Методы государственного регулирования занятости в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определить методы государственного регулирования занятости населения в российской экономике.
В соответствии с поставленной целью следует решить следующие задачи:
- разобрать понятие занятости населения и безработицы и их главные составляющие;
- представить состояние занятости в российской федерации в современных условиях развития рынка;
- предоставить методы регулирования занятости населения в российской федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие занятости и безработицы…………………………..5
2. Состояние занятости РФ в современных условиях развития рынка……………………………………………………………………....10
3. Методы регулирования занятости населения в РФ……….22
Заключение ……………………………………………………………35
Список литературы…………………………………………………....

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

Согласно официальным данным на 1 апреля в России зарегистрировано, по данным Минздравсоцразвития, 2,1987 млн. безработных. Прогноз министерства на весь 2009 год (оптимистический) — 2,2 млн., именно эта цифра и заложена в проект антикризисного бюджета. С начала октября 2008 г., по данным Минздравсоцразвития, официально зарегистрированных безработных стало на 951 000 больше (в сентябре было 1,247 млн.).

В условиях кризисного спада экономической активности в 2009 г. можно прогнозировать появление нескольких типов проблем в сфере занятости. В силу специфики российской системы трудовых отношений можно ожидать относительно низкой безработицы в основных группах занятых. Люди в основном сохранят свои рабочие места, смирившись с сокращением премий и стимулирующих вознаграждений. В этой ситуации необходимо уделить основное внимание тем группам работников, которые окажутся без работы или в состоянии неполной занятости, когда урезанное вознаграждение не обеспечит их нормального существования.

Полное высвобождение до 25% белых воротничков в крупнейших городах в результате сокращения издержек финансовыми компаниями и предприятиями сферы интеллектуальных услуг (консалтинг, маркетинг, аудит, реклама). До половины этих работников имеют определенные сбережения и связи, позволяющие им прожить без работы до полугода. По сравнению с кризисом 1998 г. можно предвидеть, что доля работников, способных выжидать в поиске приемлемой для них работы и самостоятельно инвестировать в свою переподготовку в 2009-2010 гг., окажется меньше (в первую очередь в результате большого объема взятых потребительских и ипотечных кредитов). Напротив, можно предположить, что до 20-25% от числа высвобожденных уже через месяц окажутся в состоянии личного дефолта.

При этом экономика мегаполисов может предложить таким работникам весьма ограниченное число аналогичных по содержанию труда рабочих мест, и в основном — в бюджетном секторе, где заработная плата будет в 2-3 раза ниже.

Особенность белых воротничков — низкая вертикальная мобильность. Специалист с очень большой вероятностью не согласится, не только зарегистрироваться в качестве безработного, но и пойти на работу, которая символизирует резкое понижение его социального статуса. Ведь это фактически перечеркнет его CV в условиях будущего роста (на который все надеются). В первую очередь это относится к жителям мегаполисов, у которых размер пособия по безработице составит меньше 10% от прежней заработной платы.

Исходя из масштабов сокращений в крупных компаниях и сфере интеллектуальных услуг, можно прогнозировать, что в середине 2009 г. масштаб группы безработных белых воротничков может составить около 250 000 человек, в том числе в столицах — около 150 000.

В нашей стране государство сняло с себя обязанность каждому гарантировать рабочее место. В порядке компенсации определен статус безработного, открыта регистрация безработных, начата выплата пособий, организуется переобучение.

Не лучшим образом выглядит ситуация с оплатой труда работающих граждан.

За годы реформирования реальная оплата труда снизилась более чем в 2 раза. Средняя заработная плата в несколько ниже пособия по безработице в развитых странах. Основная оплата перестала выполнять воспроизводственные функции и дополняется широким распространением вторичной занятости. В 1990 г. средняя оплата в 3 раза превышала прожиточный минимум, в 1999 г. — лишь в 1,5 раза.

Доля оплаты труда вместе с отчислениями в страховые бюджетные фонды в конечной цене продукта составляет 18%, в развитых странах — до 60%.

В структуре денежных доходов населения доля оплаты наемного труда, включая социальные выплаты, также снижается,  составляет около 45% (в развитых странах — 60—65%). Доля доходов от собственности и предпринимательства в России (примерно 22%) выше, чем в США, что не соответствует соотнесению форм собственности. Предпринимательская прибыль завышена. На Западе достаточной признается прибыль 10 – 30 $, в России работодатели, особенно частного сектора, ориентируется на 80-120%, и определяют уровень оплаты по принципу: сколько могу (хочу), столько и плачу. Интересы работника фактически не защищены.

