Механизмы повышения эффективности жилищной сферы Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:33, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Жилищное строительство – одно из приоритетных направлений Стратегии развития Казахстана до 2030 года, которое является одной из наиболее важных задач общенационального характера. Реализация Государственной программы развития жилищного строительства в Республике Казахстан на 2008-2010 годы по обеспечению доступным жильем отдельных слоев населения в настоящее время является одной из первостепенных направлений социального развития.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является обоснование и разработка организационно-методических основ повышения эффективности жилищной сферы, включающих в себя разработку теоретических положений и научно-практических рекомендаций формирования и совершенствования всех объективно необходимых элементов системы оценки жилищной сферы.

Работа содержит 1 файл

автореферат.doc

— 225.00 Кб (Скачать)
 

    Анализ  показывает, что за четыре года размер инвестиций в жилищное строительство  по стране в целом выросли в 3,7 раза. Однако, порядка 64% всех инвестиций по итогам 2007 г. приходятся только на города Алматы и Астана.

    Строительство является мощной индустриальной отраслью материального производства. От объемов и уровня капитального строительства в значительной степени зависит дальнейшее развитие всех отраслей материального производства, обеспечение роста экономического потенциала и национального дохода страны.

Таблица 3 -  Основные показатели строительной деятельности 
 

Показатели 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г (прогноз)
1. Доля  строительства в валовом внутреннем  продукте, % 6,5 5,2 7,4 8,2
2. Объем выполненных строительных работ, в фактических ценах, млн. тенге 77 624 150 677 817 821 1 025 630
в % к 1995 году 100,0 87,8 в 3,6 р. -
3. Инвестиции в строительство, в фактических ценах, млн. тенге 148590 414238 1828058 2 862 000
в % к 1995 году 100,0 160,7 в 5,4 р.  
4. Инвестиции в жилищное строительство, в фактических ценах, млн. тенге 19205 22435 254287  
в % к 1995 году 100,0 80,1 в 7,1 р.  
5. Среднегодовая численность занятых в строительстве, тыс. человек 325,4 105,3 179,6  
в % к 1995 году 100,0 32,4 55,2  
6. Среднемесячная заработная плата работающих в строительстве, тенге 7852 21017 47921  
в % к 1995 году 100,0 в 2,7р в 6,1р.  
Источник: Агентство РК по статистике Ежегодный  сборник. Экономика: стратегия устойчивого роста  [7].
 

    Так, объем строительных работ в 2005 г. составил 817,8 млрд. тенге, что выше уровня предыдущего года в 1,5 раза и в 3,6 раза больше уровня 1995 г. Отмечается также увеличение численности занятых в отрасли строительство по сравнению с 2000 г. в 1,7 раза, при этом среднемесячная заработная плата работающих в строительстве составила 47 921 тенге.

    По  объему производимой продукции и  количеству занятых отрасль строительства  представляет собой примерно десятую  часть экономики. Однако не всегда и  не везде в экономически развитых странах в последние годы наметилась тенденция сокращения строительной деятельности. Но это то легко объясняется лишь тем, что впервые рынок жилья оказался насыщенным, новое промышленное строительство все больше вытесняется реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий.

    В условиях рынка строительство, как  и все отрасли производственной сферы, приобретает новый экономический  смысл, связанный со свободной динамикой  капитала и свободой деятельности каждого  объекта собственности. На смену вертикальным отраслевым связям, преобладающим в административно-плановой экономике, приходят горизонтальные связи инвесторов, поэтому строительство, как экономический процесс представляет собой непрерывную инвестиционную деятельность собственников капитала на протяжении жизненных циклов зданий и сооружений, в возведение которых этот капитал был вложен.

    Строительная  отрасль в силу ее социальной ориентированности  путем формирования социальной инфраструктуры и, прежде всего, жилищного строительства является одним из важнейших направлений социальной политики государства.

    Проанализировав модель формирования рынка жилья  какой-либо отдельно взятой страны, можно  утверждать, что они не могут быть полностью использована в условиях Казахстана. Однако, отдельные моменты и приоритетные направления, наиболее подходящие и приемлемые для нашей экономики, можно использовать при реформировании современного рынка жилья.   

