Малый бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будет сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

Работа содержит 1 файл

моя первая курсовая.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

              Создание конкурентных преимуществ. Эта политика держится на трех блоках.

           1.Конкурентное преимущество – это преимущество, достигаемое за счет более высокой ценности либо низких цен, либо за счет больших выгод, оправдывающих более высокие цены.

           2.Анализ конкурентов производят по следующим направлениям:

    - выявление  конкурентов;

    - определение  целей конкурентов;

    - установление  стратегии конкурентов;

    - оценка  возможных реакций конкурентов;

    - выбор  конкурентов, которых следует  атаковать и которых лучше  избегать.

         Разумеется, наиболее реальные конкуренты  – это те, кто имеет те же  стратегические цели, что и вы. Например, ориентированы на средние или низкие цены либо на минимальный или высший сервис.

         Торговая компания должна знать  основных конкурентов, владеющих  большей долей рынка, а о  ближайшем конкуренте надо знать  практически все: досье на руководителей; стратегию финансирования; долгосрочные планы; кто его поставщики; каково качество, характеристики и комплектность каждого его товара; об уровне его сервиса; о политике ценообразования; о зонах сбыта; о кадровой политике (число работающих, зарплата, стимулирование); о маркетинге (о рекламе и бюджете, продвижение товаров); торговые марки-лидеры конкурентов; вид, особенности упаковки товаров-конкурентов; данные о прибылях и убытках; особенности фирменного стиля, оформление витрин, состояние офисов, производственных и торговых помещений.

      При оценке сильных и слабых сторон конкурентов, обычно труднее узнать об их слабостях. Информацию о конкурентах можно  получать из открытой прессы. Лидеры –  конкуренты могут давать пиаровские публикации и объявления в газетах или выступать по ТВ.

      В странах, которые принято называть цивилизованными, нормой является коммерческий шпионаж. Своих наблюдателей засылают к конкурентам или внедряют своих  специалистов в их структуры. Многое дают опросы потребителей, поставщиков  и дилеров. Например, можно встать на выходе из магазина конкурента, представляясь работником его отдела маркетинга, опросить входящих покупателей, что нравится, а что нет.

         3.Конкурентные стратегии. Каждый конкурент реагирует на действие другой компании по-своему. Например, кто-то реагирует только на снижение цены или усиление рекламы.

     Каких конкурентов атаковать, а каких  стоит избегать? Обычно атакуют более  слабых. Однако если найти брешь  у сильных конкурентов, то это  может принести удачу. Чаще всего  компании состязаются с конкурентами, которые больше всего похожи на них самих.

     Вот три выигрышные стратегии в конкурентной борьбе:

  1. Абсолютное превосходство по издержкам, ориентация на низкую цену товаров и услуг.
  2. Специализация позволяет стать лидером на узком сегменте. Проигрышная стратегия – ориентироваться на безликого «среднего» покупателя.
  3. Концентрация усилий на качественном обслуживании нескольких рыночных сегментов не для экономии средств, а для лидерства.

Следует выделить еще раз, что в основе надежной конкурентоспособности лежит уникальность торгового предложения.6 

      Субъекты  малого предпринимательства как  субъекты рыночной экономики обладают как конкурентоспособными преимуществами, так и определенными недостатками перед другими субъектами рыночных отношений. Для дальнейшего развития позитивных тенденций роста малого предпринимательства необходимо выявить его сильные и слабые стороны. 

      Основными преимуществами субъектов малого предпринимательства  можно назвать гибкость и маневренность, что позволяет им очень быстро и чутко реагировать на меняющиеся запросы и оперативно перестраивать свое производство. Кроме того, малые предприятия через контактирование со своими заказчиками и потребителями имеют возможность без дорогостоящих затрат на маркетинговые исследования иметь  
 

информацию  о последних изменениях и тенденциях потребительского спроса. Но это не исключает необходимости проведения и отдельных маркетинговых разработок.

      Малые предприятия требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Часто малые предприятия на начальном этапе используют собственные ресурсы, например, в собственной квартире организуют офис или часть производственного процесса. Таким образом, они повышают отдачу от накопленного имущественного потенциала, снижают себестоимость продукции и услуг.

      Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большому количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний.

