Методы государственного регулирования занятости в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определить методы государственного регулирования занятости населения в российской экономике.
В соответствии с поставленной целью следует решить следующие задачи:
- разобрать понятие занятости населения и безработицы и их главные составляющие;
- представить состояние занятости в российской федерации в современных условиях развития рынка;
- предоставить методы регулирования занятости населения в российской федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие занятости и безработицы…………………………..5
2. Состояние занятости РФ в современных условиях развития рынка……………………………………………………………………....10
3. Методы регулирования занятости населения в РФ……….22
Заключение ……………………………………………………………35
Список литературы…………………………………………………....

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

 

В формальном секторе доминирующей формой найма является работа по трудовому договору на неопределенный срок, т.е. постоянная занятость. Причем доля постоянно занятых снизилась несущественно. Значительная динамикой отличается только группа занятых на определенный срок, численность которых увеличилась в 2,2 раза (отметим, что пик роста пришелся на 2003 г.) рост числа работников, имеющих срочные договора, очевидно, связан с введением в феврале 2002 г. Трудового Кодекса. Новый закон, с одной стороны, несколько облегчил для работодателей процедуры найма работников на время. С другой стороны, издержки увольнения  по экономическим причинам по-прежнему велики, а возможности для функционирования в среде неформальных правил для предприятий формального сектора более ограничены, чем, для некорпорированных хозяйственных единиц. Такая ситуация усиливает стимулы к заключению срочных трудовых договоров именно у работодателей формального сектора. Неслучайно, что 88 % прироста работающих по срочным контрактам пришлось на предприятия формального сектора. Одним из главных практических эффектов принятия ТК является расширение масштабов срочного найма на крупных и средних предприятиях.[2]

Совершенно иная ситуация наблюдается в неформальном секторе. В нём преобладает наём на непостоянной основе. Абсолютным лидером по темпам роста является группа занятых по устной договорённости, численность которой увеличилась в 8,7 раз, а удельный вес – втрое. Она обеспечила почти половину  прироста числа наёмных работников, занятых в неформальном секторе (речь в первую очередь идёт о работающих по найму у физических лиц и индивидуальных предпринимателей). Обратим внимание, что введение нового Трудового Кодекса не привело в этом секторе к столь же существенному росту срочной занятости, который мы отмечали на корпоративных предприятиях. Число занятых на определённый срок увеличилось в полтора раза, а доля сократилась на 11 процентных пункта. Возможно, это связанно с тем, что хотя ТК и предоставил работодателям – физическим лицам возможность без ограничений заключать срочные трудовые договоры, но одновременно на них была распространена норма о необходимости производить обязательные отчисления в социальные фонды. В результате издержки использованных срочных контрактов для них существенно возросли, что и привело к весьма «сдержанному» росту срочной занятости. Таким образом, изменения в трудовом законодательстве оказалось не достаточным и во многом несистемным. Об этом же и свидетельствует и значительный рост численности работников, имеющих неоформленные трудовые отношения (даже если часть отмеченного роста является статистическим артефактом и связанна со скрытыми изменениями в методологии и технике измерения). Ранее зарубежными исследователями при изучении опыта стран с развитой рыночной экономикой (членов ОЭСР) и развивающихся государств (страны Латинской Америки и Карибского бассейна) было установлено, что сочетание ограничений на увольнения по экономическим причинам и на заключение срочных договоров влечёт рост неформальной занятости.[3] Очевидно, что и на российском рынке труда, несмотря на его, весьма специфический характер, действует данная закономерность. Кроме того, росту неформальных трудовых отношений способствует слабость механизмов инфорсмента, а так же неразвитость институциональной структуры рынка труда.

