Миграция и эмиграция трудовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Значительные масштабы и интенсивность миграции населения, рабочей силы относятся, несомненно, к числу характерных явлений современной эпохи, самым существенным образом определяющих состояние занятости, рынка труда, безработицы, развитие систем образования и т. д. Закономерно поэтому, что во многих странах мира миграция населения привлекает возрастающее внимание социологов, экономистов, географов и т. д. С позиции социологии исследуются связи миграции с вертикальной и горизонтальной мобильностью. Экономические дисциплины, прежде всего экономика труда, сосредотачивает внимание на взаимосвязях миграции населения с формированием рынка труда, эффективностью пространственного размещения производства, текучестью кадров.

Содержание

Введение. 3
I. глава. Международная миграция и эмиграция рабочей силы как форма Международных экономических отношений. 6
1. Общая характеристика миграции и эмиграции. 6
2. Классификация форм миграции и эмиграции. 7
3. Центры притяжения рабочей силы. 10
3.1 Традиционные центры притяжения. 11
3.2 Новые нетрадиционные центры притяжения. 12
3.3 Россия на международном рынке труда. Интеллектуальная эмиграция из России. 13
II. Глава. Факторы, определяющие перемещение рабочей силы и его последствия. 20
1. Неэкономические и экономические факторы. 20
2. Последствия миграции рабочей силы. 21
2.1 Последствия для стран иммиграции. 21
2.2 Последствия для стран эмиграции. 22
III. Глава. Государственная миграционная политика. 23
1. Сущность миграционной политики. 23
2. Виды миграционной политики. 24
3. Миграционная политика России. 28
IV. Глава. Международный опыт регулирования
миграционных процессов. 31
Заключение. 35
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

Внутренняя миграция является основным составным компонентом  развития общей миграционной ситуации в стране. Внутренняя миграция состоит из межрегиональных и внутрирегиональных миграционных потоков.  Отсутствие постоянных заработков и льгот в северных районах и иных осваиваемых территориях России, прекращение финансирования ряда  государственных программ, свертывание производственного и жилищного строительства, а также рост безработицы в этих регионах переориентировали потоки мигрантов  в места первоначального проживания, в обжитые районы страны.

Особенно большой выезд населения наблюдался в 1992 году: так, в Магаданской области убыль населения из-за его выезда составила около 50 тыс. чел., в Тюменской - более 40 тыс. чел., в Мурманской - около 30 тыс. чел.  По данным Госкомстата Роcсии, только за 1992 и 1993 года миграционные потери северных и приравненных к ним территорий превысила 430 тыс. чел. Если в 1979-1988 годах миграционный приток в северные районы составлял в среднем 133 тыс. чел. в год, то в 1989-1993 годах приток сменился оттоком и составил в среднем 134 тыс. чел. в год.

Анализ данных свидетельствует о том, что выезжают  в основном наиболее активные в миграционном отношении лица трудоспособного возраста. По прогнозу Центра экономической конъюктуры  при Правительстве Российской Федерации, потери населения районов Севера в результате миграции до 2000г.  составили почти 600 тыс. чел.

Составной частью внутренней миграции населения является перемещение  жителей деревни в город  и, наоборот, сельско - городская миграция населения.

Миграция населения, происходящая в России, является непосредственным отражением особенностей современного периода социально-политического развития страны и ее регионов. 

Миграция населения имеет серьезные социально - экономические последствия. Она оказывает  существенное влияние на географию размещения и плотность населения, его численность и структурный состав, а соответственно и социально-экономическое положение как региона выбытия, так и, что очень существенно, региона прибытия.

В условиях международной открытости российской экономики и возможного увеличения массового высвобождения работников из производства, роста безработицы все более актуальной становится проблема внешней трудовой миграции населения. Нерегулируемый, в том числе и правовыми нормами, приток иностранной рабочей силы может существенно обострить проблему  безработицы. В то же время регулируемый выезд российских граждан за рубеж, наоборот, может способствовать смягчению последствий миграции. Поэтому существует необходимость государственного, прежде всего на законодательном уровне регулирования процессов как внешней, так и внутренней миграции населения России и мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья. 

