Место и роль малого бизнеса в экономическом развитии общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Рыночный механизм представляет собой способ взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены и конкуренции. Его движущими силами являются интересы субъектов рыночных отношений, те выгоды, которые они рассчитывают получить посредством товарно-денежного обмена.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Малое предприятие. Малое предпринимательство. Критерии отнесения предприятий к малым в России и развитых странах.
Малый бизнес. Место малого бизнеса на рынке ресурсов и рынке продуктов, его роль на научно техническом рынке.
Взаимоотношения малого и крупного бизнеса.
Политика по поддержке малого бизнеса, формы ее осуществления.
Роль малого бизнеса в российской экономике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

Контрольная Малое предприятие 1.docx

— 80.74 Кб (Скачать)

НТП как  процесс совершенствования материальной базы, продуктов производства на основе создания и освоения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) осуществляется с целью лучшего удовлетворения общественных потребностей, экономии рабочего времени.

Сегодня можно говорить, что НТП – это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации научных знаний.

Исходя  из определения становится понятно, что НТП базируется на взаимосвязи и взаимодействии следующих составляющих, образующих единый непрерывный комплекс: «наука – техника – производство – потребление». 

Социально-экономическое  развитие в современном мире определяется научно-

техническим прогрессом. Продуктовые, технологические, управленческие и маркетинговые инновации обусловливают уровень и качество жизни населения, состояние окружающей среды, социально-культурные изменения являются важнейшим фактором конкурентоспособности организаций. Российские компании все более активно используют нововведения в своей деятельности. Растет число используемых передовых производственных технологий, в 2008 г. их количество составило 184568, что на 30,92 % больше, чем в 2005 г. Затраты предприятий на технологические инновации увеличились за указанный период

более чем в 2 раза. Объем инновационных  товаров, работ, услуг также вырос  в 2 раза.

В г. Красноярском крае в 2010г было принято решение создать Совет молодых ученых и специалистов Красноярского края, который будет содействовать профессиональному становлению начинающих исследователей, студентов, аспирантов, преподавателей и специалистов.

Основной задачей стали меры муниципальной поддержки молодежного инновационного предпринимательства в рамках реализации проекта "Красноярск - 2020". Перевод экономики на инновационную основу - одна из ключевых задач в стратегии развития города и края. Главенствующая роль в этом процессе должна принадлежать субъектам малого бизнеса, способным оперативно внедрять новые разработки.

Важность  роли малого и среднего бизнеса в  развитии научно-технического прогресса трудно переоценить. Все больше нововведений становятся результатом деятельности малых предприятий, действующих на острие научно-технического прогресса. Многие из этих инновационных малых предприятий осуществляют свою деятельность, не имея собственных производственных площадей, дорогостоящего лабораторного и других видов оборудования.

Формы осуществления инновационной деятельности разнообразны. Предприятие

может самостоятельно заниматься научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками, заказывать их другим организациям, покупать лицензии на использование готовых технологий или приобретать малые инновационные компании. Финансирование инноваций предприятие может реализовывать за счет собственных средств, кредитов, эмиссии ценных бумаг, привлечения венчурных инвесторов и т. д. Инновационная политика компании должна определять, какие формы инновационной деятельности являются для нее первостепенными. Среди преимуществ малых предприятий, занятых инновационной деятельностью можно выделить:

  • мобильность и гибкость;
  • многоплановый характер мотивации, в том числе возможность повышения статуса малого предприятия, усиление его роли как лидера;
  • возможность узкой специализации научных поисков или разработки небольшого круга технических идей;
  • малый управленческий персонал;
  • возможность широкого использования и привлечения всех видов ресурсов для решения локальных задач.

Инновационная деятельность предполагает следующие  виды специализации:

научно-исследовательская  деятельность в рамках разработки и  проектирования новых продуктов; инжиниринговая и консалтинговая деятельность.

Инновационная политика предприятий должна быть направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий, расширение сбыта отечественных товаров, а это требует формирования и развития инновационного предпринимательства.

Как известно, правительство РФ объявило о переходе экономики на инновационный путь развития.

В западных странах приоритет в вопросах инноваций принадлежит именно малому бизнесу, тогда так корпорации внедряют их научные разработки в производство такое разделение труда ведет к повышению общей эффективности экономики.

