Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 22:31, курсовая работа
Значительные масштабы и интенсивность миграции населения, рабочей силы относятся, несомненно, к числу характерных явлений современной эпохи, самым существенным образом определяющих состояние занятости, рынка труда, безработицы, развитие систем образования и т. д. Закономерно поэтому, что во многих странах мира миграция населения привлекает возрастающее внимание социологов, экономистов, географов и т. д. С позиции социологии исследуются связи миграции с вертикальной и горизонтальной мобильностью. Экономические дисциплины, прежде всего экономика труда, сосредотачивает внимание на взаимосвязях миграции населения с формированием рынка труда, эффективностью пространственного размещения производства, текучестью кадров.
Введение. 3
I. глава. Международная миграция и эмиграция рабочей силы как форма Международных экономических отношений. 6
1. Общая характеристика миграции и эмиграции. 6
2. Классификация форм миграции и эмиграции. 7
3. Центры притяжения рабочей силы. 10
3.1 Традиционные центры притяжения. 11
3.2 Новые нетрадиционные центры притяжения. 12
3.3 Россия на международном рынке труда. Интеллектуальная эмиграция из России. 13
II. Глава. Факторы, определяющие перемещение рабочей силы и его последствия. 20
1. Неэкономические и экономические факторы. 20
2. Последствия миграции рабочей силы. 21
2.1 Последствия для стран иммиграции. 21
2.2 Последствия для стран эмиграции. 22
III. Глава. Государственная миграционная политика. 23
1. Сущность миграционной политики. 23
2. Виды миграционной политики. 24
3. Миграционная политика России. 28
IV. Глава. Международный опыт регулирования
миграционных процессов. 31
Заключение. 35
Список литературы.
Что касается внутренней миграции, то в большинстве стран, особенно развивающихся, ключевой проблемой является регулирование неконтролируемого роста крупнейших городов. Наряду с экономическими мерами, косвенно воздействующими на миграцию (политика в области капиталовложений, подготовки кадров и др.) используются административные меры контроля за миграцией.
2. Виды миграционной политики.
Эмиграционная политика включает косвенные методы регулирования, призванные создать благоприятный эмиграционный климат, а также прямые методы, нацеленные на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков.
Косвенные методы включают такие, как:
1. валютная и банковская политика поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам по сравнению с внутренними вкладами, освобождение депозитов от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т. д.); продажа рабочим эмигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами;
2 таможенная политика, предусматривающая таможенные льготы для возвращающихся трудящихся- эмигрантов. Например, в Бангладеш правительство разрешает мигрантам ввозить в страну по льготным таможенным тарифам свыше 40 наименований изделий от сырья до предметов роскоши.
3. специальные эмиграционные программы, дополнительно принимаемые в ряде стран, например, в 1976г правительство Югославии разработало специальную долгосрочную «Программу мер и акций по возвращению югославских рабочих с временной работы из-за границы и их трудоустройству в стране».
Прямые методы включают такие, как:
1. Требования к субъектам трудовой миграции; к фирмам посредникам, трудящимся- мигрантам;
2. экспансионная политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынках зарубежных стран. Например, используется поощрение выезда таких специалистов, работа которых за рубежом потребует экспорта отечественной продукции;
3 Структурная политика, основными элементами которой могут выступать: а) лимитирование выдачи заграничных паспортов (Бирма, Вьетнам, Китай, Южная Корея); б) запрет (прямой и косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот (Корея, Филиппины, Бангладеш квотируют выезд нефтяников, связистов, техников по ремонту самолетов и др.);
в установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет.
Иммиграционная государственная политика призвана защищать национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использование их труда.
В различных иммиграционных программах мигрантов классифицируют по 3-м категориям:
1.Семейная эмиграция (супругов, родителей, детей, братьев и сестер, престарелых родственников и др.);
предполагает обязательное наличие родственника- гражданина страны, который может дать поручительство;
2. Экономическая эмиграция предполагает наличие квалификации, особых способностей, опыта частной предпринимательской деятельности, которые могут оказаться полезными в экономическом развитии страны. Выделяют 4 разновидности категорий эмигрантов: а) частнопредпринимательская эмиграция (имеется опыт и намерения основать предприятие, а также достаточный для этого капитал); б) эмиграция лиц молодого возраста с хорошим образованием и квалификацией, а также со способностью найти работу; в) эмиграция по приглашению на работу работодателем; г) эмиграция лиц, достигших больших успехов международного значения в сферах творчества, спорта и др.;
3. Гуманитарная эмиграция предполагает признание статуса беженца и др.
