Место и роль малого бизнеса в экономическом развитии общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Рыночный механизм представляет собой способ взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены и конкуренции. Его движущими силами являются интересы субъектов рыночных отношений, те выгоды, которые они рассчитывают получить посредством товарно-денежного обмена.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Малое предприятие. Малое предпринимательство. Критерии отнесения предприятий к малым в России и развитых странах.
Малый бизнес. Место малого бизнеса на рынке ресурсов и рынке продуктов, его роль на научно техническом рынке.
Взаимоотношения малого и крупного бизнеса.
Политика по поддержке малого бизнеса, формы ее осуществления.
Роль малого бизнеса в российской экономике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

Контрольная Малое предприятие 1.docx

— 80.74 Кб (Скачать)

Третья  группа малых предприятий образовывалась как автономные фирмы, которые в последствии становились аффилированными структурами крупных предприятий. Многие малые предприятия этой группы были созданы в ходе приватизации (полной или частичной) государственной собственности. Наиболее характерным способом организации таких предприятий стало создание трудового коллектива с последующим выкупом основных фондов. Таким путем прошли почти все предприятия розничной торговли, пищевой промышленности и другие предприятия, небольшие по количеству работающих и номенклатуре выпускаемой продукции.

Некоторые предприятия образовались в результате консолидации физических лиц (несколько  будущих предпринимателей объединяли свои капиталы для совместной деятельности). Это была наиболее распространенная форма для мелкооптовых и розничных  торговых, посреднических фирм, компаний, оказывающих услуги населению.

Не последнюю  роль в сложившейся ситуации сыграл и тот факт, что в нашей отечественной  экономической литературе, особенно при освещении мирового опыта, делался  акцент на то, что малые и средние  предприятия являются более эффективными и более значимыми для общества, чем крупные. По ряду параметров это  соответствует действительности. Так, помимо такого общепризнанного преимущества, как обеспечение занятости, мелкие предприятия более гибко и  оперативно реагируют на запросы  рынка, легче перестраиваются, их техническое  перевооружение менее капиталоемкое, норма прибыли на капитал больше, на единицу заработной платы они  создают больше стоимости. На небольших  предприятиях легче и дешевле  осуществлять специализированное производство, что обеспечивает высокую рентабельность.

Но эти  и другие положительные стороны  малых и средних предприятий  еще не дают основания для того, чтобы противопоставлять их крупным. Последние, о чем свидетельствует и наш прошлый опыт, и мировой, также имеют свои положительные стороны. Поэтому принимать за аксиому то, что мелкое производство эффективнее крупного, нет оснований. Предпочтение тому или другому может быть отдано с учетом конкретных условий и обстоятельств. Очевидно, что в России нельзя не учитывать того факта, что в силу многих причин основной формой производства являются крупные структуры, представляющие сложные народнохозяйственные комплексы. Целесообразность их разукрупнения должна быть всесторонне взвешена и оправдана. Волевое решение об их дроблении и образовании вместо них мелких организационных форм предпринимательской деятельности во имя так называемого создания конкурентной среды не может быть оправдано. Дело в том, что многие крупные промышленные гиганты, представляют собой не только единый технологический комплекс, но и являются градообразующими структурами. Их разрушение может иметь отрицательные социальные последствия.

В современной  мировой практике возобладала позиция  не противопоставления мелкого и  крупного производства, а их разумного  сочетания. Эффективное использование ресурсных возможностей национальной экономики, как и её отдельных региональных и отраслевых секторов, также зависит от рационального соотношения числа крупных и малых предприятий.

Мелкие  и средние предприятия, сохраняя свою экономическую и юридическую  самостоятельность, органически входят в состав крупных корпораций. Причем последние часто сами инициируют образование мелких фирм, особенно на новых научно-технологических  направлениях, оказывая им всестороннюю поддержку. Такие действия поощряются государством путем льготного налогообложения  капитала, вкладываемого крупными фирмами  в развитие малых предпринимательских  структур. 

В установлении взаимодействия крупного и малого бизнеса  особую роль играет государство, которое  предоставляет льготы малому бизнесу, делая его привлекательным для  крупного и среднего предпринимательства, поскольку размещение заказов на малых предприятиях позволяет сократить  производственные издержки. Именно государство  может стимулировать крупные  фирмы, отдавая предпочтение при  распределении государственного заказа тем из них, которые будут выполнять  его с привлечением малого бизнеса, так как большинство малых  предприятий производственной сферы  вообще не может устойчиво работать без заказов крупных и средних  предприятий. Во всех странах с рыночной экономикой каждая крупная производственная компания сотрудничает с десятками  и даже сотнями мелких предприятий.

В российских условиях взаимодействие крупного и  малого предпринимательства исключительно  важно для перевода экономики  на инновационный путь развития, что  требует постоянных контактов участников инновационного процесса, позволяющих  корректировать научные исследования, опытно-конструкторские разработки и производственный процесс. Такое  взаимодействие имеет свои особенности, обусловленные корпоративными интересами, которые обеспечивают инновационную интеграцию любых организаций независимо от их величины.

Для существенного  подъема российской экономики необходимо содействовать максимальному увеличению числа малых предприятий в  производственной сфере, стимулировать  развитие взаимосвязей между малым, средним и крупным промышленным бизнесом, творчески использовать соответствующий  зарубежный опыт. Всё это должно стать составной частью общей  политики в сфере реструктуризации отечественной экономики, поскольку  предпринимательство в целом, независимо от своих масштабов, представляет собой  единый и взаимосвязанный процесс. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4

Политика  по поддержке малого бизнеса, формы ее осуществления.

