Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:32, курсовая работа
Цель: дать характеристики и оценить эффективность менеджмента и маркетинга в условиях предприятия с точки зрения экономической теории.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
- отразить закономерности и принципы менеджмента;
- выявить природу и состав функций менеджмента;
- рассмотреть факторы эффективности менеджмента;
- охарактеризовать цели, функции и принципы маркетинга;
- передать сущность системы маркетинговой информации;
- перечислить методы изучения рынка и дать их характеристику;
- проанализировать эффективность менеджмента и маркетинга в условиях предприятия (ОАО «Южуралкондитер»).
Введение 3
Глава 1. Менеджмент как управление, ориентированное на успех 5
1.1 Закономерности и принципы менеджмента 5
1.2 Природа и состав функций менеджмента 10
1.3 Факторы эффективности менеджмента 13
Глава 2. Сущность и характерные черты маркетинга 17
2.1 Цели, функции и принципы маркетинга 17
2.2 Система маркетинговой информации 20
2.3 Методы изучения рынка: цели, задачи и анализ полученных
результатов 22
Глава 3. Менеджмент и маркетинг на примере предприятия
(ОАО «Южуралкондитер») 26
3.1 Структура управления 26
3.2 Маркетинговая политика 28
3.3 Анализ эффективности менеджмента и маркетинга на
предприятии 30
Заключение 33
Список использованных источников и литературы 35
Приложения
Улучшение работы с рыночной информацией позволяет полнее использовать открывающиеся рыночные возможности и избегать возникающих угроз.
Дополнение существующей системы внутренних показателей эффективности работы компании внешними, измеримыми, рыночными показателями, например таким ключевым, как удовлетворенность клиентов, делает компанию в целом более адекватной рыночной среде и позволяет повысить компетентность не только руководства, но и компании в целом.
Основная
задача МИС – обеспечение
постоянно проводящиеся с заданной периодичностью мониторинги и тренинги с целью оперативного обеспечения текущих управленческих процессов. Например:
s влияние текущих маркетинговых мероприятий на продажи;
s мониторинг цен конкурентов;
s тренинг удовлетворенности клиентов;
проведение маркетинговых
исследований по специальному запросу
2.3 Методы изучения рынка: цели, задачи и анализ
полученных результатов
Изучение рынка (маркетинговые исследования) стали использоваться в России в качестве основы принятия решения предприятиями с середины 80-х годов. Упрощение процедуры исследований и повышение их эффективности сделало их очень популярными в последние годы. Но именно поэтому порой за прекрасно исполненном по форме исследовании, скрывается искусственно навязанная гипотеза, небрежно собранные данные и нечетко сформулированные цели.
Маркетинговые исследования представляют собой вид социальной технологии, направленной на обнаружение эффективных средств управления рынком на основе объективного понимания ситуации на нем. В настоящее время достаточно просто составить данные по многочисленным образцам и обработать их на компьютере с помощью прогрессивных методов анализа.
Под изучением рынка понимается сбор, сведение в систему и анализ числовых показателей, касающихся рынка и продаж. Благодаря этому становится ясной ситуация со сбытовой деятельностью в прошлом и выявляются сложившиеся на рынке тенденции и проблемы. В качестве цели ставится разработка сбытовой политики на предстоящий период. [6; С. 250]
Если показатели сбыта плавно растут и нет изменений в выпускаемой продукции и методах сбыта, то достаточно учесть только обобщенные показатели фактической реализации без проведения структурного анализа. Во всех же остальных случаях необходимо выяснение причин, проблем и определение путей их преодоления.
Изучение рынка может быть классифицировано в зависимости от выбранных для этого критериев: способа сбора данных, цели изучения и метода анализа. Рассматривая изучение рынка как средство для достижения маркетинговых целей, в Приложении 2 представим лишь основные направления, цели и задачи.
С чего нужно начать? С анализа показателей сбыта, но его изначально необходимо рассматривать в комплексе с анализом внешней информации. Следует отметить, что нет особой необходимости использовать излишне сложные методы математического анализа или проводить большой по объёму многоцелевой анализ. Анализ рынка является инструментом для предварительной оценки проблем и проверки положения предприятия на рынке в соответствии с видом его коммерческой деятельности. [30; С. 361]
Различают три вида анализа рынка:
I. Анализ рынка в целом и положения предприятия на нём, масштаб рынка, доля на рынке, анализ претензий потребителей и т.д.
Изменения, выявленные при анализе, представляются и систематизируются следующим способами.
1. Аналитическими таблицами изменений: создается несколько таблиц изменений ситуаций на рынке с выбором сочетаний факторов и показателей. В сжатой форме описываются: Потребитель и его запросы, продаваемая продукция, конкуренты, тенденции реализации продукции на рынке в целом.
2.