Приведённые выше данные позволяют нам сделать следующие выводы. Во-первых, очевидным является существенное увеличение масштабов непостоянной занятости в российской экономике, темпы которой были наиболее интенсивными в 1990-е и в начале 2000-х годов. Во-вторых, непостоянная занятость выступила в качестве особого адаптационного механизма, обеспечивая «подстройку» численности работников под колебание спроса на труд. В период экономического спада этот сектор «тормозил» общее падение занятости, сдерживая отток рабочей силы в экономическую неактивность и безработицу. С началом восстановительного роста непостоянная занятость стала важным генератором новых рабочих мест. В-третьих, российский рынок труда и сфера занятости остаются с точки зрения формальных институциональных ограничений зарегулированными, что в сочетании со слабыми и недостаточно действенными механизмами инфорсмента приводит к росту неформальной занятости. В результате гибкость занятости, в данном случае гибкость численности работников, обеспечивается во многом действием неформальных механизмов (работой по устной договорённости, занятостью в неформальном секторе), следствием чего является деформализация отношений занятости.

В условиях глубокого экономического кризиса такая «неформальная» гибкость была важным ресурсом адаптации, помогая гасить внешние шоки без ущерба для устойчивости всей системы. Но её оборотной стороной являются замедленная реструктуризация занятости, недофинансирование в специфический человеческий капитал, низкий уровень производительности труда. Как следствие, сложившаяся модель российского рынка труда оказалась во многом неадекватной задачам достижения устойчивого экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методы регулирования занятости населения в Российской Федерации

Понятие регулирования занятости населения тесно увязано с политикой занятости: «Регулирование занятости – это составная часть политики занятости, представляющая собой систему государственных мер, направленных на согласование рабочей силы и спроса на неё».[4]

Политика занятости – совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. В мировой политике выделяются три основных модели политики занятости, используемые в странах с развитой рыночной экономикой.

Египетская модель - предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда и, как следствие, рост доходов работающих. Такая политика предусматривает дорогостоящую систему пособий для большего количества безработных.

Скандинавская модель - основывается на обеспечении занятости практически всем трудящимся путём создания рабочих мест в государственном секторе со средними условиями оплаты труда. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечёт за собой увольнения.

Американская модель - ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения. При таком подходе безработица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами.[5]

Регулирование занятости — совокупность мер государственного прямого и косвенного воздействия на рынок труда с целью достижения поставленных целей. Цели регулирования занятости отражают нормативное состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая актуальные проблемы.

Регулирование занятости имеет несколько уровней:

· общегосударственный уровень, где решаются кардинальные социально-экономические задачи общества, причем большинство принимаемых решений в той или иной степени отражаются на занятости;

· региональный уровень, находящийся в пределах компетенции местных властей и возможностей соответствующих бюджетов, где принимаются решения по вопросам регулирования рынка труда, включая вопросы сдерживания массового высвобождения работников, расширения социальной помощи безработным и другое;

· локальный уровень, где осуществляются взаимоотношения субъектов рынка труда, конкретного человека с работодателем, службой занятости, местными органами исполнительной власти.

На всех уровнях регулирование должно осуществляться на основе общеэкономической концепции социально ориентированной рыночной экономики. С этой целью необходимо решить две наиболее важные задачи регулирования занятости.

Первая задача заключается в определении долгосрочной перспективы, предусматривающей стабилизацию общего спроса на труд, и уровней скрытой, частичной безработицы с их последующим снижением, при эффективном использовании занятых и более гибком спросе населения на рабочие места.

Вторая задача, ориентированная на краткосрочную и среднесрочную перспективы, предусматривает воспрепятствование массовому высвобождению потенциальных безработных и резкому увеличению реальной (открытой), в том числе застойной (длительной) безработицы. Здесь также предполагается взаимоувязанное высвобождение работников и создание новых рабочих мест с целью ограничения полного заблокирования процессов рационализации занятости.

Меры государственного воздействия на рынок труда должны быть оценены с позиции учета интересов работников и предпринимателей. Государственное регулирование занятости должно осуществляться по следующим основным направлениям:

1. Поддержка индивидуальных частных предпринимателей — ремесленничество, надомный труд и т.д., т.е. занятость, не требующая крупных затрат.