      Таким образом, анализируя зарубежный и отечественный  опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его  преимущества:

- гибкость  и оперативность в принятии  и выполнении принимаемых решений;

- более  быструю адаптацию к местным  условиям хозяйствования; большая  независимость действий субъектов  малого предпринимательства;

- относительно  невысокие расходы, особенно затраты на управление; большие возможности для реализации своих идей, проявления способностей;

- более  низкую потребность в капитале  и способность быстро вводить  изменения в продукцию и производство  в ответ на требования местных  рынков;

- относительно  более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

      Субъекты  малого предпринимательства имеют  не только сильные, но и слабые стороны  в области конкурентоспособности. Прежде всего, их уязвимость выражается в том, что при недостатке собственных  финансовых средств они вынуждены более активно привлекать заемный капитал для осуществления своей деятельности. Очень часто существование малых предприятий находится в жесткой зависимости от возможности привлечения кредитов или использования каких-либо субсидий.

      Участие субъектов малого предпринимательства в конкурентной борьбе осложняется тем, что они не в состоянии диктовать цены в соответствующей области товаров и услуг, как это делают крупные фирмы, они могут лишь следовать ценовой политике. Это приводит к тому, что малые предприятия просто вынуждены постоянно снижать издержки производства, чтобы не проиграть в ценовой конкуренции, ведь продавать даже в течение короткого периода себе в убыток они позволить не могут, в отличие от крупных, которые часто используют это средство в конкурентной борьбе для завоевания новых ниш на рынке или вытеснения конкурентов.

      Другим, наиболее эффективным путем для  них является учет факторов неценовой  конкуренции, то есть завоевание потребителей более высоким качеством и  надежностью своих товаров и услуг, их внешним видом, дизайном упаковки, более длительными сроками гарантийного ремонта, пакетом сопутствующих и дополнительных услуг.

      Болезненными  проблемами для малых предприятий  являются высокие расходы на рекламу, сложности доступа к специализированной информации, поиск клиентов, оплата юридических и других деловых услуг. Как показывает практика, большинство неудач малых предприятий связано с неопытностью и профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел, как правило, более удачливы.

      Весьма  важной является проблема формирования финансовой базы малого предпринимательства. В течение десятилетий у основной массы населения, жившей «от получки  до получки», не могло образоваться резервов – средств, достаточных для начала собственного дела. Эти средства необходимо искать и сейчас. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Получение заемных средств в виде кредитов часто затруднено из-за жестких условий коммерческих банков: высоких % - ных ставок, «привязывания» рублевых кредитов к курсам иностранных валют, отсутствия льготных кредитов, нежелания кредитовать долгосрочные инвестиции, длительности процедуры оформления хозяйственной деятельности, которая не всегда осуществляется в полном объеме и своевременно. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их получение требует значительных финансовых затрат.

      В современных условиях малые предприятия  нуждаются в крупных инвестициях, необходимых для наращивания производственного потенциала.

      От  финансовой базы зависит материально-техническое  и ресурсное обеспечение, которое  остается еще слабым. Использование  устаревшего оборудования с высокой  степенью износа делает продукцию и услуги неконкурентоспособными. Отсутствие финансовых средств не позволяет оперативно проводить ремонт и замену оборудования и повышать его технический уровень. В отечественной промышленности не налажено производство машин, оборудования, предназначенного для малых предприятий. Не хватает производственных помещений. Растут транспортные расходы и тарифы на энергоресурсы.

      Таким образом, субъектам малого предпринимательства свойственны не только конкурентные преимущества, но и определенные недостатки, среди которых следует выделить наиболее существенные:

- зависимость  от крупных компаний;

- недостатки  в управлении;

- повышенную  чувствительность к изменениям  условий хозяйствования;

- трудности  в привлечении дополнительных  финансовых средств и получении  кредитов и др.

      Однако, несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические и другие проблемы. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание сектора малого предпринимательства должно стать основой стабильности в экономике и в обществе.

      От  субъектов малого предпринимательства  существенно зависит экономический рост любой страны с рыночной экономикой, научно-технический уровень ее развития, занятость населения, социально-политическая стабильность в обществе. Именно этим и определяется тщательно продуманная, мощная государственная поддержка субъектов малого предпринимательства на Западе.7

     3.Развитие малого бизнеса на Западе.

     Многие  страны развитого капитализма давно  ощутили эффективность малых  предприятий в экономике и  научились решать многие проблемы, связанные с фирмами, которые  занимаются деятельностью в небольших масштабах. Экономика таких стран как Германия, США и других во многом основывается на малых предприятиях. Посмотрим, как же развивается малый бизнес в этих странах.

     Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число малых предприятий растет.8 Наибольшее влияние на развитие малого бизнеса на Западе мелкого предпринимательства оказывают следующие факторы:

     * в развитии инфраструктуры и  средств связи произошел скачок;

     * повысился общеобразовательный  уровень людей с одновременным  накоплением опыта в крупных компаниях;

     * уменьшение габаритов, стоимости  и упрощение использования информационных  систем;

Информация о работе Малый бизнес