Государственное регулирование экономики и инновационных  процессов, как отмечают многие учёные, является одним из главных условий  перевода функционирования хозяйства  на рыночные рельсы, играет серьёзную  роль в стимулировании инновационной  активности в сфере малого и среднего предпринимательства. Это регулирование  процессов, пронизывающих всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность предпринимателей, в конечном счёте, ориентировано на удовлетворение конкретных общественных потребностей через рыночный успех коммерциализации новшеств.

Необходимость регулирования и стимулирования инновационной деятельности, с одной  стороны, связана с возрастающим значением инноваций для стабилизации социально-экономического развития общества и укрепления национальной безопасности, с другой стороны, обусловлена ограниченностью  рыночных механизмов в области получения  и внедрения научно-технических  результатов.

В связи  с тем, что во всех развитых странах  именно малый бизнес является основой  среднего класса, степень развития которого предопределяет качество уровня жизни населения, то без стабильного, систематично и поступательно развивающего сектора малого бизнеса нет ни благополучного общества, ни цивилизованной государственной системы.

В России инновации в основном сосредоточены  в малом и среднем бизнесе, в сферах обслуживания и торговли, что сильно отличается от экономически развитых стран, где они играют важную роль практически во всех отраслях экономики, включая промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.п.

Кроме того, необходимость стимулирования нововведений в переходной экономике  РФ порождена кризисными тенденциями  в науке, производстве и потребностью выхода из стагнации.

Рассматривая  инновационную политику государства  и малых инновационных предприятий, можно увидеть, что в основе здесь  лежит управление изменениями с  целью внедрения и использования  новых видов оборудования, процессов, модификации различных сторон деятельности предприятий.

В свете  перехода экономики на инновационный  путь развития напрашивается вывод  о целесообразности активного укрепления позиций российского малого бизнеса.

Способы решения все этих проблем достаточно очевидны: необходимо снижать налоги и устанавливать льготы для малого бизнеса, бороться со злоупотреблениями  бюрократии.

Важность  государственного регулирования инновационных  процессов вызвана, в первую очередь, их возрастающим значением для экономики  и общества в целом. 
 

3

Взаимоотношения малого и крупного бизнеса.    

 

Хозяйственная структура современного общества представляет собой систему, включающую государственный  сектор экономики, корпорации и малые  предприятия, взаимодействующие и  дополняющие друг друга. Естественно, характер такого взаимодействия определяется экономическими условиями страны, своеобразием текущего этапа её развития. В последние  годы, как подтверждает мировая практика, преобладают явно выраженные интеграционные тенденции.

Все крупнейшие зарубежные корпорации “выросли”  из тех предприятий, которые сегодня  именуют “малыми”. В настоящее  время крупные предприятия все  чаще создают вокруг себя малые, в  том числе на основе бывших филиалов, отделений, дочерних фирм. Тем самым  они повышают “рыночную гибкость”, избавляются от нерациональных накладных  затрат, уменьшают налоговые платежи.

Будучи  необходимым элементом рыночной экономики, малое предпринимательство  берет на себя некоторые специфичные  функции, определяющие его экономические  особенности, одна из которых связана, например, с совпадением базовых  функций предпринимательства как  вида деятельности и предпринимателя  как собственника. Отсутствие традиционного  для крупных предприятий разделения прав и функций между собственниками и наемными менеджерами обеспечивает малому предпринимательству множество конкурентных преимуществ.

Другой  экономической особенностью малых  предприятий является способность  быстро адаптироваться к изменяющейся конъюнктуре рынка, осваивать новые  виды продукции, переориентироваться  на другие категории клиентуры, а  при необходимости осуществить  полное перепрофилирование уставной деятельности. Для субъектов крупного бизнеса  подобная модель рыночной стратегии  неприемлема, поскольку предполагает значительные финансовые потери.

Правомерно  также говорить о лучших возможностях малого предпринимательства в инновационном  проектировании и экспериментальном  внедрении инноваций. Например, в  США на малое предпринимательство  в целом приходится более половины создаваемых инноваций, а в пересчете  на одно рабочее место на малых  предприятиях внедряется в 2,5 раза больше инноваций, чем в крупном бизнесе.   