Составление карты
3. Анализ с помощью расчета фактических показателей сбыта и с использованием временных рядов (тенденций, сезонности и т.д.). Когда в условиях резких изменений маркетинговой обстановки фактические показатели сбыта не растут должным образом, необходимо взглянуть на них с новой точки зрения. [11; С. 26-27]
В качестве возможных критериев могут быть:
- анализ динамики сбыта в целом за последние несколько лет;
-
анализ динамики отдельных
- анализ с рассмотрением взаимосвязи причинных факторов (строится гипотеза о том, что существует ли причинно-следственная связь между фактическими показателями и конкретным фактором, после чего происходит практическая оценка гипотез, рассматриваются не только предметные факторы, но и абстрактные явления и факторы типа «восприимчивость» или «система ценностей»;
-
анализ степени вклада по
Анализ с использованием временных рядов есть по существу метод, при котором происходит сравнительный анализ данных за долговременный период и выявление тренда в изменении этих показателей с течением времени.
Под трендом понимается тенденция развития явления во времени, которая определяется при анализе данных ряда динамики для характеристики изменений явления во времени.
Существует три основных вида тренда: долговременный (долговременные колебания), сезонный (сезонные колебания) и периодический (периодические колебания). Для прогнозирования и создания планов сбыта, наиболее часто используется долговременный и сезонный тренд. [34; С. 240]
Используют следующие типичные методы анализа долговременного тренда: метод критериев, метод двух средних, метод скользящей средней, метод наименьших квадратов и корреляционный анализ.
II. Анализ по классам ABC. Метод разделения важных и не важных данных из огромного объёма сведений о показателях продаж по отдельным видам продукции и отдельным категориям Потребителей.
III. Анализ с помощью гипотез, высказываемых ответственными сотрудниками предприятия и экспертами.
При анализе рынка нет смысла пользоваться всеми методами подряд и без разбору. Необходимо чётко определить цели анализа, выбрать те из них, которые будут наиболее эффективны, и отобрать нужные для них данные. [9; С. 384]
Для того, чтобы анализ согласовывался с целями, надо определить, какие данные и каким способом можно будет обрабатывать наиболее эффективно.
Например, при проведении анализа по сферам деятельности предприятия могут использоваться следующие показатели в качестве критериев:
- сумма (объём) продаж в абсолютном выражении;
- маржинальная рентабельность т.е. (выручка от реализации - переменные издержки)/выручка от реализации, в целом по предприятию/ подразделениям или отдельным группам/видам продукции;
- темпы прироста прибыли;
- окупаемость.
В
тоже время не стоит в процессе
анализа увлекаться и анализом результатов
в абсолютном изолированном значении.
В этом случае существует опасность одностороннего
взгляда. Например, если рассматривать
в чистом виде объём продаж какого–либо
вида продукции, имеющего абсолютные показатели,
даже при низких темпах роста, может создаться
впечатление, что свою стратегию надо
связывать именно с ним. Для того, чтобы
избежать этой опасности надо вводить
в расчёт весовые коэффициенты по каждому
показателю и использовать произведения
параметров, а не их абсолютные значения.
Глава 3. Менеджмент и маркетинг на примере предприятия
(ОАО «Южуралкондитер»)
ОАО "Южуралкондитер" (г. Челябинск, холдинг "Объединенные кондитеры") является одним из ведущих производителей и продавцов кондитерских изделий на Южном Урале. Ассортимент предприятия насчитывает более 100 наименований кондитерских изделий - это бисквиты, печенье, шоколадные конфеты, карамель, зефир. Брендом предприятия, известным на всю Россию, являются бисквитные пирожные Мерендинки®, которые выпускаются с различными начинками - крем-сливки, крем-брюле, крем-шоколад и др. Пирожные Мерендинки® производятся на высокотехнологичном итальянском оборудовании фирмы Cipa® «CB S.r.l.».
Высокое
качество и общественная значимость
продукции ОАО "Южуралкондитер"
подтверждены многочисленными дипломами
и наградами международных выставок. Широкий
ассортимент, высокое качество, индивидуальный
подход к покупателю характеризуют предприятие
как стабильного и надежного партнера.
[26]
3.1 Структура управления
Исторически в России наибольшее распространение получила линейно-функциональная структура управления, при которой структурные подразделения наделены только организационными функциями, а функции управления реализуются на верхнем уровне, в результате чего возникают противоречия интересов подразделения и предприятия.
Распределение
работ создает некоторые
Компания ОАО «Южуралкондитер» с такой организационной структурой управления имеет следующие отделы (Приложение 3):
- маркетинга,
- сбыта,
- рекламы,
- дизайна,
- производственный,
- отдел закупок.
Ее аппарат управления состоит из таких отделов:
- финансового,
- административного,
- отдела кадров и
- связей с общественностью.
Внутри отделов осуществляется дальнейшее разделение обязанностей: в соответствии с более дробной специализацией, продуктово-рыночной комбинацией (ПРК) или региональной деятельностью.
Функциональная организация обладает следующими преимуществами:
- можно достичь высокого уровня специализации;
-
можно управлять и
-
относительно легче
-
относительно просто
Но существуют также и недостатки:
- относительно затруднено осуществление координации различных видов деятельности, необходимую для проведения общей продуктовой или региональной политики; к тому же такая координация требует много времени;
-
достаточно тяжело проводить
изменения в процессе