Различают три основных типа иммиграционных политик, которые применяются одновременно в зависимости от категорий мигрантов:
-политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране (по количеству и срокам,
-политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства,
-политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи.
Иммиграционная политика формируется из следующих инструментов:
1. Качественные требования к иностранной рабочей силе: а наличие сертификата об образовании. Так, например, в ОАЭ (объединенных Арабских Эмиратах) требуются дипломированные врачи и средний мед. персонал, в Австралии - специалисты по компьютерной технике с высшим образованием и т. п. б стаж работы по специальности. Например, в Австралии принимают специалистов с профессиональным стажем не меньше 3 лет, в США- 5 лет, на Кипре – 2 года.
2. Возрастной ценз. Например, в Алжире возраст рабочих разных специальностей не должен превышать 40 лет, Швеция и Норвегия остро нуждаются в буровиках - нефтяниках 20-40 лет.
3. Состояние здоровья.
4. Ограничения личностного характера. Так, в США ограничивается въезд членов коммунистической или любой другой партии тоталитарного типа. В Ирландии отказывают иностранцам, ранее осужденным на срок более 1 года.
5. Прямое квотирование импорта рабочей силы. Например, соотношение численности иностранцев и местных работников на предприятиях в Греции должно составить 1:10.
6. Финансовые ограничители. Так, например, в Словакии простые трудящиеся - мигранты должны вносить плату за трудоустройства. В Ирландии за разрешение на работу в течение 4 месяцев надо уплатить пошлину в размере 100 ирландских фунтов.
7. Временные ограничители. В Зимбабве разрешение на временную работу выдается на срок не более 5 лет, в Польше на 0,5 года, в Норвегии- на 1 год. В России согласно «Положению о привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 года, разрешения выдаются на срок до 1 года, но могут быть продлены еще на такой же срок.
8. Запреты в явной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено, и косвенной форме, когда определяется перечень приоритетных профессий для въезда.
9. Национально-географические приоритеты. В США с 1924 года структура иммиграционных квот, установленная конгрессом, была благоприятной для жителей Северо - Западной Европы.
Реформа иммиграционного законодательства 1965 года стимулировала въезд выходцев из Азии и Латинской Америки. Однако уже с 1990года новый иммиграционный закон представляет большие возможности для квалифицированных специалистов из стран Европы.
10. Система санкций, действующих в отношении незаконных трудящихся-мигрантов. Используется, как правило, три вида программ:
-программы материальной компенсации предусматривают денежные выплаты иммигрантам за преждевременное прекращение их деятельности;
-программы профессиональной подготовки в целях облегчить иммигрантам отъезд на родину их трудоустройство дома;
-программы экономической помощи регионам массовой эмиграции.
В целом каждая страна вырабатывают свои меры по регулированию притока и оттока рабочей силы в зависимости от внутриэкономического положения данной страны. Причем характерной особенностью является то, что приоритеты в данной области отдаются национальным государствам. Именно национальное миграционное законодательство является определяющим в разрешении спорных ситуаций.
3. Миграционная политика России.
В истории России миграционная политика играет большую роль. Ее исторические корни связаны со стимулированием переселенческого движения из аграрно перенаселенных территорий Европейской части на свободные земли восточных территорий в конце XIX – начале XX веков. В советский период проблема освоения богатых месторождений полезных ископаемых в Сибири и на Дальнем Востоке потребовала принятия специальных мер, стимулирующих приток мигрантов. Однако главное содержание миграционной политики было связано с ограничением притока населения в города, особенно крупные. В целом, судя по темпам роста городского населения за счет миграции, эффективность ограничительных мер оказалась низкой. Переход к новым социально-экономическим отношениям, становление рынка труда требует свободы передвижения рабочей силы, разработки новых подходов к миграционной политике.