2. Создание в регионах частных бюро содействия занятости (без права признания ищущих работу в качестве безработных) для оказания содействия в трудоустройстве и самостоятельной занятости элитарным клиентам (т.е. той профессионально подготовленной части населения, которая никогда не обратится в бюро по трудоустройству или за пособием). Создание таких бюро должно быть исключительным правом органов государственной власти субъектов Федерации.

3. Создание специальных предприятий для организации общественных работ (средства на оплату труда резервируются за счет регионального фонда занятости, средства на материальные затраты — из региональных и местных бюджетов).

4. Организация переобучения работников, подлежащих сокращению без прекращения с ними трудового договора.

5. Использование администрациями регионов права на передачу части земельного фонда всем желающим инвесторам (в том числе иностранным) под обязательство создать новые предприятия (новые рабочие места), материальная и финансовая поддержка их создания.

6. Принятие в особых случаях мер по развитию частной индивидуальной деятельности.

7. Создание специальных предприятий для обеспечения надомного труда.

8. Создание предприятий для организации общественных работ по благоустройству, обслуживанию престарелых и т.д.

9. Создание новых казенных предприятий на базе определенных федеральными органами несостоятельных предприятий.

10. Обеспечение специальных программ внутренней миграции населения из кризисных районов.

Для решения проблем занятости населения государство планирует:

·   развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективно развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;

·    введение системы стимулирования развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности прежде всего в регионах с критической ситуацией на рынке труда;

·   обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства;

·  дальнейшее развитие системы непрерывного образования, включая внутрипроизводственное обучение, расширение возможностей самообучения, поддержку опережающего обучения персонала, находящегося под риском увольнения;

·   расширение структуры и видов общественных работ, условий их организации, проведения и финансирования с учетом качественного состава безработных и социально - экономических потребностей регионов;

·    развитие гибких форм занятости (например, надомный труд);

· реформирование системы назначения и выплаты пособий по безработице, разработку мер, способствующих активному поиску работы, участию в общественных работах и профессиональной подготовке. При определении минимального размера пособия по безработице отказаться от использования в качестве нормы минимального размера оплаты труда;

·  осуществление мер по усилению социальной защиты работников, работающих в режиме неполного рабочего дня (недели) или находящихся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с временной остановкой производства;

· внедрение в практику социальных планов предприятий, осуществляющих массовое высвобождение работников, временных изменений условий и режимов труда, досрочный выход на пенсию, дополнительные социальные льготы для увольняемых.

Таким образом, главная задача сейчас — оказание помощи тем, кто ищет работу, содействие в их трудоустройстве. Этому должны служить и меры по переподготовке, и создание новых рабочих мест, и государственная поддержка малого предпринимательства и самозанятость, и организация общественных работ.

Отечественная практика показала что, еще в 1991 г. была официально признана необходимость сотрудничества представителей ассоциаций работодателей, профсоюзов, органов занятости и общественных организаций в интересах регулирования рынка труда и своевременного разрешения противоречий в социально-трудовой сфере. Это нашло отражение в соответствующих указах Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров» (1991 г.), постановлении Правительства РФ №103 «О Российской Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (1992 г.), в законе «О занятости населения. РФ» и других законодательных актах.

В декабре 1999 г. было принято «Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2000— 2001 гг.». В нем отмечается, что необходимая основа для решения проблем занятости — эффективное развитие экономики, увязка мер социально-экономического развития, бюджетной и налоговой политики с мероприятиями по поддержанию занятости населения при разработке годовых и среднесрочных программ социально-экономического развития РФ. Для достижения этого необходимо осуществление следующих мер:

· разработать и использовать экономические рычаги обеспечения функционирования эффективно действующих рабочих мест и создания новых (в том числе и в сфере малого и среднего бизнеса);

Информация о работе Методы государственного регулирования занятости в российской экономике