Хотя  «лицо» любого развитого государства  составляют крупные предприятия  и корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала - во многом определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной экономикой являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Существенная роль малого предпринимательства определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.

Мелкий  бизнес присутствует во всех сферах и  областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с  другими секторами экономики  в России выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается  специфика малого предпринимательства - пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические  и социальные проблемы. Функционирование малых предприятий демонстрирует  хорошую адаптацию к внешним  условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей  гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов Он является надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий.

Вследствие  большого значения малых предприятий  для социального и экономического положения в стране, в большинстве  стран разрабатываются законы, направленные на помощь в развитии малых предприятий.

Так в  мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При  этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним  фирмам финансовые, технические и  прочие ресурсы и поддерживать частную  инициативу любой ценой. Государство  призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

Цель  государственной поддержки бизнеса - создание равных условий для всех объектов хозяйствования, занятых в  сфере бизнеса, а также выравнивание предпринимательских структур по сравнению  с другими сферами общественного  производства.

В большинстве  стран-членов ЕС определение национальной политики в отношении малого предпринимательства  является прерогативой федеральных  властей, а конкретные мероприятия  реализуются на уровне регионов. Все  государства ЕС помогают малому бизнесу получить доступ к источникам финансирования, используя при этом различные, более присущие для определенных национальных экономик рычаги. Так, страны Великобритания и Нидерланды в основном сосредоточиваются на обеспечении гарантий займа для малого бизнеса. Франция, Италия, Испания создают особые резервы для поддержания малого бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций.

Значительная  роль в стимулировании развития мелких фирм Великобритании принадлежит бюджетной  политике правительства. К мерам  общего характера относится установление для мелких фирм пониженной ставки налога с корпораций. Запись доходов  и издержек ведется только по факту  независимо от того, к какому периоду  они относятся.

Огромное  значение в развитии малого бизнеса  Великобритании имеют Программы  оказания финансовой помощи: «Схема грантов», «Агентства помощи предприятиям местного значения», которые осуществляют финансовую поддержку мелких фирм на региональном уровне; «Схема содействия в создании предприятий» предусматривает финансовую помощь безработным, намеренным начать собственное дело. Специальные программы  обеспечивают финансовую помощь молодежи при создании либо расширении их бизнеса, подготовку предпринимателей в сфере  мелкого бизнеса; помощь муниципальным  властям в деле создания нового и  развития существующего мелкого  бизнеса в городах. Профессиональную подготовку мелких бизнесменов осуществляют специальные советы по подготовке специалистов.

В некоторых  странах (Бельгия, Франция, Нидерланды и др.) реализуется практика предоставления малому бизнесу рискового капитала. В частности, правительства этих стран гарантирует компенсацию  возможных убытков венчурных  фондов.

В странах  Востока, в частности в Японии практикуется выделение субсидий и  ссуд - прямых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, функционирующим в наиболее перспективных  отраслях) и гарантированных займов (благодаря введению налоговых льгот  коммерческие банки охотно кредитуют  малый бизнес), также предоставление долгосрочной (на 5-20 лет) ссуды объединению  малых предприятий из средств  государственного (через Государственную  корпорацию по развитию малого предпринимательства) и местного бюджетов. Безвозвратная финансовая помощь выделяется только под научно-технические программы. 

Широкое распространение получило в Японии выделение субсидий, покрывающих  до 50 % затрат, на создание центров повышения  технического уровня малых фирм, консультирование, повышение квалификации работников и т.п. Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния  малых предприятий.

Государство и местные власти Японии в равных долях ассигнуют средства на информационное обслуживание малого бизнеса через  сеть местных информационных центров, каковых имеется 17.

Для стимулирования модернизации производства в Японии создан фонд лизинга для передачи оборудования в аренду сроком до 7 лет  или долгосрочного кредитования стоимости оборудования под низкие процентные ставки с рассрочкой погашения  средств. Размер кредита, сроки погашения, отсрочки, процентная ставка определяются государством.

Интересен для нас может быть опыт финансовой поддержки малого бизнеса в странах Юга, где рыночные отношения еще не устоялись окончательно, и государство выступает в основном не как собственник предприятий, а как координатор и организатор. Так в Индии политика государства по поддержке и развитию малого бизнеса осуществляется на двух уровнях: 1) микроуровень, когда цель этой политики непосредственно малые предприятия. Для них вводятся налоговые и кредитные льготы, им оказывают консультационные услуги, защищают от конкуренции крупных производителей, помогают в подготовке кадров и т.д.; 2) макроуровень - организация и защита государством среды развития малого бизнеса, что, в конечном счете, создает долгосрочные стимулы роста экономики, включая мелкое производство. Особую роль играет проводимый Индией курс защиты внутреннего рынка от активной иностранной конкуренции, что существенно облегчило выживание мелких предприятий, ориентированных на бедные слои населения. Эта стратегия характерна для самой массовой группы традиционных мелких предприятий, действующих преимущественно в старых отраслях - текстильной, обувной, кожевенной, стекольной, где мелкие предприятия составляют до 70-80 % общего числа. Государство Индии проводит политику их поддержки, используя для этого административные рычаги, к которым, в первую очередь, относится резервирование за мелкой промышленностью значительной группы товаров, запрещенных производить крупным предприятиям. Кроме того, свыше тысячи видов товаров в Индии частично закреплены преимущественно за мелкими предприятиями и закупаются государством по фиксированным ценам, обеспечивая тем самым гарантированный сбыт, что позволило сохранять цены на низком уровне, доступном для массового потребителя.

Информация о работе Место и роль малого бизнеса в экономическом развитии общества