Оплата труда в частном секторе фактически не регулируется государством. Хотя законом установлена минимальная оплата труда, она составляет не более 13% прожиточного минимума и служит лишь условной единицей при назначении штрафов, начислении пособий и т.д. Коллективные договоры заключают более 15% предприятий, на многих из них не действуют профсоюзные организации. В государственном секторе регулируется соотношение в оплате между категориями работников, отраслями, регионами с помощью тарифной системы, средств финансовой поддержки и других рычагов.

В рыночной экономике повышение оплаты в реальном секторе возможно в результате роста производительности труда, сокращения предпринимательского дохода и может сопровождаться ростом безработицы. В то же время у государства имеются рычаги облегчения положения бедных слоев за счет улучшения сбора подоходного налога и налога на имущество граждан.

Согласно стандартам ООН, гранью нищеты населения признается суточное потребление в размере менее 2 долл. на человека, а развитой считается страна, где оплата более 1 долл. в час. России еще далеко до этих нормативов. Поэтому разрабатываемая концепция повышения уровня жизни населения исходит из необходимости увеличения заработной платы в структуре затрат на производство продукции, чтобы создать предпосылки для расширения потребительского спроса, стимулирования реальных инвестиций.

В России среди безработных более половины имеют высшее и среднее специальное образование. В общей численности безработных свыше 70% женщин, 30% молодежь в возрасте 16—29 лет. Около одного млн. человек не желают работать и добывают средства к существованию незарегистрированной коммерческой деятельностью или иными способами. При переходе к рыночной экономике существенно меняется точка зрения на проблему занятости. На смену идеологии всеобщей занятости всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения свободного выбора формы и вида занятости, т.е. каждый человек вправе свободно избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решения об участии в ней.

Гибкий рынок труда является одним из важнейших элементов динамично развивающейся экономики. Она создаёт возможность для предприятий оперативно подстраиваться к непрерывно происходящим в экономической, технологической, индустриальной среде. Проявляя гибкость в сфере занятости, предприятия могут регулировать число работников (гибкость численности), продолжительность труда (гибкость рабочего времени), размер и формы вознаграждения (гибкость заработной платы), содержание трудового процесса (гибкость организации труда), место выполнения трудовых функций (гибкость трудового места).              

              Информационной базой исследования послужили данные Обследования населения по проблемам занятости (ОНПЗ), которое регулярно проводится Росстатом с 1992 г. В анкете ОНПЗ выделяются следующие группы, работающие по найму:

              - занятые по трудовому договору на неопределённый срок, т.е. на постоянной основе;

              - занятые по срочному трудовому договору, т.е. на определённый срок;

              - занятые по договору на выполнение определённого объёма работы;

              - занятые на основе устной договорённости (с 1999г.).

              В таблице 1 показана численность, и динамика занятых по найму в России в течение 1992-2007 г.г.

 

 

 

Таблица 1

Численность и динамика занятых по найму в РФ в 1992-2007 г.г.

Года

Занятые по найму, тыс. чел.

Постоянно занятые, тыс. чел.

Непостоянно занятые, тыс. чел.

Доля непостоянно-занятых в занятых по найму, %

1992

65386

63576

1810

2,8

1994

55579

53968

1617

2,9

1996

54771

53258

1513

2,8

1998

55774

52730

3044

5,5

2000

57705

54617

3088

5,4

2002

60897

56507

4390

7,2

2003

60801

53479

7322

12,0

2004

62189

54746

7444

12,0

2005

62871

55177

7694

12,2

2006

63517

55503

8014

12,6

2007

65386

57253

8133

12,4

Динамика, %

98/92

85

83

168

+2,7 п.п.

07/98

117

109

267

+6,9 п.п.

07/92

100

90

449

+9,6 п.п.

             

На начальном этапе экономических реформ (1992-1998 г.г.) численность работающих по найму сократилась с 65,4 млн. в 1992 г. до 54,8 млн. в 1996 г. Следует обратить внимание на тот факт, что сокращение численности работающих по найму происходило за счёт занятых на условиях постоянного договора. Численность же непостоянно занятых росла на протяжении практически всего анализируемого периода. Так, к 1998 г. занятость по найму в целом стала меньше (по сравнению с 1992 г.) на 9,6 млн. человек или на 15%, при этом число постоянно занятых уменьшилось на 10,8 млн. (на 17%), а численность непостоянных работников увеличилась на 1,2 млн., или почти на 70%. Иначе говоря, даже в условиях глубокого экономического кризиса, сопровождающегося двукратным падением объёма производства, новые рабочие места всё же создавались, но в первую очередь на временной или неформальной основе, а постоянные – либо ликвидировались, либо преобразовывались, переходя в категорию непостоянных.

