Место и роль малого бизнеса в экономическом развитии общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Рыночный механизм представляет собой способ взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены и конкуренции. Его движущими силами являются интересы субъектов рыночных отношений, те выгоды, которые они рассчитывают получить посредством товарно-денежного обмена.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Малое предприятие. Малое предпринимательство. Критерии отнесения предприятий к малым в России и развитых странах.
Малый бизнес. Место малого бизнеса на рынке ресурсов и рынке продуктов, его роль на научно техническом рынке.
Взаимоотношения малого и крупного бизнеса.
Политика по поддержке малого бизнеса, формы ее осуществления.
Роль малого бизнеса в российской экономике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

Контрольная Малое предприятие 1.docx

— 80.74 Кб (Скачать)

США - пример системы государственной поддержки  малого бизнеса, которая во многом является типовой для стран с развитой рыночной экономикой. Государственную  политику развития сектора малого бизнеса (МБ) США реализует Администрация  малого бизнеса (АМБ), которая создана  в 1953 г. и подотчетна только президенту и конгрессу. Главные программы  АМБ связаны с кредитованием. Причем кредиты выдают коммерческие финансовые организации, а АМБ предоставляет гарантии на возмещение убытков в случае их невозврата. Программа государственных гарантий под кредиты малого бизнеса в США получила название «7а» - по номеру формы для заявки. Цель программы «7а» - предоставить возможность получить кредит малому предприятию, которое по каким-либо причинам не может взять его у заимодателя (банка) обычным путем. По этой программе кредитуются, в основном, начинающие предприниматели.

Другая  программа АМБ - «504» направлена на кредитование модернизации уже действующих  малых предприятий. Получив соответствующую  информацию о деятельности компании, по программе «504» можно получить долгосрочный кредит с фиксированной  ставкой финансирования для покупки  недвижимого имущества, оборудования, технологий. 72% бюджета АМБ направляется на кредитование по программе «7а»; 19,6% - по программе «504». Оставшиеся 7,2% идут на финансирование малых предприятий, создаваемых совместным инвестированием двух и более компаний; и всего 0,5% составляют микрокредиты (до 35тыс. долл.).

Таким образом, Соединенные Штаты с  их традиционным культом свободного частного предпринимательства, рынка  и частной инициативы проводят целенаправленную государственную политику поддержки  развития малого бизнеса. Американский опыт развития малого бизнеса подтверждает ключевую роль МБ в решении проблемы занятости, ускорении темпов социально-экономического развития за счет формирования среднего класса, сглаживает негативные последствия  социальной напряженности в обществе, которая с годами не только не ослабевает, а, напротив, усиливается.

Таким образом, и в зарубежных странах  с высоким уровнем экономического развития и развитой рыночной инфраструктурой, и в развивающихся зарубежных странах поддержка малого бизнеса  осуществляется путем реализации комплекса  мер государственными органами федерального и, особенно, регионального и местного уровня. При этом меры осуществляются дифференцированно, выборочно, с тем, чтобы содействие оказывалось определенным приоритетным направлениям малого предпринимательства - молодежным, женским и высокотехнологичным  микрофирмам; сохранению существующих рабочих мест и стимулированию работодателей к созданию новых малых предприятий. 

В мае 1993 г. Правительство РФ приняло постановление  № 446 "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации", определяющее приоритеты развития малого предпринимательства:

  • производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
  • производство продовольственных, промышленных товаров народного

    потребления, лекарственных препаратов и медицинской  техники;

  • оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
  • строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения;
  • инновационная деятельность.

Также в нашей стране действует федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (принят 12.05.1995). В статье 6 данного закона говорится о том, что государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:1) формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; 2)создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; 3)установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; 4) поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами. 5)организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий

Также в России имеются такие формы государственной поддержки малого бизнеса как: обеспечение государственным заказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, прямое финансирование, льготное кредитование, льготная налоговая политика.

В то же время опыт зарубежных стран показывает, что ресурсная необеспеченность малого инновационного бизнеса заставляет государство поддерживать малый  бизнес по следующим основным направлениям: 

- Финансовая  поддержка (формирование государственных  программ обеспечивающих льготное  кредитование малых предприятий,  субсидии, налоговых и амортизационных  льгот и т.д.)

- Материально-техническая  поддержка (различные формы предоставления  технологии и оборудования в  аренду малого бизнеса, создание  технопраков и т.д.)

- Консультативная  и информационная поддержка (обеспечение  доступа к техническим библиотекам,  базам данных, оказание консультативных  и правовых услуг, особенно  по проблемам создания, управления, налогообложения и т.д.)

- Создание  рыночной инфраструктуры (локальных  ярмарок, рынков оборудования  и технологий для малых фирм, рынков сбыта и т.д.) 

Целенаправленная  государственная финансовая поддержка  малого предпринимательства может  осуществляться по двум основным направлениям. Первое из них предполагает направление  бюджетных средств непосредственно  в сферу малого бизнеса, т.е. связано  с оказанием субъектам малого предпринимательства прямой финансовой помощи в виде субсидий, дотаций, кредитов, в т.ч. льготных и беззалоговых; гарантий по кредитам коммерческих банков; полной или частичной компенсации финансовым структурам недополученной прибыли при кредитовании малых предприятий по пониженной процентной ставке, а также совместного финансирования за счет бюджета и финансово-кредитных организаций. Такая финансовая помощь может быть как безвозвратной, не оговоренной какими-либо предварительными условиями, так и предполагающей использование средств строго по назначению при условии их возврата или компенсации. В любом случае перед государством стоит важнейшая задача обеспечения необходимого уровня бюджетных ассигнований и их эффективного использования. Необходимо предусмотреть специальные бюджетные ассигнования на цели поддержки и развития малого бизнеса в размере фиксированной доли расходов федерального, региональных и местных бюджетов.