Малое предпринимательство является фундаментальной  основой формирования “среднего  класса”. Однако в России свой вклад  в увеличение “среднего класса”  малое предпринимательство вносит лишь путем формирования класса собственников, но не высокооплачиваемых наемных работников. Эту функцию принимают на себя крупные предприятия, способные  содержать высокооплачиваемых менеджеров и специалистов необходимого им профиля. Значительное число малых предприятий  в лице индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и семейных фирм вообще не используют наемный труд.

Несомненным преимуществом малого предпринимательства  является меньшая стоимость создания рабочих мест, что практическая подтверждается при реализации государственных  социальных программ, направленных на снижение уровня безработицы. Создавая благоприятные условия для развития малого предпринимательства, государство  может рассчитывать на появление  большего числа рабочих мест, чем  при содействии другим категориям работодателей. Так, в США компании с численностью работающих менее 100 человек создают два из каждых трех рабочих мест.

К числу  социальных функций малого предпринимательства  правомерно отнести содействие вовлечению в процесс общественного воспроизводства  дополнительных трудовых ресурсов, практически  не используемых другими группами работодателей. К ним относятся граждане, чей  трудовой потенциал как носителей  товара “рабочая сила” ограничен  объективными факторами. Это пенсионеры, несовершеннолетние, инвалиды с ограниченной трудоспособностью, многодетные матери и т.п. В условиях рыночной экономики  большинство работодателей не может рассматривать их в качестве полноценных работников и, следовательно, обеспечить им возможность постоянного трудоустройства. Малое предпринимательство предъявляет не столь жесткие требования. В семейных фирмах задействован труд всех минимально трудоспособных членов семьи. Малые предприятия, использующие наемный труд, лучше приспособлены для организации труда надомников, учащейся молодежи, граждан пожилого возраста. Учитывая, что доля последних двух групп в общей численности населения экономически развитых стран постоянно увеличивается, возрастает и практическая значимость рассматриваемой функции малого предпринимательства.

В развитых странах малые предприятия успешно  взаимодействуют с представителями  крупного бизнеса, рассматривающими их как стратегических партнеров. К  ним относятся промышленные, торговые, строительные, транспортные, а также  научно-технические и сервисные  корпорации, использующие в своей  деятельности франчайзинг, венчурное  финансирование и лизинг.

Большую роль в формировании российской модели взаимодействия малого и крупного бизнеса  играли способы и экономические механизмы образования малых предприятий. Первоначально значительная доля малых предприятий (более 30%) образовывалась в результате непосредственного дробления крупных предприятий и означала, по сути, перетекание средств из государственного сектора в частный. На базе различных цехов производственного комбината возникало несколько автономных фирм с различной специализацией: столярный цех порождал малое предприятие по производству окон, дверей и другой столярной продукции; механический цех - малую фирму по оказанию услуг в ремонте машин и выпуску запасных частей и т.д. 

Другая  часть малых предприятий образовывалась путем создания дочерних фирм при  крупном предприятии; их учредителем  или одним из учредителей выступало  само предприятие. Такие фирмы обычно создавались для решения конкретных задач, связанных с деятельностью “материнского” предприятия. Например, на Западно-Сибирском металлургическом комбинате было создано 151 дочернее предприятие, часть которых занималась сбытом продукции и обеспечением основного производства, а другие представляли работникам комбината различные услуги. К числу других относились: три пивоваренных завода, две обувные фабрики, фабрика колбасных изделий, булочная, несколько ферм, фабрика по производству стекла, завод по розливу соков, родильный дом на 330 мест, хирургическая больница на 550 мест, заводы по производству рыбы и икры, расположенные на Каспийском море и на Дальневосточном побережье, фабрика по производству мебели и ее компонентов, несколько яслей, детских садов, профилакториев и т.п. При этом некоторые из перечисленных предприятий финансировались из бюджета региона, прочие же вполне самоокупаемы. Большое количество “дочерних” фирм создавали для комбината с одной стороны дополнительную нагрузку, но, с другой – при их достаточно высокой рентабельности они придавали ему дополнительную финансовую устойчивость. В случае же возникновения кризисной ситуации их можно было просто продать.

Информация о работе Место и роль малого бизнеса в экономическом развитии общества