Миграция и эмиграция трудовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Значительные масштабы и интенсивность миграции населения, рабочей силы относятся, несомненно, к числу характерных явлений современной эпохи, самым существенным образом определяющих состояние занятости, рынка труда, безработицы, развитие систем образования и т. д. Закономерно поэтому, что во многих странах мира миграция населения привлекает возрастающее внимание социологов, экономистов, географов и т. д. С позиции социологии исследуются связи миграции с вертикальной и горизонтальной мобильностью. Экономические дисциплины, прежде всего экономика труда, сосредотачивает внимание на взаимосвязях миграции населения с формированием рынка труда, эффективностью пространственного размещения производства, текучестью кадров.

Содержание

Введение. 3
I. глава. Международная миграция и эмиграция рабочей силы как форма Международных экономических отношений. 6
1. Общая характеристика миграции и эмиграции. 6
2. Классификация форм миграции и эмиграции. 7
3. Центры притяжения рабочей силы. 10
3.1 Традиционные центры притяжения. 11
3.2 Новые нетрадиционные центры притяжения. 12
3.3 Россия на международном рынке труда. Интеллектуальная эмиграция из России. 13
II. Глава. Факторы, определяющие перемещение рабочей силы и его последствия. 20
1. Неэкономические и экономические факторы. 20
2. Последствия миграции рабочей силы. 21
2.1 Последствия для стран иммиграции. 21
2.2 Последствия для стран эмиграции. 22
III. Глава. Государственная миграционная политика. 23
1. Сущность миграционной политики. 23
2. Виды миграционной политики. 24
3. Миграционная политика России. 28
IV. Глава. Международный опыт регулирования
миграционных процессов. 31
Заключение. 35
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

      разработка программ улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охрана и восстановление окружающей среды;

      защита от профессиональных заболеваний и от несчастных случаев;

      разработка мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся:  женщин, молодежи, инвалидов, пожилых людей, трудящихся - мигрантов;

      регламентация вопросов социального страхования и обеспечения;

организация профессионально-технического обучения. Для реализации этой цели в ведении МОТ функционируют Международный институт трудовых проблем в Женеве и Международный центр по технической и профессиональной подготовке повышенного типа в Турине (Италия).

В структуру МОТ входят:

      Международная конференция труда – высший орган МОТ, собирающийся ежегодно и выполняющий законодательные функции;

      Административный Совет – исполнительный орган МОТ, руководит работой различных комитетов и комиссий при МОТ;

      Международное бюро труда – постоянно действующий исполнительный орган МОТ, её исследовательский и информационный центр.

МОТ является уникальной среди всемирных организаций в том отношении, что при разработке её политики представители предпринимателей и трудящихся обладают равным количеством вопросов с представителями правительств. Одной из её наиболее важных функций является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня и условия труда, вознаграждение трудящихся за труд, социальное обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда. Со времени основания МОТ было принято 172 конвенции и 181 рекомендация.

2. Международная организация по миграции (МОМ) образована в 1949 г. как международная организация по делам беженцев (МОБ), позже её полномочия были расширены, и с 1989 г. она была переименована. В МОМ входит 81 государство, из которых 46 – члены, 35 – наблюдатели. В рамках этой организации осуществляется разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков, оказания помощи в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращение «утечки умов», реэмиграции, предоставление экспертных услуг и т. д. Основными функциями МОМ на данный момент, согласно уставу, являются:

      Осуществление упорядоченной и запланированной миграции граждан;

      Перемещение квалифицированной рабочей силы, включая членов семьи, которые могут содействовать развитию принимающих стран;

      Организация передвижения беженцев;

      Предоставление государством форума для обмена мнениями, опытом и сотрудничеством.

В настоящее время МОМ в большей степени регулирует не количественную сторону миграции, а качественную (например, вербовка квалифицированных кадров, возвращение талантливых специалистов на родину). Также МОМ оказывает помощь беженцам из Восточной Европы в Западную, а в 70-е годы в Латинской Америке, Африке, Азии рассматривали проблему потенциальных беженцев.

В качестве основных целей международной миграции МОМ признаёт следующие: найм на работу, воссоединение семей, получение образования, краткие туристические, семейные, деловые визиты (срок до трех месяцев), поиск политического убежища (по Женевской конвенции), возвращение граждан на родину, к своим этническим корням, выезд на постоянное жительство.

МОМ – это единственная организация, имеющая глобальные полномочия, при этом она не входит в учреждения ООН, но тесно с ними сотрудничает. РФ с 1992 г. является наблюдателем в МОМ.

3.Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) при ООН занимается вопросами защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую очередь, репатриации.

