Методы государственного регулирования занятости в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определить методы государственного регулирования занятости населения в российской экономике.
В соответствии с поставленной целью следует решить следующие задачи:
- разобрать понятие занятости населения и безработицы и их главные составляющие;
- представить состояние занятости в российской федерации в современных условиях развития рынка;
- предоставить методы регулирования занятости населения в российской федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие занятости и безработицы…………………………..5
2. Состояние занятости РФ в современных условиях развития рынка……………………………………………………………………....10
3. Методы регулирования занятости населения в РФ……….22
Заключение ……………………………………………………………35
Список литературы…………………………………………………....

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

· предусмотреть в Федеральной программе содействия занятости населения на 2005—2008 гг. активную политику занятости как приоритетное направление хозяйственной деятельности;

· считать одним из важнейших критериев оценки инвестиционных проектов - создание новых рабочих мест и сохранение имеющихся;

· обеспечить занятость работников и их профессиональную подготовку, а также разработать планы развития персонала организаций;

· предусмотреть решение вопросов временной, сезонной занятости учащихся и студентов, трудоустройства выпускников общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;

· усилить работу по предотвращению критических ситуаций на рынке труда в отдельных отраслях и регионах;

· добиться предотвращения застойного характера безработицы и не допустить превышения общего уровня безработицы.

В Российской Федерации создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения. Эти вопросы находят своё отражение в Конституции Российской Федерации, в Трудовом кодексе РФ и в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации». В статье 37 Конституции РФ установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.[6]

В статье 1 Трудового кодекса РФ, действующего с 1 февраля 2002г., обозначаются цели и задачи трудового законодательства. Главная его цель – установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан., создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.[7]

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по: организации и управлению трудом; трудоустройству; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников; социальному партнёрству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений.

Исходя из обще признанных принципов и норм между народного права и в соответствии с Конституцией РФ в статье 2 Трудового кодекса, даны принципы правового регулирования трудовых отношений, в основе которых лежат: равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Руководствуясь данным принципом, погашается задолженность по заработной плате.

Всё это аргументирует возрастающую роль социального партнёрства в регулировании трудовых отношений, которое впервые приобрело правовую основу в 2002 г. в разделе II «Социальное партнёрство в сфере труда»

Большое место в правовом регулировании занятости населения занимает Закон РФ «О занятости населения в РФ», принятый 19 апреля 1991 г. С тех по он претерпел 13 редакций, последняя из которых вступила в силу с 1 января 2007 г. в соответствии с федеральном законом от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи совершенствованием разграничения полномочий». В нём определенны правовые экономические и организационные основы политики содействия занятости населения, в том числе гарантий государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы.[8] Вопросы регулирования занятости населения нашли своё отражение в статьях 5, 7, 12, 14.[9]

Данные статьи определяют политику в сфере занятости населения исходя из международных норм в области занятости и защиты от безработицы.

Конвенций МОТ № 122 «О политики в области занятости» (1964 г.) провозглашена цель, корой должны стремиться государства мира – полная продуктивная и свободно избранная занятость. По определению данной конвенции решение проблемы занятости должны быть основной целью политики правительства, и оно должно изыскать способы подчинять этой цели решение остальных задач: рост материального благосостояния или же максимальное увеличение экспорта. Политика занятости предусматривает экономическую перестройку программы инвестиции и промышленную конверсию. Этим обусловлена важность службы занятости как организатора перераспределения рабочей силы, предусмотренного экономической программой правительства как органа, способного выполнить задачу по трудоустройству или переподготовки рабочей силы (эта функция, и увеличивает важность профессиональной ориентации, облегчающей адаптацию кадров к новым условиям или же переход из одного сектора экономики в другой, и является основой плана перестройки экономики и инвестиционных программ).

Данная конвенция рекомендует осуществлять активную политику, направленную на содействие полной занятости в целях стимулирования экономического роста и развития стран, повышение уровня жизни, удовлетворение потребностей в рабочей силе и решения проблемы безработицы.

Эта политика направлена на то, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к работе, и ищет работу, чтобы такая работа была как можно более продуктивной, чтобы существовала свобода выбора занятости. У каждого трудящегося должны быть самые широкие возможности приобрести  необходимую квалификацию для выполнения работы, которой он пригоден, и использовать в этом виде занятости свою квалификацию и свои способности без дискриминации.

Политика в области занятости в соответствии с Конвенцией № 122 должна учитывать стадию и уровень экономического развития страны, и взаимную связь между целями в области занятости и другими экономическими и социальными целями. Она должна осуществляться с помощью методов, соответствующих  национальным условиям и практики. Меры, которые следует принять для достижения провозглашенных целей, должны быть определены, и их необходимо периодически пересматривать в рамках координированной экономической и социальной политики. Принятие решений в сфере занятости требует согласованных действий со стороны государства, представителей предпринимателей и трудящихся.