В основе осуществления государственного управления миграцией населения находится миграционная политика Российской Федерации. Ее целью является преодоление стихийного развития миграции, выработка рычагов воздействия на этот процесс, снижение уровня негативных последствий для общества и государства, повышение эффективности использования потенциала мигрантов.
В разработке и реализации государственной миграционной политики принимает участие ряд органов государственной власти. Ключевым среди них является Федеральная миграционная служба Российской Федерации. Опосредованное участие в этом процессе принимают министерства труда и социального развития, здравоохранения, общего и профессионального образования, пенсионный фонд и другие ведомства.
К основным принципам миграционной политики относятся: дифференцированный подход к различным категориям мигрантов; введение квотирования и ужесточение контроля за иммиграцией иностранных граждан в Россию; ужесточение требований к привлекаемым иностранным работникам в регионах с высоким уровнем безработицы.
С целью реализации и разъяснения государственной миграционной политики Российской Федерации, изучения миграционных потоков, регулирования сроков и условий въезда осуществляется развитие системы представительств Федеральной миграционной службы России за рубежом.
Среди основных мер миграционной политики и механизмов по ее реализации следует отметить:
прием и размещение экономически активной части мигрантов, и оказание им помощи в адаптации к новым условиям проживания и работы; оказание государственной поддержки в обустройстве социально слабозащищенных вынужденных переселенцев; помощь в жилищном устройстве вынужденных переселенцев с учетом специфики различных категорий мигрантов; дифференцированная поддержка территорий, предпочтительных для расселения, и стимулирование притока мигрантов в них с учетом интересов государства, регионов и населения;
В отношении иностранных граждан, въезжающих в РФ:
регулирование притока граждан из государств дальнего и ближнего зарубежья, применение системы санкций за нарушение иммиграционного законодательства, в том числе в области внешней трудовой миграции, с последующим использованием депортации; квотирование приема лиц, ищущих убежища, из государств дальнего зарубежья; контроль за иммиграцией иностранных граждан в Россию, в том числе путем использования специального подразделения по выявлению незаконных иммигрантов (введение разрешительного порядка на пребывание в России граждан государств ближнего зарубежья на срок свыше двух месяцев, а также ограничений на въезд и транзит лиц, имеющих судимости за тяжкие преступления; усиление требований к условиям привлечения и использования иностранных работников в регионах с высоким уровнем безработицы;
В отношении потоков внутренней миграции:
государственная поддержка таких категорий мигрантов как депортированные в период репрессий, военные пенсионеры, казаки, этнические мигранты, жители Крайнего Севера, нуждающиеся в переезде, лица, пострадавшие в экологических и техногенных катастрофах.
Регулирование миграционных процессов в рамках СНГ осуществляется путем заключения двусторонних соглашений и дальнейшей ратификации их парламентами. В Российской Федерации принят ряд федеральных законов по ратификации аналогичных соглашений между Правительством России и Правительствами Латвии, Эстонии, Туркменистана, Грузии, Таджикистана.
Федеральным законом «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» от 19.06.1996 г. предусмотрено регулирование численности населения на Севере.
В соответствии с Законом РФ «О вынужденных переселенцах» Правительство РФ регламентирует порядок выдачи свидетельства о признании лица вынужденным переселенцем и удостоверения вынужденного переселенца.
Законы и иные нормативные правовые акты в области регулирования процессов миграции определяют формы и методы реализации социальных и правовых гарантий, составляют правовую базу управления процессом миграции.
Глава IV.
Международный опыт регулирования миграционных процессов.
На международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение процессов миграции.
1. Международная организация труда (МОТ) была создана в 1919 г. по инициативе и при активном участии западной социал - демократии, а в 1946 г. МОТ стала специализированным учреждением ООН. МОТ – одна из старейших и наиболее крупных международных организаций. На 1 января 1990 г. в МОТ входило 150 государств. Задачами МОТ являются:
содействие обеспечению социальной справедливости для трудящихся;
разработка международной политики и программ, направленных на улучшение условий труда и жизни;
создание и принятие международных трудовых норм в виде Конвенций и Рекомендаций в целях осуществления данной политики;
выработка международных трудовых стандартов, призванных служить в качестве руководящих принципов для национальных властей при проведении этой политики;
регламентация набора рабочей силы;
борьба с безработицей;
гарантии заработной платы, обеспечивающей нормальный уровень жизни;