Особую значимость приобретает внутренняя миграция населения России в период реформирования экономики. Вследствие внутренней миграции происходит определенное изменение плотности заселения отдельных территорий с соответствующим изменением нагрузки       (повышением или, наоборот, понижением) на социальную инфраструктуру и уровень занятости.

С точки зрения перспективы приток экономически активного населения в Европейскую часть России можно оценивать как положительное явление, способствующее улучшению возрастной структуры населения этих районов, так как она была нарушена из-за значительного оттока молодежи в предыдущие десятилетия. С другой стороны, такой приток иммигрантов создает дополнительные проблемы, связанные с трудоустройством, обеспечением жильем и услугами сферы социальной инфраструктуры.

Россия получает чистый миграционный приток из всех бывших  союзных республик, кроме Белоруссии. Большую часть чистого миграционного притока постоянно дают Казахстан (в 1999г. –113,5 тыс.) из общего притока и Средняя Азия (60 тыс.), а страны Балтии-всего 2,1 тыс. человек. Причина этого заключается в различных условиях жизни: в России он выше, чем в Центральной Азии, но ниже, чем в Прибалтике. Постоянный и большой приток сельского населения в города внутри России в 1990-е годы почти прекратился, а приток в село из ближнего зарубежья был значительным, так что российское село впервые за долгие годы получило чистый миграционный прирост.

Особую, весьма проблематичную категорию иммигрантов в РФ представляют беженцы и вынужденные переселенцы, количество которых на начало 1995 года достигло 702,5 тыс. человек. На начало 2000 г. тех, кто официально получил статус «беженец» насчитывалось уже 960 тысяч, или примерно 1/6 от числа мигрантов в Россию из бывших союзных республик. Больше всего беженцев прибывало из Казахстана (317 тыс. человек на начало 2000г.), Узбекистана (133 тыс.), Таджикистана (108 тыс.). В общее число входит  131 тыс. «внутренних» беженцев из Чечни, 23 тыс. - из Осетии и 3 тыс. из других районов России. Государство стремилось размещать вынужденных переселенцев в селах, чтобы поднять сельское хозяйство Нечерноземья, испытывавшего большую потребность в рабочей силе. Их направляли в развивающиеся колхозы и совхозы. Но такое расселение чрезвычайно затрудняло адаптацию мигрантов, успешнее всего проходящую в крупных городах. Переселенцы всеми правдами и неправдами  перемещались в большие города и пригороды, где могли найти работу по специальности, привычные городские условия жизни. Государственная помощь переселенцам была незначительной, возникало много острых конфликтов. На конец миграционные дела были переданы МВД. Проблема беженцев в Россию и СНГ признана одной из острых мировых проблем.

Количество эмигрантов по официальным данным составило в 1995 году 340 тыс. человек. Экономическая миграция из России определяется следующими факторами. Во-первых, более высоким уровнем жизни в зарубежных развитых странах и выгодными условиями труда, предлагаемыми там. Во-вторых, численность выезжающих будет ограничена емкостью рынков труда принимающих стран  и в целом сравнительно низким уровнем квалификации рабочей силы в РФ, непризнанием за рубежом российских дипломов о высшем образовании, языковым барьером. По этому выезжать будут высококвалифицированная и наиболее мобильная часть населения. Практически все соглашения России с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян. Однако при разумной организации экспорта рабочей силы она может стать важным источником валютных поступлений. Расчеты российских экономистов показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы значительно выше, чем валютная эффективность товарного экспорта. Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы нужна единая государственная концепция экспорта рабочей силы. По расчетам экономистов, для охвата 10% основных мировых  рынков рабочей силы России потребуется около 10 лет. В перспективе Россия могла бы держать за рубежом 1-1,5 млн. человек,  получая ежегодно 10-20 млрд. долларов.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.

Факторы, определяющие перемещение рабочей силы и его последствия.

1. Неэкономические и экономические факторы.

Перемещение рабочей силы  происходит под воздействием двух групп факторов:

1. неэкономических - политико-правовых (например, потоки беженцев из Вьетнама после победы коммунистов в 1975г.), - религиозных,- этнических (например, в странах СНГ проживает 3 млн. евреев, 2 млн. немцев и 1,2 млн. поляков, часть из которых стремится к воссоединению со своей исторической родиной),- семейных. В последние десятилетия серьезное влияние стали оказывать такие факторы, как экологические, образовательно –культурные, психологические.

