     Тема  регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, так как законодательная база в ней ещё очень слабо развита, и для создания и нормального функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий.

     Разрабатывали теории конкуренции и монополизма А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Робинсон, Й. Шумпетер и другие экономисты. Сейчас данной проблемой занимаются В. Кудров, Е. Балацкий, М. Ильин, Н. Розанова и многие другие.

Цель: на основе изучения работ учёных - экономистов по исследуемой теме оценить состояние конкурентной среды в экономике России и за рубежом. 

Объект исследования: экономика России и зарубежных стран.

Предмет: конкуренция  и монополизм.

Задачи:

     Раскрыть  сущность конкуренции, рассмотреть  ее  функции и выявить  причины  возникновения конкуренции.

     Охарактеризовать влияние монополизма на экономику страны.

     Рассмотреть недостатки государственного антимонопольного регулирования и предлагаемые нововведения.

     Проследить  за процессом становления и развития антимонопольного государственного регулирования за рубежом и в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Роль конкуренции и монополизма в рыночной экономике 

1.1    Сущность конкуренции  и монополизма 
 

     В рыночной экономике в условиях частной  собственности, свободы, инициативы и  предпринимательства главным элементом хозяйственного механизма является конкуренция. Она обеспечивает координацию действий всех участников общественного производства через спрос, предложение, цены, издержки производства и т. д.

     Термин  «конкуренция» вошел в экономическую  теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание».  В экономике конкуренция определяется следующим образом.

     «Конкуренция  — ситуация, когда существует несколько  альтернативных направлений использования  редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом» [2;16].

     Конкуренция - это центр тяжести всей системы  рыночного хозяйства, тип взаимоотношений  между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как  взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

     Толкование  понятия конкуренции в экономической  науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены.

     Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали  конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также  за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.

     Наряду  с поведенческой трактовкой начиная  с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов  были   Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.

     Таким образом, при структурном подходе  акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры  рынка, тех условий, которые господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, «в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае — об одной из разновидностей конкуренции несовершенной» [22;40].

     Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается  от ее определения  в классической теории, не проводившей  различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведении - соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия.

     Кроме поведенческой и структурной  трактовки конкуренции, в экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как «процедуры открытия».

     Функциональный  подход к определению конкуренции  связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й. Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели — организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать «созидающим разрушителем». Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию.

     Другой  австрийский экономист и политический философ — Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая  ее как «процедуру открытия». По его  мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только «процедура» конкуренции «открывает», какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать.

     Монополизм (от греч. mono-polism) тип экономических отношений, при котором отдельные предприниматели могут навязывать собственные интересы своим конкурентам и обществу, игнорируя их действительные потребности и возможности [21;340]. Основным элементом монополизма является монополия

       Монополия – (от моно… и  греч. Poleo – продаю), исключительное  право определенной области государства,  организации, фирмы. Монополии – крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

     Формирование  и рост монополий исторически  неразрывно связаны с перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства.

     История монополий неразрывно связана с  развитием тех процессов, которые  на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся рост акционерной собственности, новая роль банков и развитие системы участия, монополистические слияния как способ централизации капитала, эволюция форм капиталистических объединений и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем каждый из них по-своему ускорял развитие монополизации хозяйства.

     В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вариантов предопределен величиной прибыли, получаемой от продажи возможного количества товара по данной цене.

Информация о работе Мировой финансовый кризис