Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 19:43, курсовая работа
В данной работе будет сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.
Отсутствует система проведения глубокого анализ деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.
Материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их закупка требует значительных одноразовых затрат.
Еще одна важная проблема – кадры. Часто говорят, что предпринимателем нужно родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что прирожденных предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу; во-вторых, что им требуется приобрести определенный объем знаний: ведь обучают же, скажем прирожденных музыкантов. Нет оснований полагать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом.
Непростая
проблема связана и с социальной
защитой предпринимательской
Общеизвестно, что снижение доходов населения привело к значительному ухудшению структуры потребления. Поэтому доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости. То же касается и малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа реформы было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом, включая, разумеется, и наукоемкую, стало даже не то что неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальный гарантий малому предпринимательству, само его существование под вопросом.11
Особую значимость имеют социальные функции малого бизнеса в условиях переходной экономики. Усиление социальной ориентации экономики является важнейшей характерной чертой стратегии социально-экономического развития России, в которой социальное измерение должно пронизывать все элементы экономических структур и экономической политики. Главным аргументом в пользу такой стратегии является нынешний кризис, который во многом стал результатом недостаточного внимания или игнорирования социальной сферы и потребительского сектора экономики, систематически приносившихся в жертву потребностям экстенсивной и расточительной экономики.
Немалую роль в процессах социально-экономического возрождения России может и должен сыграть малый бизнес, социальная роль которого сводится к решению таких важных задач, как:
Необходимость развития малого бизнеса требует, чтобы государственная политика поддержки малого бизнеса и малого предпринимательства рассматривалась как одно из важнейших направлений экономической реформы.
Общие выводы следующие:
В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства Правительством РФ принят ряд специальных постановлений. В Постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в РФ» отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства, является одним из важнейших направлений экономической реформы. Этим постановлением также определены приоритеты развития малого предпринимательства. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров, оказание производственных, коммунальных, бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Эти приоритеты остаются в силе.
Предусматриваются поручения ряду министерств и ведомств по внесению изменений и разработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ: нормативно-правовое обеспечение, финансово-кредитное обеспечение, информационно-техническое обеспечение, внешнеэкономическая деятельность, организационное, кадровое, консультационное обеспечение.
На
Министерство экономического развития
и торговли РФ возложена разработка
политики государственной поддержки
малого предпринимательства, а также
координация деятельности центральных
органов федеральной исполнительной власти
и формирование инфраструктуры малого
предпринимательства. Дальнейшее развитие
малого бизнеса в России предусмотрено
Федеральным законом «О государственной
поддержке малого предпринимательства
в РФ», а также Указом Президента РФ «О
мерах по устранению административных
барьеров при развитии предпринимательства». Таким
образом, эти и другие меры позволяют,
как нам представляется, формировать четкую
позицию государства в решении самых насущных
проблем по поддержке малого бизнеса и
повышению их роли в экономике страны.12
О предстоящих изменениях в сфере малого бизнеса Российской Федерации нам рассказывают две статьи : первая называется«Малый и средний бизнес расширяет свое влияние» 13 рассказывает о состоявшемся недавно совете по развитию малого и среднего предпринимательства при правительстве Московской области.
Анализируя первую статью можно прийти к выводу что: в многих областях ведутся мероприятии связанные с развиием малого бизнеса.Так как Москва солица России,я решила анализировать статью конкретно об этой столице,ведь именно экономика данной столицы занимает ведущую роль в развитии малого бизнеса.
По количеству субъектов малого предпринимательства
Московская область занимает третье место
в стране. По числу работающих на предприятиях
малого и среднего бизнеса, а это четверть
занятых в экономике области, - также третье
место. Доля малого и среднего предпринимательства
в экономическом обороте области составляет
32 процента, и по этому показателю Подмосковье
занимает второе место в стране.
За последние пять
лет существенно изменилась и структура
предпринимательства. Малый и средний
бизнес уже доминирует в таких секторах
экономики, как торговля, строительство,
отдельные отрасли обрабатывающей промышленности.
По экспертной оценке, малый бизнес приносит
в консолидированный бюджет области более
55 млрд. рублей, или 23,3 процента его доходной
части.
Все эти достижения
стали результатом постоянного внимания
к сфере предпринимательства со стороны
правительства Московской области. Девятилетний
опыт реформирования экономических отношений
в области, реструктуризации хозяйственного
комплекса в сторону наращивания доли
малых и средних предприятий доказали
правильность данных подходов.
В текущем
году правительством Московской области
утверждена пятая по счёту Программа развития
предпринимательства. Она рассчитана
на период до 2012 года, и на её реализацию
выделяется более 1 млрд. 100 млн. рублей
бюджетных средств Московской области.
Только в текущем году, несмотря на все
сложности с исполнением доходной части
бюджета, на поддержку предпринимателей
выделено 216 млн. рублей. Было отмечено
также, что Московская область выиграла
конкурс, проведённый Министерством экономического
развития Российской Федерации, и получит
на поддержку предпринимательства из
федерального бюджета ещё 450 млн. рублей.