2. экономических.  К экономическим факторам относятся: различные уровни экономического развития  стран, что влечет за собой и различную стоимость рабочей силы. Например, в Мексике оплата 1 часа труда рабочего составляет 1,25 долл. в час, в то время как в США труд рабочего такой же квалификации оплачивается в 4,5 долл. в час. Следовательно, рабочая сила перемещается из стран с более низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем;

-состояние национального рынка труда. Например, в слаборазвитых странах национальный рынок развивается в условиях органической безработицы, что толкает людей к поиску работы в других странах;

-структурная перестройка экономики. Так, переход  нашей страны к рыночной экономике, сопровождающейся либерализацией внешнеэкономической деятельности, привели к резкому увеличению международного миграционного оборота в Россию (в 6 раз в 1990г. по сравнению с 1980г.;

-НТП, развитие которого сопровождается ростом потребностей в квалифицированной рабочей силе;

-вывоз капитала, функционирование ТНК. Корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы.

2. Последствия миграции рабочей силы.

Миграция рабочей силы - явление сложное и неоднозначное, т. к. может оказать положительное и отрицательное влияние на экономическое и социальное развитие стран принимающих и отдающих.

2. 1. Последствия миграции рабочей силы для стран иммиграции (куда прибывают мигранты, т. е. принимающей страны).

Позитивные для экономики в целом:

-вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике;

-иммигранты способствуют омоложению нации, т. к. эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;

-достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов. Так, например, в США за период с 1965 по 1990г.г., на сфере образования и науки сэкономили не менее 15 млрд. долларов;

-иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для экономики.

Позитивные для отдельной фирмы:

-иностранная рабочая сила оплачивается ниже, чем национальная, следовательно, фирма снижает издержки на заработную плату.

Негативные|:

-ухудшается ситуация на рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и ограничением рабочих мест;

-происходит снижение цены на национальную рабочую силу,  т. к. растет предложение рабочей силы на рынке труда;

-провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами.

2. 2. Последствия для стран эмиграции (откуда уезжает рабочая сила, т. е. отдающей страны).

Позитивные для экономики в целом:

-эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда;

-из-за границы в страну возвращаются обученные и более квалифицированные рабочие;

-переводы валютных средств из-за рубежа являются важным источником дохода страны. Например, Югославия получает ежегодно 7 млрд. долл. от экспорта рабочей силы;

-при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы. Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция к приобретению за рубежом оборудования, которое ввозится в страну и направляется на организацию предпринимательских коллективов.

Негативные:

-страны теряют часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;

-теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку;

-происходит «утечка умов»

Таким образом, наличие положительных и отрицательных последствий миграции рабочей силы, как для стран- экспортеров, так и для стран- импортеров, приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, т. е. государственной миграционной политики.

 

 

 

Глава III.

Государственная миграционная политика.

1. Сущность миграционной политики.

Сложность и противоречивость миграции рабочей силы объективно вызывает необходимость регулирования этого процесса, проведения миграционной политики. Существуют различные подходы к определению этого понятия, ее целей, оценке эффективности. Как правило, под миграционной политикой понимаются специальные меры, ограничивающие или, наоборот, стимулирующие миграцию. Различают прямые и косвенные методы. Прямые методы регулирования включают субсидирование расходов на перемещение мигрантов, обеспечение их необходимой информацией. Набор косвенных методов разнообразен. Он включает, например, строительство промышленных  предприятий, развитие инфраструктуры в районах массового оттока и т. д.  Ограничение притока сопровождается проявлением различных форм нелегальной миграции. А ее стимулирование, в том числе и с использованием различного вида льгот (например, различного рода коэффициенты к заработной плате в северных районах России), усиливает притягательность региона, создает излишний оборот рабочей силы.

В большей мере регулируется внешняя миграция. Многие развитые страны ограничивают приток неквалифицированной рабочей силы. Но иное отношение к международным потокам высококвалифицированных специалистов. Для стран выхода миграция этой категории работников выражена общим термином «утечка умов», означающим безвозвратность затрат на их образование. В странах вселения, у этих категорий работников, как правило, лучшие возможности для трудоустройства и занятости.

Информация о работе Миграция и эмиграция трудовых ресурсов