Второе  направление представляет собой  форму косвенной финансовой поддержки  малого бизнеса, нацеленной на создание благоприятных условий для привлечения  инвестиций и накопления капитала в  этом секторе экономики. Соответствующие  меры могут включать общегосударственные  и региональные режимы льготного  налогообложения малых предприятий, внедрения упрощенных систем налогообложения; установление норм ускоренной амортизации  основных фондов малых предприятий; распространение в сфере малого предпринимательства системы лизинга  и т.д.

При этом следует отметить существенную перестановку акцентов в реализации государственной  политики в сфере малого бизнеса  в последние годы: поддержка субъектов  малого бизнеса оказывается не напрямую, а преимущественно через кредитно-финансовые организации, обеспечивающие их обслуживание. Так происходит максимальная передача функций по осуществлению финансовой поддержки малого предпринимательства  с федерального на региональный и  местный уровни управления. Однако, подобная практика в нашей стране не оправдала себя: бесконтрольность функционирования фондов поддержки развития малого бизнеса и др. аналогичных организаций на региональном уровне повсеместно приводит к нецелевому использованию средств, выделяемых на поддержку малого предпринимательства.

В странах  с развитой рыночной экономикой системы  финансовой поддержки малого бизнеса  развиваются уже десятилетия  и представляют собой большой  комплекс программ, включающий мероприятия  по оказанию помощи малым предприятиям в течение всего срока их функционирования. В результате проведения такой политики в развитых странах предприятия  малого бизнеса производят до 70% ВВП, а также являются основными работодателями для населения (до 2/3 занятых). Вклад  этого сектора в экономику  России значительно скромнее: доля малых и средних фирм в ВВП  России составляет около 15%, а в общей  численности занятых - чуть более 10%. Сложившаяся в России система  государственной финансовой поддержки  малого бизнеса содержит практически  полный комплекс мероприятий, направлений, форм и методов, используемых в развитых странах. Однако исследования финансового  состояния отечественных субъектов  малого предпринимательства показывают, что результативность работы этих государственных  механизмов очень низкая. Поэтому  приоритетными задачами в этой области  являются выявление и устранение причин, блокирующих реализацию государственных  финансовых программ по поддержке малых  предприятий, разработка и внедрение их качественных изменений при максимальном использовании наиболее действенных механизмов. Повышение эффективности системы государственной финансовой поддержки малого бизнеса следует рассматривать как актуальное направление экономических реформ в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5

Роль  малого бизнеса в  российской экономике.

Необходимо  отметить, что в бывшем СССР не уделялось  должного внимания развитию малого бизнеса, а приоритет отдавался крупным  и средним предприятиям, что привело  в конечном итоге к монополизации  промышленного производства. С переходом  на рыночные отношения это стало  существенным тормозом для развития национальной экономики.

Малый бизнес в Российской Федерации стал развиваться с 1989 г., но особенно интенсивно - с 1990 г. На начало 2004 г. уже насчитывалось 890,9 тыс. малых предприятий. Малые предприятия в Российской Федерации уже создают 10—11% ВВП, в них занято свыше 7,2 млн человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей — более 11 млн чел., что составляет 16,9% общего количества занятых в экономике. Эти показатели ниже уровня развитых зарубежных стран в 5-6 раз, а следовательно, в Российской Федерации далеко не использован имеющийся огромный потенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы благоприятные условия, в том числе оказана государственная поддержка для развития малого бизнеса. 

В последнее  время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место  ныне распадающихся крупных монополистических  предприятий, относящихся как к  тяжелой, так и к другим не менее  важным отраслям промышленности?

Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они  могут дать России необходимую насыщенность рынка, устойчивые цены, среду конкуренции, которой так не хватало крупным  монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения  новых технологий всегда был заторможен.

Особенно  актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в  свете последних изменений в  экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса 1998 года, который привел к банкротству  большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке  малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров  и услуг, а большинство средних  и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать. Данная экономическая  ситуация создала условия для  оптимального варианта экономической  единицы, как малое предприятие, малый бизнес. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм привело к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации. И одним из самых главных преимуществ является то, что малый и средний бизнес, неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, что благоприятно скажется на экономическом состоянии страны.

Развитие  в России малого бизнеса имеет  большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

• мелкий бизнес позволяет заполнить все  российские рынки и наиболее полно  удовлетворять потребности населения  в товарах и услугах;

• для  создания мелких фирм не требуются  крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;

• развитие мелкого бизнеса - это одно из действенных  направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;

• мелкие предприятия проще в управлении, им не требуется создавать сложные  управленческие структуры;

• мелкие фирмы могут быстрее и дешевле  перевооружаться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную  или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания  автоматизированного и ручного  труда;

Информация о работе Место и роль малого бизнеса в экономическом развитии общества