    2 Эффективность жилищной  сферы Республики  Казахстан

      Жилищной  сектор составляет значительную часть экономики, объем которого варьируется от 20 до 50% реального ВВП. Строительство жилья оказывает мультипликационное воздействие на ряд других важных секторов экономики, в частности строительной индустрии, с которыми данный рынок находится в тесной взаимосвязи. Реформирование жилищной сферы должно стать неотъемлемой частью макроэкономической стабилизационной политики и структурных изменений.

    Формирование  рынка строительства жилья - процесс  многогранный, состоящий из различных  элементов, которые необходимо учитывать при проведении определенной жилищной политики.

      На  жилищное строительство в 2005 году в  Казахстане направлен 241 млрд. тенге  инвестиций (1 доллар США = 126 тенге. —  Ред.), что в 1,6 раза больше, чем в 2004-м. В эксплуатацию введено 5 млн. кв. м общей площади жилья (в 1,8 раза больше, чем в 2004-м). В этом году за счет всех источников финансирования ожидается ввод такого же объема жилой недвижимости. В январе — июне 2006 года построено 2,4 млн. кв. м.

      Рост  объемов введенного жилья отмечен  во всех регионах республики. Из общего объема на Астану приходится 22 %, Алматы — 12,2 %, Южно-Казахстанскую область — 15 %, Атыраускую — 8,5 %, Актюбинскую — 5,7 %, Алматинскую — 5,2 %. В Астане в 2005-м введен в эксплуатацию 1,1 млн. кв. м, что более чем в два раза превышает уровень 2004 года.

    В последние годы активными темпами  развивается строительная отрасль  в Кызылординской области с применением  новых технологий, строительных материалов, с использованием информационно-справочной и нормативной документации. Созданы основные предпосылки для реализации Региональной Программы развития жилищного строительства в Кызылординской области на 2005-2007 г.г.

    Создание  полноценного сбалансированного рынка  жилья как со стороны предложения, так и со стороны спроса; привлечение инвестиций в жилищное строительство; формирование эффективного рынка строительной индустрии; повышение доступности ипотечного кредитования и жилищных строительных сбережений для широких слоев населения – вот те главные задачи, которые предстоят решить в ходе реализации этой программы.

    По  данным регистра жилищного фонда  на 1 января 2007 г. общая площадь жилищного  фонда Кызылординской области составляет 9 992 806 кв. м., в том числе в г. Кызылорде – 3 316 600 кв. м. и в сельской местности – 6 676 206 кв. м. На долю многоквартирных жилых домов приходится 1 636 176  кв. м., или 16,5%, на долю индивидуальных жилых домов – 8 346 630 кв. м., или 83,5%. (О состоянии имеющегося жилищного фонда на 1 апреля 2007 г. указано в Приложении 1).

Таблица 4 - Инвестиции в жилищное строительство по Кызылординской области 

Показатели 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
1. Кызылординская  область 29 555 48 061 35 803 49 429 55 692 58 321
2. Аральский  84 771 75 278 313 328
3. Жалагашский  5 10 84 238 268 281
4. Жанакорганский 27 24 67 421 474 497
5. Казалинский  5 23 76 369 416 435
6. Кармакшинский  49 27 58 210 237 248
7.Сырдарьинский  6 30 82 296 334 349
8. г.  Кызылорда 29 055 46 531 34 296 46 304 52 171 54 634
Примечание - Источник: данные Департамента Статистики Кызылординской области [61].
 

    Анализ данных таблицы показывает, что за 2002-2007 г.г. размер инвестиций в жилищное строительство по области в целом вырос в 1,9 раза. Однако порядка 94% всех инвестиций по итогам соответствующего периодов приходится на городскую местность. Размеры инвестиций в сельское строительство также растет, хотя их доля в общем объеме совсем незначительная. Необходимо активизировать строительную деятельность в районах Кызылординской области. 