Большое внимание в политике занятости должно быть уделено обеспечению социальной защиты в области занятости населения, проведению специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

В целях реализации данных правовых положений в Российской Федерации за годы экономических реформ принят ряд важных для сферы занятости законодательных актов:

      в Программе экономического социального развития на период до 2008 г выделены специальные разделы: «занятость населения и рынок труда», «содействие занятости и самозанятости населения»;

      схема действия органов исполнительной власти в условиях чрезвычайной (критической) ситуации в сфере занятости населения;

      концепция государственной политики занятости РФ;

      инфраструктура села и занятости населения;

      программа содействия занятости населения РФ;

      подпрограмма содействия занятости населения в населённых пунктах с высоким уровнем безработицы;

      схемы создания и сохранения рабочих мест РФ;

Это ещё раз подтверждает, что правовое регулирование занятости населения является  неотъемлемой составной частью социально-экономической политики. Главными аргументами данной аксиомы современной России являются:

- перевод сферы занятости на бюджетное финансирование в связи с ликвидацией государственного фонда занятости;

- расширение полномочий органов государственной власти субъекта в РФ и органов местного самоуправления в содействии занятости населения на основе Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий», вступившие с 1 января 2007 г.[10]

Более того, сравнительный анализ Закона РФ «О занятости населения в РФ» с последней редакцией показал, что сфера влияния органов исполнительной власти и службы занятости субъектов РФ в осуществлении политики занятости и её регулировании расширяются.

На его основе статья 7 Закона РФ «О занятости населения РФ» дополнена статьями 7.1 «Передача осуществления отдельных полномочий РФ органам государственной власти субъектов РФ» и 7.2 «Участие органов местного самоуправления в содействии занятости населения».

Особую значимость в соответствии с законодательством о занятости населения в рамках её регулирования имеет оказание государственных услуг. Охвачено содействием в трудоустройстве, более половины, из которых получили направление на работу в 10-невный срок, половина были трудоустроены на постоянной основе. Удельный вес трудоустройства по отношению к соответствующему периоду 2006 г. возросло с 60,7% до 67,2%.

Повышение конкурентоспособности безработных широко используется организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), направленно на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

В условиях разграничения полномочий повышается взаимосвязь с работодателями на предмет информированности о положении на рынке труда и своевременному предоставлению сведений о вакансиях в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 июля 2006 г. № 513 «Об утверждении административного регламента федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия граждан в поиске подходящей работы, а работодателям – в подборе необходимых работников».[11] В 2007 г. обратились безработные за информацией и заявлены вакансии в органы службы занятости, и более половины человек приняты на вновь созданные рабочие места.

Основными причинами снижения уровня регистрируемой безработицы являются низкий уровень пособий по безработице в целом по стране, сокращение возможностей участия безработных в активных программах, предоставление вакансий с низкой оплатой труда.

С учетом вышеназванных проблем и в целях формирования  эффективного рынка труда целесообразно:

1. Усилить роль государства, как на федеральном, так и региональном уровне в правовом регулировании занятости населения, обеспечение полного объема государственных гарантий безработным, повышение минимального размера пособия по безработице до минимальной заработной платы.

В числе главных критериев оценки уровня социально-экономического развития территорий, по нашему мнению, должно быть показатели общей безработицы и количество созданных экономических эффективных рабочих мест с оплатой труда не ниже прожиточного уровня.

2. Внести изменения в статью 2 Закона РФ «О занятости населения РФ» об отнесении к занятому населению граждан, ведущем личное подсобное хозяйство, для чего ускорить принятие соответствующих правовых документов о развитии сельской самозанятости и определении порядка зачисления трудового стажа, социальных пособий и назначении пенсий этим гражданам.

3. На уровне субъектов РФ иметь программы развития кадрового потенциала и создания рабочих мест в разрезе видов экономической деятельности (в отраслевых министерствах) и положения о формировании государственного заказа на подготовку специалистов в целях сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг.

4. На уровне органов местного самоуправления требуется правовой механизм, повышающий их координирующую роль в вопросах создания и сохранения рабочих мест с учётом стимулирования предприятия, дислоцирующихся на их территориях.

Всё это создаст дополнительные благоприятные условия для проведения политики занятости населения и её регулирования в условиях совершенствования разграничения полномочий, улучшит правовое и материальное положение безработного как человека и гражданина российского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занятость относится к важнейшим макроэкономическим показателям и условиям, характеризующим уровень и качество жизни.

При исследовании курсовой работы показало, что к занятым лицам в экономике относятся те, которые в рассматриваемый период времени выполняли работу по найму или за вознаграждение, а также работу, приносящую доход не по найму и выполненную самостоятельно либо с компаньоном (компаньонами) как с привлечением, так и без привлечения наемных работников.

В условиях рыночной экономики занятость никогда не носит всеобщий характер. Конкуренция, движение капитала немыслимы без резервирования части рабочей силы. В этой связи объективно возникает проблема безработицы.

В нашей стране государство сняло с себя обязанность каждому гарантировать рабочее место. В порядке компенсации определен статус безработного, открыта регистрация безработных, начата выплата пособий, организуется переобучение. Не лучшим образом выглядит ситуация с оплатой труда работающих граждан.

Численность экономически активного населения составила, по оценке Росстата, 75,6 млн. человек, или более 53 % от общей численности населения страны и 6,4 млн. человек, или 8,5 % экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 2,0 млн. человек, в том числе 1,7 млн. человек получали пособие по безработице.

Информация о работе Методы государственного регулирования занятости в российской экономике