Малый бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будет сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

Работа содержит 1 файл

моя первая курсовая.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

    * способствование  малыми фирмами решению вопроса  безработицы;  
    * в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей смены;

    * большая  конкурентоспособность за счет  меньших издержек, обусловленных  отсутствием лишнего бюрократического  аппарата, снижением накладных расходов  и меньшими колебаниями заработной  платы; 

     * расширение сферы услуг, базирующейся  на малых предприятиях.

     Но, конечно, малые предприятия как  возникают, так и распадаются  по многим причинам. Например, в Германии в1990 году более 14500 предприятий из числа  малых потерпели крах, причем 40% из них просуществовали не более 5 лет. Доля банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда выше, ибо, идя на риск, предприниматель решает сложную проблему конкурентоспособности выпускаемой продукции. Ведь начальная стоимость ставит основателей фирмы в невыгодное положение по сравнению с действующей фирмой. Новичку нужно в самом начале проводить свою работу при более высоких издержках, чем предпринимателю действующей фирмы. Поэтому начинающая фирма всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта.

     Но  все же, несмотря, ни на что, количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике. Причем достаточно важно то, что часто малое предприятие обанкрочивается не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.

     Существует 3 модели развития мелкого предпринимательства:

     I. консервация масштабов деятельности с последующим сохранением статус-кво;

     II. медленное расширение деловой  активности;

     III. быстрое развитие малых предприятий  и превращение их в средние,  а затем и в крупные компании.

     По  данным опроса владельцев малых предприятий  в Германии 55% не планируют расширение, 35% разрабатывают планы медленного устойчивого роста, и только 10% - быстрого развития за счет производства новой продукции или вступления на новые рынки, что говорит о стремлении к сохранению своего статус-кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев.

     В 80-х годах обозначилась тенденция к увеличению числа малых предприятий в Германии. Поэтому правомерно утверждать, что в эти годы, одновременно с укреплением позиций верхушки монополистического капитала (данное утверждение ни у кого не вызывает сомнений) в экономике стран Запада наметился процесс возрастания значения мелких и средних фирм в ряде областей как материальной, так и нематериальной сферы производства.

     Относительно  состояния промышленности Германии, хотелось бы привести следующие цифры. Доля 10 ведущих концернов в общем промышленном обороте со второй половины 70-х годов до середины 80-х не возрастала, а по экспорту даже несколько снижалась. Наиболее же наглядной эта тенденция была в США. Согласно официальным данным с 1980 по 1989 года доля фирм малого предпринимательства увеличилась с 18% до37%. В общем, в 70-е - 80-е годы сначала наметилась, а затем еще очевидней стала проявляться тенденция, при которой доля крупнейших компаний в выпуске продукции, инвестициях, обороте и других показателях многих отраслей оставалась стабильной или даже несколько снижалась. Установилось сбалансированное состояние между мелким и средним бизнесом. Этот временный период можно считать звездным часом малого бизнеса, поскольку для предпринимательства все более важной становится быстрая, гибкая, инновационная адаптация внутренней среды и внешних взаимосвязей фирм к возрастающей неопределенности хозяйственной среды. Предприниматели все чаще осознают необходимость использовать не только преимущества специализации, особую атмосферу творчества и заинтересованности, традиционно царящую в малых фирмах, но и возможности, которые открываются при производственной кооперации: экономия на масштабах, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска.

     Большой плюс малых предприятий состоит  в том, что многие из них оказались  более приспособленными, чем крупные  компании, к условиям развития в  кризисные периоды для экономик Запада. Крупные фирмы не столь  чувствительно и быстро реагируют  на какие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики. Волна разорений или образования новых компаний зарождается, прежде всего, в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их деятельности.

     В условиях ухудшения воспроизводства  крупные компании находят "отдушину" в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы, как правило, не имеют такой возможности. Это вынуждает их для выживания интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Те из них, кто в обстановке 70-х начала 80-х годов сумели приспособиться - выжили, другие - просто разорились. Однако, в свою очередь, развитие малых предприятий при преодолении этого кризиса послужило важным средством оздоровления экономики.9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4.Проблемы малого бизнеса в России и пути их решения