Но наряду с достижениями, по словам Вячеслава
Борисовича, существуют факторы, сдерживающие
темпы развития бизнеса. Для решения этих
проблем необходимо завершить процесс
построения единой структуры управления
предпринимательством в Московской области
и законодательно укрепить нормативно-правовую
базу малого и среднего бизнеса.
На муниципальном
уровне должны быть сформированы советы
развития и поддержки предпринимательства,
структурные подразделения, наделённые
полномочиями координации данной работы
в муниципальных образованиях. Лишь в
52 муниципальных образованиях разработаны
и утверждены программы развития предпринимательства.
В системе госзаказа требует жёсткого
закрепления сфера муниципальных закупок
с доминирующим участием малого бизнеса.
Актуальной
остаётся нехватка производственных и
офисных площадей для развития предпринимательства
и организации производства. Только в
23 муниципальных образованиях утверждены
перечни имущества для предоставления
во владение субъектам малого и среднего
бизнеса. С учётом темпов развития малого
бизнеса, а фактически с начала года в
Подмосковье уже зарегистрировано 7000
новых предприятий, и, следовательно, за
год их будет ещё в два раза больше, - нужно
активнее расширять базу для размещения
вновь образованных предприятий…
Вторая статья называется: «Новый проект закона в поддержку малого бизнеса»14 повествует о проекте закона о поддержке малого бизнеса и рассмотрении новой схемы упрощенного налогообложения.В проекте закона о поддержке малого бизнеса будет рассмотрена новая схема упрощенного налогообложения. До сих пор платить налоги по упрощенной системе могли лишь те предприятия, чей годовой доход не превышал двадцать миллионов рублей.
Теперь же этот порог может быть поднят втрое до шестидесяти миллионов. Такая схема должна будет действовать на протяжении трех лет.Сейчас по упрощенной схеме налогообложения работает до трети предприятий малого бизнеса.
Ожидается, что вскоре после принятия
нового закона их количество увеличиться
на пятнадцать процентов. Между тем, по
мнению экспертов, малый бизнес остается
по-прежнему слишком «зарегулированным»
и задыхается без доступных кредитов.
А нынешнее налоговое послабление власти
компенсируют через два года, когда резко
вырастут соцплатежи. По словам Евгения
Федорова Председателя комитета Госдумы
РФ по экономической политике, предпринимательству
и туризму, полноценный малый бизнес –
это развитая сфера услуг, а, следовательно
- качество жизни. Нельзя забывать и о социальной
функции малого бизнеса, который сдерживает
безработицу и позволяет развиваться
гражданской инициативе. Помимо этого,
в перспективе при наличии нормальных
условий сектор малых предприятий способен
вобрать в себя наиболее инициативную
часть квалифицированных работников из
всех отраслей экономики, стать источником
идей для крупного бизнеса, тем сектором,
где зарождаются высокие технологии…
Заключение
Проанализировав курсовой проект можно сделать следующие выводы. В чем выгоды малого бизнеса. Во-первых, это гибкость и быстрота принятия решения, поскольку именно деятельность малого предприятия легче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка, определяя хозяйственную политику. Во-вторых, малые размеры предприятия позволяют легко контролировать производственный процесс, переналаживая его в связи с актуальными запросами потребителя, рынка, хозяйственного механизма, быстрая реакция на изменение в налогах, в льготах, финансово-кредитной политике и т. п. именно в малом бизнесе создает условия для быстрого маневра, актуализации производственного процесса, эффективного прорыва на рынке, стабильности в конкурентной борьбе. В-третьих, простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации, ее быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения в самом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, дает хороший хозяйственный (предпринимательский) эффект. В-четвертых, личные связи, часто вредящие в крупном деле, особенно на уровне взаимодействия крупных предприятий между собой, а особенно на государственном уровне, составляют основу малого бизнеса, часто неформальные отношения не только между работниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые при других условиях даже трудно собрать и сконцентрировать. В малом предприятии их можно не только использовать, но и достаточно быстро получить эффективную отдачу.
Основными преимуществами в конкуренции субъектов малого предпринимательства можно назвать гибкость и маневренность, что позволяет им очень быстро и чутко реагировать на меняющиеся запросы и оперативно перестраивать свое производство. Кроме того, малые предприятия через контактирование со своими заказчиками и потребителями имеют возможность без дорогостоящих затрат на маркетинговые исследования иметь информацию о последних изменениях и тенденциях потребительского спроса. Но это не исключает необходимости проведения и отдельных маркетинговых разработок.
Малые предприятия требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Часто малые предприятия на начальном этапе используют собственные ресурсы, например, в собственной квартире организуют офис или часть производственного процесса. Таким образом, они повышают отдачу от накопленного имущественного потенциала, снижают себестоимость продукции и услуг.
Необходимо учитывать
Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться.
Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно, лучший выход для России – это государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране. В условиях России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время как их фактически насчитывается 300-400 тысяч.