В  посткризисный период (с 1999 г.) численность работающих по найму начала постепенно восстанавливаться. В 2007 г. по найму работало 65,4 млн.  человек - на 9,6 млн. больше, чем в 1998 г. Из общего прироста численности занятых по найму на постоянные рабочие места приходится 4,52 млн., на непостоянные - 5,09 млн., т.е. сектор непостоянной занятости обеспечил более половины прироста численности наёмных работников при том, что его удельный вес в 7 раз меньше. Таким образом, и на стадии экономического роста этот сектор остаётся основным сегментом, в котором отмечается увеличение числа рабочих мест.

Динамика непостоянной занятости ещё более очевидна, если рассматривать весь период 1992-2007 г.г. в этом секторе численность занятых увеличилась в 4,5 раза, тогда как число постоянных работников сократилась на 10 %, так и не достигнув до сих пор до кризисного уровня. В результате доля непостоянно занятых, которая в начале в 1990-х годов была весьма незначительной и не превышала 3 %, возросла вчетверо и составляет в настоящее время, по крайней мере, 12-13 % от всех работающих по найму. Следует подчеркнуть, что реальные масштабы непостоянной занятости в российской экономике (таблица 2), по-видимому, больше, чем связанно с тем, что официальные статистические опросы, в т.ч. ОНПЗ, обычно недооценивают размеры различных нестандартных форм занятости. Так, по результатам Мониторинга социально-экономических перемен, проводимого Левада-центром, удельный вес только временной занятости в 2004-2006 г.г. составляют 16-18 %.

 

 

 

 

 

Таблица 2

Динамика непостоянной занятости (1999-2007 г.г.)

 

Занятые на определенный срок

Занятые на выполнение определенного объема работ

Занятые по устной договоренности

Единица измерения

Тыс. чел.

%

Тыс. чел.

%

Тыс. чел.

%

1999

2136

3,8

827

1,5

359

0,6

2000

1951

3,4

791

1,4

345

0,6

2001

2508

4,2

513

0,9

1275

2,2

2002

2512

4,1

540

0,9

1339

2,2

2003

4250

7,0

1005

1,7

2067

3,4

2004

4226

6,8

880

1,4

2338

3,8

2005

4162

6,6

1011

1,6

2521

4,0

2006

4379

6,9

1191

1,9

2444

3,8

2007

4244

6,5

1383

2,1

2508

3,8

Динамика, 2007/1999

тыс. чел.

+2108

 

+556

 

+2147

 

раз

2,0

 

1,7

 

7,0

 

 

Размер занятости, связанной с выполнением определенного объема работ, оставался практически постоянным и колебался в пределах 1-2 % от занятых по найму. Общее увеличение  численности  непостоянно занятых  произошло за счет двух групп работников. Вдвое возросло число работающих по срочным контрактам. При этом мы наблюдаем, скачкообразный рост в 2003 г., после чего их численность стабилизировалась в пределах 4,2-4,4 млн. человек. Еще более быстрыми темпами росла категория занятых по устной договоренности, число которых увеличилось в семь раз. В результате неформальная составляющая обеспечила почти половину (45 %) прироста непостоянной занятости в 1999-20007 г.г.

Следует подчеркнуть, что структура найма в формальном и неформальном секторах и динамика различных групп непостоянных работников, занятых в них, существенно отличается (таблица 3).

 

Таблица 3

Работающие в формальном и неформальном секторах по формам найма

 

Постоянно занятые

Занятые на определенный срок

Занятые на выполнение определенного объема работ

Формальный сектор

1999

Тыс. чел.

51484

1563

324

%

96,3

2,9

0,6

2003

Тыс. чел.

51777

3519

461

%

92,5

6,3

0,8

2007

Тыс. чел.

54425

3426

451

%

92,9

5,9

0,8

Неформальный сектор

1999

Тыс. чел.

1157

576

502

%

46,3

23,0

20,1

2003

 

Тыс. чел.

1702

731

544

%

35,3

15,2

11,3

2007

Тыс. чел.

2828

819

931

%

41,2

11,9

13,6

Информация о работе Методы государственного регулирования занятости в российской экономике