   Цены играют важную роль в хозяйствовании строительных организаций, поэтому они должны быть гибкими, но не подвергаться частому изменению. За годы реформы цены оторвались от реальной стоимости строительной продукции. Их стихийный рост породил всплеск инфляции и снижение эффективности производства. Сейчас происходит практически ежеквартальная индексация повышения цен на различные виды продукции, изделия и материалы. Причем, в различных регионах страны индексы имеют свои отличительные признаки. Большинство строительных организаций фактически не пользуются предоставленным правом устанавливать цены на изготовляемую продукцию. Они определяются региональными органами управления на основе инструкций, разработанных в 1991 г. посредством устанавливаемых ими коэффициентов пересчета сметной стоимости, которые, как показал анализ, искажают реальные постатейный затраты на строительно-монтажные работы  (таблица 12). 

Таблица 12 -Индекс цен в капитальном строительстве

                                                                                                (в % к предыдущему году)

Показатели 2006 г. 2007 г.
Капитальные вложения Строительно-монтажные  работы Капитальные вложения Строительно-монтажные  работы
Энергетика  139,7 132,7 108,4 111,4
Строительство 156,4 126,5 100,7 98,5
Жилищное  строительство  
130,1
 
124,4
 
97,5
 
96,0
Примечание  – составлено автором по  материалам Агентства по статистике РК
 

    Изменение цен в строительстве до середины 90-х годов, вследствие разрушения хозяйственных связей, сокращения финансовых возможностей инвесторов и резкого спада объемов подрядных работ, существенно опережало их движение в других сегментах реального сектора экономики. В 1993 г. индекс цен на все элементы строительного производства сложился в 1904,6%, 1994г. – в 1171,2%. Относительная стабилизация строительной индустрии в 1995-1997гг. стали причиной сокращения темпов роста цен с 179,2% до 104,4% соответственно. В последние годы они повышались практически равномерно: в 1998-2001гг. – по 6,5-8,8% в год, в 2002-2003гг. - по 3-4,5%, а в 2004-2005гг. их прирост вновь несколько увеличился (5-6% за год). Это отчасти обусловлено активизацией подрядной строительной деятельности в рамках реализации Государственной программы развития жилищного строительства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы.

    Ценовой фактор – один из основных критериев интенсивности развития рынка жилья, следовательно,  и ввода новых объектов. Цены формируются в зависимости от спроса и предложения, как было описано в первой главе работы.  Второй этап становления рынка жилья с Казахстане сопровождался интенсивным ростом цен на жилье. Цены на жилье в г. Алматы были в последние годы настолько высокими, что превышали ценовые предложения зарубежных рынков жилья (Канада, Чехия, Германия, Испания, США). В г. Алматы в 2007 г. стоимость 1 кв. м. жилья стоила в пределах 3000-5000 долларов США [59].

     По  данным, опубликованным в периодической  печати, рынок недвижимости в Казахстане как в 2007 году, так и в первые месяцы 2008  года характеризовался ростом цен.

     В декабре 2007 г. в среднем по республике цена одного квадратного метра нового жилья составила 161,3 тыс. тенге и по сравнению с декабрем 2006г. увеличилась на 30,2%, цена перепродажи благоустроенного жилья, соответственно – 136,2 тыс. тенге за квадратный метр и на 42,6% .

     По  статистическим данным, средняя фактическая стоимость строительства 1 кв.м. общей площади многоквартирных жилых домов за май 2007 г. составила 76,6 тыс. тенге ($627*), а стоимость реализации - 145,5 тыс. тенге ($1192). То есть стоимость реализации построенного жилья превышает стоимость его строительства в 1,9 раза  
     
Наибольшая стоимость строительства 1 кв.м. жилья в регионах: 
      г. Астане - 82,5 тыс. тенге ($676), реализация - 170,1 тыс. тенге ($1393); 
      г. Алматы - 91,3 тыс. тенге ($748), реализация - 319,0 тыс. тенге ($2614); 
      г. Атырау - 78,8 тыс. тенге ($646), реализация - 118,8 тыс. тенге ($974). 
      Наименьшая стоимость строительства 1 кв.м. жилья в регионах: 
      г. Петропавловске - 32,2 тыс. тенге ($264), реализация - 95,6 тыс. тенге ($783); 
      г. Шымкенте - 34,7 тыс. тенге ($284), реализация - 111,3 тыс. тенге ($912); 
      г. Караганде - 46,3 тыс. тенге ($379), реализация - 121,1 тыс. тенге ($992).

Информация о работе Механизмы повышения эффективности жилищной сферы Республики Казахстан