Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:33, автореферат
Актуальность темы исследования. Жилищное строительство – одно из приоритетных направлений Стратегии развития Казахстана до 2030 года, которое является одной из наиболее важных задач общенационального характера. Реализация Государственной программы развития жилищного строительства в Республике Казахстан на 2008-2010 годы по обеспечению доступным жильем отдельных слоев населения в настоящее время является одной из первостепенных направлений социального развития.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является обоснование и разработка организационно-методических основ повышения эффективности жилищной сферы, включающих в себя разработку теоретических положений и научно-практических рекомендаций формирования и совершенствования всех объективно необходимых элементов системы оценки жилищной сферы.
Основными
причинами роста цен являются:
- необходимость сноса старых домов для
строительства коммерческого жилья;
- покупка квартир для последующей перепродажи;
- недостаток финансовых инструментов,
предоставляющих возможность населению
вкладывать свои свободные средства и
являющихся альтернативой вложению средств
в недвижимость.
Таблица 5 - Изменение цен на рынке жилья в Республике Казахстан в 2001-2007гг.
на конец периода, к декабрю предыдущего года, в процентах, прирост +, снижение -
Показатели | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Жаңа
тұрғын үйлерді сату
Продажа нового жилья |
13,6 | 55,5 | 35,1 | 41,1 | 32,2 | 33,8 | 30,2 |
Көркейтілген
тұрғын үйлерді алып-сату
Перепродажа благоустроенного жилья |
24,8 | 73,2 | 38,7 | 76,1 | 50,3 | 57,3 | 42,6 |
Рисунок 1 - Изменение цен на рынке жилья в Республике Казахстан в 2001-2007гг
Таким образом:
1. После интенсивного развития рынка жилья в Казахстане в последние 2-3 года наступает стабилизация и прекращается дисбаланс, наблюдаемый на данном рынке. На рынке жилья должен быть уменьшен спекулятивный элемент, приведший к получению необоснованных сверхприбылей практически всеми продавцами.
2. Расширение строительства арендного жилья за счет средств республиканского бюджета и создание условий для строительства частных арендных (коммерческих) домов.
4. Содействие инициативам граждан самостоятельно решать жилищные проблемы посредством создания жилищно-строительных кооперативов и развитие государственно-частного партнерства.
5.Повышение уровня доступности жилья посредством совершенствования механизма ипотечного кредитования и жилищных строительных сбережений.
3 Приоритетные направления развития жилищной сферы
Жилищное инвестирование – самостоятельный вид инвестирования, включающий в себя инструменты и технологии накопления, финансовые источники, финансовых инвесторов и посредников, ипотечное кредитование, институты инвестирования, финансирования и кредитования, эмиссионные институты.
Государственная программа развития жилищного строительства в РК на 2008 – 20011 годы основной целью ставит комплексное решение проблем развития жилищного строительства. Среди задач программы есть задача повышения доступности ипотечного кредитования и жилищных строительных сбережений для широких слоёв населения.
Ипотечный жилищный кредит – кредит, выдаваемый на длительный срок банком (или небанковской кредитной организацией) физическому лицу (гражданину) для приобретения жилья под залог приобретаемого жилья в качестве обеспечения обязательства.
В
ипотечном жилищном кредитовании преобладает
банковская форма. Это объясняется
эксклюзивной возможностью банка привлечь
ресурсы для долгосрочного
Международная форма ипотечного жилищного кредита также возможна, однако в Казахстане преобладающее число банков предоставляет кредиты только гражданам Казахстана, что в какой-то степени можно объяснить отсутствием надлежащего законодательства.
Государственное стимулирование ипотечного кредитования должно развиваться по следующим направлениям:
-
совершенствование правовой
- осуществление мер по снижению рисков, связанных с долгосрочным кредитованием;
- создание общенациональной системы ипотечного кредитования, которая включала бы функции вторичного рынка ипотечных кредитов, выданных кредитными организациями, для поддержания уровня ликвидности этих организаций, обеспечения и эффективного распределения кредитных ресурсов;
-
принятие дополнительных мер
по поощрению участия банков
в ипотечном кредитовании, например
по привлечению банков к
- оказание помощи семьям со средними и низкими доходами в приобретении жилья за счет субсидий на оплату первоначального взноса при использовании ими ипотечного кредита на приобретение жилья;
-
поощрение организаций и
В последнее время рынок банковских услуг Казахстана претерпевает серьезные изменения. Одним из примеров этого является стремительное развитие отечественного рынка ипотечного кредитования. Ипотечное кредитование - один из самых эффективных способов привлечения инвестиций в жилищную сферу. Именно ипотека позволяет согласовать интересы: населения - в улучшении жилищных условий, банков - в эффективной и прибыльной работе, строительного комплекса - в ритмичной загрузке производства, и государства - заинтересованного в экономическом росте.
Сегодняшнюю ситуацию на рынке недвижимости, можно охарактеризовать как тревожно-выжидательную позицию и продавцов, и покупателей, и, что очень нервирует рынок, банков, пересмотревших условия выдачи ипотечных кредитов. Это вполне объяснимо ипотечным кризисом минувшего года, произошедший в США, который повлиял на весь мировой рынок, принес массу нестабильностей в различных странах. Но своевременные меры, принятые Национальным банком РК и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций способствовали тому, что экономический кризис не оказался более глубоким для нашей страны.