4.      Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ) при ОЭСР, которая координирует деятельность национальных управлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

1.Сущность международной миграции заключается в том, что рабочая  сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара. Миграция населения относительно каждой территории слагается из эмиграционных и иммиграционных потоков. Эмиграция -  это выбытие за границу, иммиграция – прибытие из – за границы.

2. В мировой практике миграцию рабочей силы классифицируют по направлениям, территориальному охвату, уровню квалификации мигрантов, по времени, по степени законности.

3. Выделяют 8 сложившихся и функционирующих  мировых центров притяжения рабочей силы: традиционные (Западная Европа, США, Австралия) и новые, появившиеся с конца 60-х начала 70-х годов ХХ века (страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Бруней и др.)),  нефтедобывающие страны Ближнего Востока (Катар, Сирия и др.), страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия и др.), страны Африки, сюда также относят и Россию).

4. В Россию в основном иммигрируют из бывших союзных республик, кроме Белоруссии. Большую часть миграционного притока постоянно дают  Казахстан и Средняя Азия, меньшую часть страны Балтики. Большую проблему представляют беженцы из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана. Эмиграционные потоки концентрируются в основном на трех направлениях: Германия (62%), Израиль (22%) и США (13%).

В настоящее время Россия занимает одно из ведущих мест в мире по «утечке мозгов», однако при разумной организации экспорта рабочей силы Россия могла бы держать за рубежом 1-1,5 млн. человек, получая ежегодно 10-20 млрд. долл.

5. Среди факторов, определяющих миграцию и эмиграцию трудовых ресурсов, выделяют неэкономические, так как  различная стоимость рабочей силы в различных странах, состояние национального рынка труда, структурная перестройка экономики, НТП, вывоз капитала, функционирование ТНК.

6. Увеличение ВВП, снижение среднего уровня заработной платы и увеличение доходов компаний – вот что приобретает страна, принимающая иммигрантов. Для отправляющей страны последствия имеют противоположный характер. Экономические последствия иммиграции осложняются такими факторами, как издержки миграции, денежные переводы, обратные потоки иммигрантов, уровень занятости и фискальные проблемы.

7. Государственная миграционная политика подразделяется на эмиграционную и иммиграционную. Эмиграционная политика  включает косвенные методы регулирования, призванные создать благоприятные условия для эмигрантов, а также прямые методы, нацеленные на регулирование объёмов и структуры эмиграционных потоков. Иммиграционная государственная политика призвана: защитить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использование их труда, с помощью таких инструментов, как определенные качественные требования к иностранной рабочей силе, возрастной ценз, состояние здоровья, ограничения личностного характера, прямое квотирование импорта рабочей силы, финансовые, временные ограничители, запреты в явной форме, национально-географические приоритеты, а также система санкций, действующих в отношении незаконных трудящихся - мигрантов.

8. На международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение процессов миграции: Международная организация труда (МОТ), Международная организация по миграции (МОМ), Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) при ООН, и, на конец система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ) при ОЭСР.

Таким образом, международная миграция рабочей силы является сегодня важным и одним из наиболее сложных аспектов интернационализации хозяйственной жизни. С одной стороны, международная миграция рабочей силы обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, позволяет осваивать новые районы, а с другой стороны ведет к обострению экономических и социальных противоречий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.      Рофе  А. И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учеб. пособие /Под ред. проф. А. И. Рофе. – М.: Издательство «МИК», 1998.

2.      Экономика труда и социально-трудовые отношения /Под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. – М.: Изд-во МГУ, Изд-во ЧеРо, 1996.

3.      Кузьмин С. А. Занятость: стратегии России. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

4.      Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристь, 1999.

5.      Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. Учебное пособие- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

6.      Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов /М. В. Елова, Е. К. Муравьева, С.М. Панферова и др., Под ред. А. К. Шуркалина, Н. С. Цыпиной.- М.: ЛОГОС, 2000.

7.      Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. Т.2: Пер. с 13-го англ. Изд.- М.: Инфра-М, 2000.

8.      Акопова Е.С. Воронкова О.Н. Гавриленко Н. Н.  Мировая экономика и международные экономические отношения. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов - на – Дону: «Феникс», 2000.

9.      Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов.- М.: Финансы, Юнити, 1999.

10. Семенов К. А. Международные экономические отношения: Курс лекций. – М.: Гардарика, 1998.

11. Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебник – М.: Юристь, 2000.

12. Переведенцев В. Демографическое настоящее и будущее России //Вопросы экономики, 2002, № 4 с.с. 151-156.

13. Фролов С. С. Социология: Учебник – 3-е изд., доп. – М.: Гардарики, 2000.

14. Юрьева Т. В. Социальная рыночная экономика. Учебник для вузов. – М.: Русская деловая литература, 1999.



Информация о работе Миграция и эмиграция трудовых ресурсов