Во всем мире развитие сектора малых предприятий  рассматривается не как самоцель, а как важное стратегическое направление  оптимальной структуризации производства, его размещения и эффективности. К сожалению, Россия далека от этого. В результате хода радикальных экономических реформ так и не удалось мобилизовать и привести в действие тот колоссальный созидательный потенциал, который заключает в себе малый бизнес. Число малых предприятий на 1 тыс. жителей в странах ЕС и Японии составляет 45-40, в США - более 79, а в России - 6. Доля работающих на малых предприятиях в общем числе занятых в европейских странах равняется 70%, в России - 11%, доля вклада малых предприятий в ВВП, соответственно, более 50% и менее 10%.Распределение по деятельности малых предприятий в России выглядит следующим образом: торговля и общественное питание 46%,строительство 14,5%,промышленность 14,9%,сельское хозяйство 1,6%,транспорт 2,2%,наука и научное обслуживание 3,4%,жилищнокоммунальное хозяйство 1,8%,общая коммерческая деятельность по обеспечению и функционированию рынка 4,1%,другие отрасли 11,6%. 
 

 

          Таким образом, уровень развития малого предпринимательства в нашей стране по всем параметрам недостаточен, так же, как и его влияние на формирование рациональной структуры рыночной экономики и решение задач обеспечения занятости.10

Основные  показатели деятельности малых предприятий   
(по данным Государственного комитета России по статистике)
 

Показатели 2008 год в % от федерального округа в % от РФ
Количество  МП 109165 69,8 12,4
Общая численность занятых на МП, чел. 722555 61 9,5
Численность постоянно работающих на МП, чел. 627495 61 9,5
Выпуск  товаров и услуг в фактических  ценах (без НДС и акциза) по всем видам деятельности, млн. руб. 48126,3. 53,4 7,8
Выручка от реализации товаров, продукции (работ, услуг) (без НДС и акцизов), млн. руб. 225494,9 67,1 11,6
Объем инвестиций в основной капитал, млн. руб. 2428,8. 63 8,2
 
 
 
 
 

Показатели  уровня развития малых  предприятий 

Показатели 2008 год в среднем по федеральному округу в среднем по РФ
Количество  МП на 1000 жителей, ед. 23 11 6
Доля  МП в общем числе предприятий  и организаций, % 50,6 39,7 26,4
 

       Малый бизнес (МБ) в России, переживающий системный кризис, связанный с преобразованием централизованно планируемой экономики в рыночную, имеет особое значение. Малый бизнес может активно участвовать в разрешении целого комплекса экономических и социальных проблем. Он активизирует структурную перестройку экономики, насыщает рынок товарами и услугами, формирует конкурентную среду, содействует развитию регионов, рыночной инфраструктуры, решению проблем занятости, выравниванию условий и повышению уровня жизни населения, формированию новых субъектов собственности и становлению среднего класса общества.

      Особая роль МБ определяется в снижении социальной напряженности, преодолении привычного социального иждивенчества за счет государства. В конечном итоге развитие малого бизнеса является серьезным фактором преодоления кризиса: спада производства, роста безработицы, снижения потребительского спроса, замедления научно-технического прогресса. В условиях России малый бизнес - основа социально-экономических преобразований, нацеленных на создание рыночной экономики, в основе которой лежит критерий социальности.

           Малые предприятия России в своей деятельности  сталкиваются с большими трудностями.

      Основная  проблема малых предприятий –  недостаточная ресурсная база, как  материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании

широкого  нового сектора народного хозяйства  почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в хоть сколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, требующего для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны.

      Положение едва ли может серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный рост имеющихся  для этого материально-технических  и финансовых ресурсов, по крайней мере, в ближайшее время нет оснований рассчитывать. Но гораздо лучше применить эти ресурсы можно. Для этого требуется тщательно выверенная последовательно проводимая в жизнь система селекция, позволяющая предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. В целом на сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере обращения при детальной дифференциации самого производства, причем не застывшей раз и навсегда, а весьма динамичной, на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций.

      Следующая проблема – это та законодательная  база, на которую сейчас может опираться  малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенно, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский кодекс РФ, Законы «О собственности в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», ряд указов Президента РФ), но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной, единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства в конечном счете, будет убедительно решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.

      В настоящее время малое предпринимательство  находится в условиях, которые  весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к  тому, чтобы все больше «задвигать»  его в старые рамки планово-административной системы с ее едва ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т. п. Так, с 1993 года было введено планирование прибыли. Уже в начале квартала предприниматель был обязан внести в бюджет налог с прибыли. Если же по итогам квартала обнаруживалось, что ее оказалось больше, предпринимателю надлежало не только уплатить дополнительную сумму  налога, но еще и банковский процент с нее. Только в 1996 году это положение было отменено.

Информация о работе Малый бизнес