Заключение
1. Состояние жилищного строительства зависит от уровня экономического развития страны и благосостояния ее граждан. Принимая во внимание, что обеспечение населения доступным по стоимости качественным жильем является одним из важных факторов улучшения уровня жизни и благосостояния населения необходимо комплексное решение проблем развития жилищного строительства, обеспечивающих доступность жилья широким слоям населения.
Строительство нового жилья обеспечит в свою очередь объемом работ строительные компании и предприятия строительной индустрии и поможет наладить производство по выпуску строительных материалов, и приведет к развитию строительной отрасли и созданию новых рабочих мест. Все это направлено на формирование и проведение единой в стране политики жилищного строительства, обеспечения населения качественным и относительно доступным по стоимости жильем.
2. Модель формирования рынка жилья какой-либо отдельно взятой страны не может быть полностью использована в условиях Казахстана. Однако, отдельные моменты и приоритетные направления, наиболее подходящие и приемлемые для нашей экономики, можно использовать при реформировании современного рынка жилья.
Рынок жилья-этот рынок со множеством участников и множеством интересов, начиная от строительства жилья (формирует предложение), кредитование его приобретения (формирует спрос) покупателей жилья и организаций, обслуживающих рынок, требует комплексного подхода к оказанию услуг. После интенсивного развития рынка жилья в Казахстане в последние 2-3 года наступает стабилизация и прекращается дисбаланс, наблюдаемый на данном рынке. На рынке жилья должен быть уменьшен спекулятивный элемент, приведший к получению необоснованных сверхприбылей практически всеми продавцами. Расширение строительства арендного жилья за счет средств республиканского бюджета и создание условий для строительства частных арендных (коммерческих) домов. Содействие инициативам граждан самостоятельно решать жилищные проблемы посредством создания жилищно-строительных кооперативов и развитие государственно-частного партнерства. Повышение уровня доступности жилья посредством совершенствования механизма ипотечного кредитования и жилищных строительных сбережений. Снижение цен на строительные материалы и конструкции, стабилизация цен на казахстанском рынке жилья.
3.
Можно выделить следующие направления
развития жилищного строительства: 1. Создание
полноценного сбалансированного рынка
жилья с учетом спроса и предложения. В
этих целях государством будут созданы
условия для обеспечения граждан жильем
посредством строительства недорогого
и доступного жилья средней стоимостью
56 515 тенге за один квадратный метр. 2. Развитие
арендного сектора жилья. 3. Создание дополнительных
стимулов для широкомасштабного жилищного
строительства. 4. Стимулирование развития.
5. Развитие инженерно-коммуникационной
инфраструктуры районов жилищной застройки.
4. В Кызылординском регионе для дальнейшего развития индивидуального жилищного строительства предусматривается осуществить следующие меры: использование в жилищном строительстве прогрессивных технологий, современных архитектурно-строительных и градостроительных решений, экологически чистых, современных по дизайну видов продукции и материалов, отвечающих по номенклатуре платежеспособному спросу различных слоев населения как элитное жилье, так и не жилые дома для граждан с невысокими доходами; отвод земельных участков под строительство домов вблизи магистральных инженерных сетей, а также на территориях, не занятых строениями и коммуникациями.
В рамках реализации Региональной Программы развития жилищного строительства в Кызылординской области на 2005-2007 годы достигнуты следующие результаты: широкие слоеи населения обеспечены доступным жильем и улучшены жилищные условия граждан; улучшены показатели комфортности жилья; улучшен архитектурный облик населенных пунктов области, особенно г. Кызылорды; увеличены объемы жилищного строительства, что в свою очередь обеспечили полноценное развитие строительной индустрии, произведены наладка и развитие производства местных строительных материалов, конструкций и изделий; созданы новые и дополнительные рабочие места; использованы эффективные методы финансирования жилищного строительства посредством привлечения ипотечного кредитования и системы жилищных строительных сбережений и т.д.;
Рассчитаны
экономическая эффективность проектного
решения незавершенного строительства
жилого дома в г. Кызылорде. Предполагаемая
сумма затрат на строительство составляет
2 429 000 долл., включая 5% на непредвиденные
расходы. Чистая
стоимость проекта, выплачиваемая
инвесторам после погашения всех расходов,
планируется в размере 375 000 долл. без скидок
280 000 долл. исходя из данной стоимости.
Проект получился рентабельным и прибыльным
для инвесторов.
5.
Определена условная прибыль инвестора,
на примере строительства и проектирования
жилого комплекса. Рассчитаны показатели
экономического эффекта: доход от реализации
общей площади квартир
6. Рассмотрен проект строительства многоквартирного дома с последующей продажей квартир на рынке жилья. В реализации этого проекта задействованы два участника: компания, имеющая земельный участок и право на его застройку; строительная фирма, рассматривающая возможность заключения контракта с компанией на строительство. Были произведены расчеты по базовому варианту: ЧДД компании = 200 000 долл.; ЧДД строительной фирмы =180 000 долл.;по наиболее опасному варианту: ЧДД компании = 85 000 долл.; ЧДД строительной фирмы = 50 000 долл. По результатам расчетов проект не является устойчивым. Для того, чтобы он был реализован, требуется перераспределить риск увеличения стоимости между участниками проекта.
Информация о работе Механизмы повышения эффективности жилищной сферы Республики Казахстан