Место и роль малого бизнеса в экономическом развитии общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Рыночный механизм представляет собой способ взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены и конкуренции. Его движущими силами являются интересы субъектов рыночных отношений, те выгоды, которые они рассчитывают получить посредством товарно-денежного обмена.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Малое предприятие. Малое предпринимательство. Критерии отнесения предприятий к малым в России и развитых странах.
Малый бизнес. Место малого бизнеса на рынке ресурсов и рынке продуктов, его роль на научно техническом рынке.
Взаимоотношения малого и крупного бизнеса.
Политика по поддержке малого бизнеса, формы ее осуществления.
Роль малого бизнеса в российской экономике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

Контрольная Малое предприятие 1.docx

— 80.74 Кб (Скачать)
 

Министерство  сельского хозяйства  Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и  образования

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный аграрный университет»

Институт экономики и финансов АПК 

    Кафедра «Экономики и агробизнеса» 

    Экономическая география 
     
     
     

    КУРСОВАЯ РАБОТА

Место и  роль малого бизнеса в экономическом  развитии общества 
 
 
 
 

                           

    Выполнил

    студент группы №11

    спец. 080109.65

 
 
    Илькина Ю.В.
 
    (подпись)
 
 
    Принял

    преподаватель

   
 
    (подпись)
 

 
 
 
 

Красноярск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
  1.   Малое предприятие. Малое предпринимательство. Критерии отнесения предприятий к малым в России и развитых странах.
  2. Малый бизнес. Место малого бизнеса на рынке ресурсов и рынке продуктов, его роль на научно техническом рынке.
  3.   Взаимоотношения малого и крупного бизнеса.
  4.   Политика по поддержке малого бизнеса, формы ее осуществления.
  5.   Роль малого бизнеса в российской экономике.

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    3-5 

   6-9

   

    10-14

    15-19

    20-26 

    27-30

  

   31

    32

   


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

В последние  десятилетия мир стал свидетелем огромного прогресса в экономическом  развитии, однако обретение богатства  и достижение процветания происходит настолько неравномерно, что перекосы в экономическом развитии обостряют  и без того серьезные социальные проблемы и политическую нестабильность фактически во всех регионах мира. 

Существуют  различные представления об экономике. Обыденное понимание: экономика  – это все национальное хозяйство  страны, все его отрасли и виды производства товаров и услуг  – промышленность, сельское хозяйство, торговля и так далее. В более  строгом понимании экономика  представляет собой систему отношений  людей между собой в процессе производства, распределения, обмена и  потребления материальных и нематериальных благ и услуг, необходимых для  удовлетворения разнообразных потребностей. Наука об экономике, дающая цельное  представление о всей экономической жизни людей в системе понятий, категорий, принципов, теорий и экономических законов называется экономической теорией. 

Производство – это процесс взаимодействия человека и природы с целью создания материальных и духовных благ. Производством являются охота, рыбная ловля, скотоводство и всякая другая деятельность, характерная для первой ступени развития человеческой цивилизации. К производству относятся также обработка земли и переработка сырья в промышленные изделия. Производство подразделяется на производство, создающее материальные блага и создающее услуги.

Оптимальное функционирование производства возможно на основе рыночных форм экономических  связей. Хозяйственная практика свидетельствует  о том, что на нынешнем этапе общественного  развития рыночный механизм является наиболее эффективным инструментом, активизирующим человеческую деятельность, широкое внедрение в производство научно-технических достижений, содержит в себе внутренние импульсы саморазвития и саморегулирования. 

Рынок представляет собой определенную систему социально-экономических отношений между продавцом и покупателем, проявляющихся через товарно-денежный механизм.

Рыночный  механизм представляет собой способ взаимодействия основных элементов  рынка: спроса, предложения, цены и конкуренции. Его движущими силами являются интересы субъектов рыночных отношений, те выгоды, которые они рассчитывают получить посредством товарно-денежного обмена. 
 
 

Функции рынка:

  • Регулирующая – рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.
  • Стимулирующая – по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг.
  • Информационная – дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.
  • Посредническая –  в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.
  • Санирующая – рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.
  • Социальная – рынок дифференцирует доходы участников рынка.
 

Основу  рыночной экономики составляет частная  собственность. Она является гарантией  соблюдения добровольно заключенных  контрактов и невмешательства третьих  лиц.  

Частная собственность - собирательное понятие для обозначения принадлежности средств производства частным (негосударственным и непубличным) лицам, которые используют это имущество для достижения своих интересов. В качестве частных лиц могут выступать граждане и юридические лица.

Основным  типом хозяйственной деятельности в рыночной экономике является предпринимательство. 

Предпринимательство – это самостоятельная, инициативная деятельность граждан и фирм, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая под их имущественную ответственность.

Проще говоря, предприниматель – это  человек, который берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и  труда в единый процесс производства товаров и услуг, он выступает  как бы катализатором этого процесса. Предприниматель берет на себя трудную  задачу принятия решений и ответственности  за их выполнение. Это человек, идущий на риск, новатор.

Основной  организационной единицей предпринимательской  деятельности является фирма.  

Фирма может состоять из одного или нескольких предприятий, которые занимаются одним и тем же или разными видами хозяйственной деятельности. В нашей экономической литературе нет четкого разграничения между понятиями «фирма» и «предприятие». Часто эти понятия используются как синонимы. Иногда термин «фирма» употребляется только по отношению к частным предприятиям.

В рамках законодательства РФ предприятием (фирмой) является самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие после государственной регистрации  в установленном порядке приобретает  статус юридического лица.  

Главные задачи действующего предприятия:

  • стабильное наращивание темпов роста объемов высококачественного производства продукции и дохода предприятия;
  • возмещение затрат и получение прибыли владельцем предприятия;
  • обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с рыночным спросом и имеющимися производственными возможностями, а также обновлять ассортимент выпускаемой продукции;
  • рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;
  • разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия на рынке;
  • систематически внедрять новые технологии (новации) в производство, в организацию труда и управление;
  • обеспечение выплаты заработной платы не ниже МРОТ, установленного государством;
  • создание нормальных условий труда работникам предприятия и возможностей их профессионального роста, повышение жизненного уровня рабочих, создание благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;
  • создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;
  • охрана окружающей среды.
 
 
 
 
 

1

Малое предприятие. Малое  предпринимательство. Критерии отнесения  предприятий к  малым в России и развитых странах.

В экономике  развитых западных стран значительное место занимают малые предприятия, число которых за последнее время  увеличилось и в Российской Федерации. К малым предприятиям в мировой  практике относятся предприятия  по величине таких критериев, как  среднегодовое число занятых  работников на предприятии, величина (объем) активов предприятия и ежегодный  оборот. В Российской Федерации критерием  отнесения предприятий к малым  является численность всего персонала, как состоящего в штате, так и  работающего, по гражданско-правовым договорам.

Одно  малое предприятие не играет никакой  роли в экономики страны, но так  как в некоторых странах они  исчисляются миллионами, то в результате происходит серьезное регулирование  экономики, все вместе они способны производить до половины всей продукции страны. В России в 2005 г. было примерно 3 млн. малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, в США — около 23 млн. К малым предприятиям относят, кроме производственных, коммерческие, консалтинговые фирмы, многие предприятия розничной торговли, сферы услуг. Малый бизнес в России дает примерно 12% ВВП, в США — 70%, в Японии— 78%.

Практически во всех странах малые предприятия  создаются как начальное звено  в большой производственной цепи. Например, существует крупное предприятие, занимающееся производством автомобилей. Его поставщиками (колес, двигателей и т.д.) являются как раз малые  предприятия. Конечно, в любом деле имеются и исключения.

Статьей 4 Федерального Закона №209-ФЗ от 24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» определены категории субъектов малого и  среднего предпринимательства.

 К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: 

  1. для юридических  лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных  юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и  иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
  2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

Информация о работе Место и роль малого бизнеса в экономическом развитии общества